Решение по делу № 33-2800/2021 от 22.07.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Цыбикдоржиева Т.В.

УИД 04RS0021-01-2021-002085-83

дело поступило 22.07.2021 г.                                                                                 № 33-2800/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 сентября 2021 г.                                         г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Васильевой С.Д. при секретаре Долонове Ц-Н.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кебечеевой М.П. к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и досрочно назначить страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 2 июня 2021 г., которым постановлено:

исковые требования Кебечеевой М.П. удовлетворить частично.

Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного       фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Кебечеевой М.П. с ... по ..., с ... по ....

Обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного       фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия назначить Кебечеевой М.П. досрочную страховую пенсию по старости с ....

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., объяснения Кебечеевой М.П., представителя Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного     фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия Галактионовой М.В., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обращаясь в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований), Кебечеева М.П. просила обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия (далее – Центр пенсий) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды ее работы с ... по    ..., с ... по ..., с ... по ...,     и назначить ей страховую пенсию по старости с ..., ссылаясь на то, что ... она обратилась в Центр пенсий с заявлением о начислении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",                 в удовлетворении которого решением ответчика от ... отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ (специального стажа).

При этом при подсчете стажа не были учтены периоды ее работы с ... по ... в должности <...> Управления «<...>», с ... по ... - в должности <...> электрических машин, якорного цеха <...>,                       с ... по ... - в должности <...> механического производства <...>, однако данная работа подтверждается трудовой книжкой, архивными справками. Таким образом, специальный стаж в особых условиях труда составляет 17 лет 6 месяцев 6 дней, что превышает требуемые по законодательству для досрочного назначения пенсии по старости 15 лет.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «Желдорреммаш».

В заседании суда первой инстанции истец Кебечеева М.П. заявленные исковые требования поддержала и суду пояснила, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии у нее имелась необходимая продолжительность страхового стажа на соответствующих видах работ, поэтому отказ в назначении досрочной страховой пенсии является незаконным.

Представитель Центра пенсий Дамбиева Е.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая на то, что отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии является обоснованным, поскольку на день обращения за страховой пенсией у истца отсутствовал стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Представитель АО «Желдорреммаш» Шивкова Н.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что период работы истца в             АО «Желдорреммаш» не может быть включен в качестве дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым не согласился Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия, поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на неправильное применение норм материального и процессуального права. В жалобе указывается на недоказанность факта выполнения истцом в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы в качестве <...> строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин и недостоверности отражения данных об этих периодах работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода льготы.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Центра пенсий Галактионова М.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Истец Кебечеева М.П. с апелляционной жалобой не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении и оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 г.

В силу пунктов 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г.           № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.            N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.                N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).

В силу пункта "б" части 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10                    "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.

Профессия <...> указана в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ... Кебечеева М.П. обратилась в Центр пенсий с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.

Решением Центра пенсий № ... от ... в назначении досрочной пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, так как при необходимом стаже работы не менее 15 лет у истца такого стажа не имеется.

При этом по решению Центра пенсий общий страховой стаж составляет 33 года 9 месяцев 26 дней при требуемой продолжительности не менее 20 лет.

Ответчиком при подсчете стажа на соответствующих видах работ для назначения Кебечеевой М.П. досрочной страховой пенсии по старости не включены периоды ее работы:

с ... по ... - в качестве <...> <...> Управления «<...>»,

с ... по ... - в качестве <...> цеха электрических машин, якорного цеха <...>,

с ... по ... - в качестве <...> механического производства <...>.

Не согласившись с данным решением пенсионного органа, истец обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила включить в специальный страховой стаж указанные периоды работы и обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции удовлетворил их в части возложения обязанности включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы Кебечеевой М.П. с ... по ... – в должности <...> Управления «<...>»,                 с ... по ... – в должности <...> цеха электрических машин, якорного цеха Улан-Удэнского <...> – филиала        ОАО «<...>» и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ....

При этом, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд обоснованно исходил из того, что факт работы Кебечеевой М.П. в указанные периоды на работе в должности, занятость в которой дает право на льготную пенсию, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Указывая на включение в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов работы истца, суд обоснованно сослался на наличие правовых оснований для включения в специальный стаж работы периодов работы с ... по ... в качестве <...> Управления «<...>»,                        с ... по ... – в качестве <...> цеха электрических машин, якорного цеха Улан-Удэнского <...> – филиала         ОАО «<...>», поскольку работа в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в указанные периоды документально подтверждена.

В частности, факт работы Кебечеевой М.П. с ... по     ... <...> Управления «<...>»,               с ... по ...<...> в цехе электрических машин, <...> якорного цеха Улан-Удэнского <...> – филиала ОАО «<...>» подтверждается записями в трудовой книжке, архивными справками ГАУК РБ «Государственный архив Республики Бурятия» № ... от ..., № ... от ..., архивного отдела Управления по кадровой политике Администрации г.Улан-Удэ № ... от ..., № ... от ..., № ... от ... о трудовом стаже истца в указанные периоды и наличии в документах архивного фонда ОАО «<...>», Улан-Удэнского <...> сведений о начисленной ей заработной плате в эти периоды работы.

С учетом спорных периодов работы суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что стаж работы Кебечеевой М.П. на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ составляет 17 лет 6 месяцев       7 дней и превышает требуемую для назначения досрочной пенсии продолжительность 15 лет, что дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии ..., в связи с чем обоснованно удовлетворил иск в названной части.

Доводы апелляционной жалобы Центра пенсий о недоказанности факта выполнения истцом в спорные периоды работы в течение полного рабочего дня трудовых обязанностей в качестве <...> строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин и достоверности отражения данных об этих периодах работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета о льготных периодах работы, поскольку код особых условий работодателем не подтвержден, признаются судебной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г.           N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 г.             N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно статье 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ именно на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд необходимых сведений о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

При этом неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не может быть основанием для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку данное обстоятельство не зависит от Кебечеевой М.П. и не может повлечь умаление ее пенсионных прав.

Иное означало бы нарушение конституционного права истца на социальное обеспечение по возрасту, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 2 июня 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи:

33-2800/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кебечеева Марина Петровна
Ответчики
Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ
Другие
АО Желдорреммаш
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Хаыкова Инна Кирилловна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
22.07.2021Передача дела судье
11.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2021Передано в экспедицию
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее