Судья Марданова С.А.
Дело № 33-11820/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 ноября 2022 года гражданское дело по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 28» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности по устранению нарушений, по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 28» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Наумовой Ларисы Николаевны на решение Березниковского городского суда Пермского края от 05 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение Наумовой Л.Н., прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование иска указано, что 24.03.2022 в ходе проверки Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего надлежащие материально-бытовые условия содержания осужденных в штрафных помещениях учреждениях: прогулочные дворы, для лиц, содержащихся в ШИЗО ФКУ ИК-28, не соответствуют установленным законодательством требованиям, а именно оборудованы навесом, защищающим от осадков на 100 % (полностью закрыты крышей), вследствие чего солнечный свет не поступает, что нарушает права осужденных, предусмотренные ст.99 УК РФ, на надлежащие материально-бытовые условия содержания. Ответчики, являясь государственными органами ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю и федеральным казенным учреждением (ФКУ ИК-28), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся нарушений закона, предусматривающих материально-бытовое обеспечение осужденных.
В судебном заседании представитель истца прокурор Русаков С.С. на исковых требованиях настаивал, просил исковое заявление удовлетворить по доводам, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчиков Бабушкин А.В. с исковыми требованиями не согласился.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 05.05.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме. На ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность по оборудованию прогулочных дворов для осужденных, содержащихся в штрафных помещениях учреждения в соответствии с нормами и требованиями, установленными п.п. 14 п. 32 Приказа Министерства юстиции России от 04 сентября 2006 года № 279 в течение одного года с момента организации финансирования. На ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность при недостаточности самостоятельных финансовых средств у ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю организовать из средств федерального бюджета финансирование мероприятий по оборудованию прогулочных дворов для осужденных.
С указанным решением в апелляционных жалобах не согласились ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-28, полагают, что возложение обязанности на ГУФСИН России по Пермскому краю по финансовому обеспечению расходов, связанных с устранением выявленных нарушений является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа ФСИН России. Просят решение отменить, принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Березниковской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Кроме того, с апелляционной жалобой и дополнительной апелляционной жалобой обратилось лицо, не привлеченное к участию в деле и не участвующее в суде первой инстанции - Наумова Л.Н. Полагает, что является одним их тех лиц, чьи права нарушались администрацией ФКУ ИК-28, в защиту которых обратился прокурор. В жалобе и дополнениях к ней указывает, что ФКУ ИК-28 имеет достаточное финансирование для обеспечения надлежащих условий содержания осужденных. Просит решение в части указания периода времени исполнения возложенной обязанности на ответчика (в течение одного года с момента организации финансирования) отменить. К дополнительной апелляционной жалобе прилагает фотографии прогулочных двориков 3 шт., открытые сведения из сети Интернет на текущее время о сумме контрактов ФКУ ИК-28 на 4 листах, жалобу Наумовой Л.Н. от 06.06.2019 на ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-28 на 3 листах.
Обсудив доводы апелляционных жалоб ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-28, заслушав объяснение Наумовой Л.Н., прокурора Левыкиной Л.Л., в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом уведомленных о дне судебного заседания, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч. 1 ст.327. 1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1, учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», установлены стандарты к оборудованию прогулочных дворов.
Согласно п.32 п.п.14 Наставления указанного приказа к зданию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП примыкают прогулочные дворы. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 х 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 х 50 мм.
Над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки от 27.08.2021, выявлен ряд нарушений, в том числе, при обходе помещений ШИЗО ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, установлено, что прогулочные дворы для лиц, содержащихся в ШИЗО, оборудованы навесом, защищающим от осадков на 100 %, вследствие чего солнечный свет туда не поступает, что нарушает права осужденных, предусмотренные ст.99 УИК РФ, на надлежащие материально-бытовые условия содержания (л.д. 15-20).
31.08.2021 на имя начальника учреждения внесено представление №4-6-2021/Прпд46-21-20570054 (л.д. 8-11).
В соответствии с ответом Врио начальника ФКУ ИК-28 от 06.10.2021 «О рассмотрении представления», допущенные нарушения рассмотрены, приняты меры к их устранению, в том числе произведен расчет потребности в необходимых строительных материалах с учетом мониторинга рыночных цен в районе нахождения учреждения. В случае выделения денежных средств выполнение работ будет произведено собственными силами учреждения (л.д.12-14).
28.09.2021 в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю направлена заявка № 60/61/15-7816 с расчетом потребности выделения денежных средств на устранение выявленного прокуратурой нарушения закона, а именно, на проведение ремонтных работ прогулочных дворов ШИЗО ФКУ ИК-28 (л.д.21-22).
В соответствии со справкой по результатам проверки помощника прокурора Русакова С.С. на имя Березниковского прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, при проведении проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства при содержании осужденных в ШИЗО 24.03.2022 установлено, что прогулочные дворы для содержания лиц, содержащихся в ШИЗО ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю не соответствует установленным законодательством требованиям, а именно оборудованы навесом, защищающим от осадков на 100 % (полностью закрыты крышей), вследствие чего солнечный свет туда не поступает, что нарушает права осужденных, предусмотренные ст.99 УИК РФ на надлежащее материально-бытовые условия содержания (л.д. 23).
Установив приведенные выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФКУ ИК-28 не исполняются обязанности по созданию соответствующих материально-бытовых условий.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков сводятся к неправомерному возложению судом обязанности по обеспечению финансирования для устранения нарушений, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
ФСИН России согласно п/п.6 п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Согласно ст.5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.
ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с п/п.2 п.15 Приложения 60 Положения о Главном управлении ФСИН по Пермскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 №518, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; принимает меры по укрепления и развитию материально-технической базы подведомственных учреждений; осуществляет контроль использования закрепленного за подведомственными учреждениями имущества.
В соответствии с п.6 Положения ГУФСИН России по Пермскому краю для подведомственных учреждений является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Одной из основных функций ГУФСИН России по Пермскому краю является организация финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждения, исполняющих наказание, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений. Соответственно финансовое и материально-бытовое обеспечение учреждений, исполняющих уголовные наказания на территории Пермского края, в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников, содействие дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы и социальной сферы уголовно-исполнительной системы возлагается на ГУФСИН России по Пермскому краю.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных и исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 1 ст. 161, пункт 10 ст. 242.3, пункт 9 ст. 242.4, пункт 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данных норм закона кредитор вправе одновременно предъявить иск и к основному должнику – казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств – главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося ведении казённого учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
В силу приведенных положений и разъяснения закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, в том числе по обеспечению зданий уголовно-исполнительной системы обязательным требованиям в области пожарной безопасности, является ФСИН России, следовательно, при недостаточности у ФКУ СИЗО 2 ГУФСИН России по Пермскому краю средств, субсидиарную ответственность несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган – ГУФСИН России по Пермскому краю.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу вправе подать лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Таким образом, правом апелляционного обжалования судебных постановлений наделены не любые заинтересованные лица, а лишь те, права которых были разрешены обжалуемым судебным постановлением.
Изучив апелляционную жалобу Наумовой Л.Н., выслушав ее пояснения в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу, что Наумова Л.Н., в данном случае, не является лицом, имеющим полномочия на обжалование решения суда по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства РФ, регламентирующего надлежащие материально-бытовые условия содержания осужденных, поскольку вопросы о правах и обязанностях Наумовой Л.Н. при рассмотрении спора не разрешались.
Таким образом, апелляционная жалоба Наумовой Л.Н. на решение Березниковского городского суда Пермского края от 05.05.2022 подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 05 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 28» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Наумовой Ларисы Николаевны оставить без рассмотрения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 ноября 2022 года.