Дело № 5-644/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Липецк 17 мая 2021 года
Судья Советского районного суда г. Липецка Кацапова Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ушакова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, являющегося депутатом Липецкого городского Совета депутатов, холостого, зарегистрированного и проживающего в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
23 февраля 2021 года в период времени с 14.00 часов до 14.20 часов на площади у Областного центра культуры и народного творчества по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 54А Ушаков А.В., ранее привлеченный вступившим в законную силу постановлением судьи Советского районного суда г. Липецка от 23 июля 2020 года к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение положений статей 3, 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" принял участие в несогласованном с органами местного самоуправления г. Липецка публичном мероприятии – митинге, о чем ему было известно, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Ушаков А.В. вину не признал, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, т.к. он не был уведомлен о том, что указанная акция является несогласованной, требований о прекращении митинга сотрудники полиции не высказывали. Кроме этого, ссылался на то, что в установленном порядке и по основаниям, указанным в законе, администрацией г. Липецка не было отказано в проведении публичного мероприятия, в подтверждение чего ссылался на ответ прокуратуры Липецкой области от 16 апреля 2021 года.
Защитник Копылова Т.С. подержала доводы своего доверителя, полагала, что производство по делу подлежит прекращению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав представленные материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток…
Как указано в ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации этого права регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статья 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 2 Закона N 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно ст. 3 Закона N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Законом N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий (ст. 7).
В силу ч. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Как указано в ч.ч. 1 и 3 ст. 6 Закона N 54-ФЗ, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании бесспорно установлено, что 23 февраля 2021 года в период времени с 14.00 часов до 14.20 часов на площади у Областного центра культуры и народного творчества по адресу: г. Липецк, ул. Космонавтов, д. 54А Ушаков А.В., ранее привлеченный вступившим в законную силу постановлением судьи Советского районного суда г. Липецка от 23 июля 2020 года к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение положений статей 3, 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" принял участие в несогласованном с органами местного самоуправления г. Липецка публичном мероприятии – митинге, о чем ему было известно, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Ушакова А.В. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности:
- протоколом об административном правонарушении АА № 633551 от 23 апреля 2021 года, при составлении которого Ушакову А.В. обеспечено участие защитника, разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставлена возможность ознакомления с содержанием всех материалов, а также возможность дать объяснения;
- уведомлением о проведении публичного мероприятия № 1 от 08 февраля 2021 года, согласно которому Быковских Н.И. обратился к главе города Липецка Уваркиной Е.Ю. с уведомлением о проведении 23 февраля 2021 года в период времени с 14.00 часов до 16.00 часов в количестве 1000 человек, по адресу: г. Липецк, площадь перед Областным центром культуры, народного творчества и кино (г. Липецк ул. Космонавтов д. 54А) публичного мероприятия – митинга. В качестве цели публичного мероприятия указано «Всероссийская акция протеста проводимой политики власти в условиях обострения социально- экономического кризиса в стране»;
- ответом и.о. главы города Липецка Артемовой И.В. от 09 февраля 2021 года № 353-01-01-12, согласно которому запрещено проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий по 01 апреля 2021 года, которое было вручено ФИО3 до проведения публичного мероприятия;
- копией журнала исходящей корреспонденции с отметкой о вручении ФИО3 вышеуказанного ответа 11 февраля 2021 года;
- представленными видеозаписями, из которых следует, что до сведения участников митинга, где находился в том числе и Ушаков А.В., сотрудником полиции Головиным А.В. доводилась информация об отсутствии согласования с органами местного самоуправления г. Липецка на проведение публичного мероприятия; организатор публичного мероприятия - Быковских Н.И. также в начале митинга сообщил собравшимся о том, что перед началом митинга к нему подошли сотрудники и сообщили о том, что данное мероприятие является несогласованным;
- объяснениями Ушакова А.В., в которых он не оспаривает сам факт участия в митинге 23 февраля 2021 года в период времени с 14.00 часов до 14.20 часов на площади у Областного центра культуры и народного творчества у дома № 54 «а» по ул. Космонавтов г. Липецка;
- показаниями свидетеля Головина А.В., который показал, что он сообщил собравшимся гражданам, среди которых был и Ушаков А.В. о необходимости разойтись. Оснований не доверять показаниям свидетеля не имеется. Свидетель предупреждался об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложных показаний; данные им показания соответствуют видеозаписям массового мероприятия, в связи с чем сомнений не вызывают;
- копией постановления судьи Советского районного суда г. Липецка от 23 июля 2020 года, вступившего в законную силу, которым Ушаков А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не имеет правового значения ссылка Ушакова А.В. и его защитника на то, что по мнению ФИО3 и по их мнению ответ администрации г. Липецка от 09 февраля 2021 года является незаконным, что подтверждается ответом прокуратуры Липецкой области от 16 апреля 2021 года, согласно которому неисполнение администрацией г. Липецка обязанности по разъяснению организатору публичного мероприятия права на его проведение в другое время в ином месте воспрепятствовало реализации конституционного права ФИО3 на проведение публичного мероприятия, в связи с чем в адрес главы администрации г. Липецка внесено представление об устранении отмеченных нарушений.
Действия администрации решением суда не признаны незаконными, кроме того, сам по себе ответ прокуратуры Липецкой области не свидетельствует о законности проведения публичного мероприятия 23 февраля 2021 года в период времени с 14.00 час. до 14.20 час. по адресу: г. Липецк, площадь перед Областным центром культуры, народного творчества и кино (г. Липецк ул. Космонавтов д. 54А).
Само по себе несогласие Ушакова А.В. с содержанием ответа администрации г. Липецка от 09 февраля 2021 года не свидетельствует о законности проведения вышеуказанного публичного мероприятия.
Постановлением судьи Советского районного суда г. Липецка от 23 июля 2020 года, вступившим в законную силу, Ушаков А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, с учетом ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент совершения вмененного административного правонарушения Ушаков А.В. считается подвергнутым административному наказанию, что образует повторность применительно к ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что о доказанности вины Ушакова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
При назначении Ушакову А.В. административного наказания судьей учитываются характер и тяжесть совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение (не работает), отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
С учетом вышеизложенного, а также положений ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает необходимым назначить Ушакову А.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., полагая, что данное наказание будет отвечать его предупредительными целями, соответствует принципам справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Оснований для применения ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижения назначенного административного штрафа в настоящем случае судья не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Ушакова Александра Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 (сто пятьдесят) руб.
Административный штраф подлежит уплате в доход государства на счет УФК по Липецкой области (УМВД России по г. Липецку), КПП 482301001, ИНН 4826068419, ОКТМО 42701000, номер счета получателя № 03100643000000014600 в отделение Липецк Банка России//УФК по Липецкой области г. Липецк, БИК 014206212, кор. счет 40102810945370000039, КБК 18811601201019000140, УИН 18880348210086335512.
Разъяснить, что в силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления путем подачи жалобы через Советский районный суд г. Липецка.
Судья
Резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ. Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.