РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2017 года город Кондрово
Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Евсютиной Е.И., при секретаре Кирсановой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора по Калужской области к ФИО1 о возложении обязанности осуществить подготовку проекта рекультивации земельных участков и проведении рекультивации земельных участков в соответствии с проектом,
УСТАНОВИЛ:
21 февраля 2017 года Управление Россельхознадзора по Калужской области обратилось в суд с указанным иском, в обоснование которого указало, что в ходе проведенного осмотра земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных в районе <адрес> установлено, что на данных земельных участках произведено нарушение почвенного покрова и находятся котлованы по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Земельные участки с кадастровыми номерами №, № относятся к землям промышленности (согласно схемы земельных участков). На принадлежащих ответчику на праве собственности земельных участках с кадастровыми номерами № и №, общей площадью 5,7 га, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения на всей площади снят плодородный слой почвы. Данный слой сдвинут и размещен в валах вдоль северной и северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером №. На момент осмотра работы по снятию плодородного слоя и добыче полезных ископаемых не производились. На земельном участке с кадастровым номером № в северной его части находилась специализированная добычная и сортировочная техника. Работы, связанные с нарушением почвенного покрова, были проведены с нарушением земельного законодательства, без оформления правоустанавливающих документов на проведение работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы. В связи с чем, уточнив ДД.ММ.ГГГГ исковые требования, истец просит суд обязать ФИО1 осуществить подготовку проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами № и № общей площадью 5,7 га, расположенных по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обеспечить проведение рекультивации земельных участков в соответствии с проектом.
Представитель истца, действующая на основании доверенности, ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования признал.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»; от 02 января 2015 года № 1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» Управление Россельхознадзора по Калужской области, как территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением на землях сельскохозяйственного назначения: требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; предписаний, выданных должностными лицами по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Согласно ч.1 ст. 77, ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 1, ч.1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В судебном заседании установлено, что собственником земельного участка площадью 47375 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>» и земельного участка площадью 10426 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО1, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 03 апреля 2014 года (л.д. 20), выписками из ЕГРН от 16 февраля 2017 года (л.д. 88-94).
В ходе проведения обследования земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных в районе д. Камельгино, в границах <адрес>, согласно акта обследования земель от 22 марта 2016 года установлено, что на данных земельных участках произведено нарушение почвенного покрова и находятся котлованы по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Земельные участки с кадастровыми номерами №, № относятся к землям промышленности (согласно схемы земельных участков). На земельных участках с кадастровыми номерами № площадью 4,7 га и № площадью 1 га на всей площади снят плодородный слой почвы. Предположительно снятый плодородный слой сдвинут и размещен в валах вдоль северной и северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером №. На момент осмотра работы по снятию плодородного слоя и добыче полезных ископаемых не производились. На земельном участке с кадастровым номером № в северной его части находилась специализированная добычная и сортировочная техника.
ФИО1 за получением документов, дающих право на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, устанавливающих порядок снятия и перемещения плодородного слоя почвы, документов, свидетельствующих о переводе земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию не обращался.
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 26 апреля 2017 года, вступившим в законную силу ФИО1 за самовольное снятие плодородного слоя почвы на всей площади земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных <адрес> и размещения его в валах вдоль северо-западной границы земельного участка с кадастровым номером № а также за образование карьера по добыче полезных ископаемых глубиной приблизительно около 8-10 метров на этом же земельном участке в северной его части на площади около 1,7 га привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 241 Серпуховского судебного района Московской области от 23 января 2017 года, вступившим в законную силу, ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно ч.2 ст. 76 Земельного кодекса РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушение, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных насаждений.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июня 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения по соблюдению стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно п. 32 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67, за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу пункту 2 ст. 78 указанного выше Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», по смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Таким образом, учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № имеют категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства, учитывая, что ФИО1 неправомерно осуществляет деятельность на вышеуказанных земельных участках по снятию плодородного слоя почвы на площади 5,7 га, в результате чего часть земельного участка находится в состоянии непригодном для ведения сельскохозяйственного производства, а работы, связанные с нарушением почвенного покрова были проведены с нарушением земельного законодательства, без оформления правоустанавливающих документов на проведение работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой освобожден истец.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ФИО1 осуществить подготовку проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами №, № общей площадью 5,7 га, расположенных по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить проведение рекультивации земельных участков в соответствии с проектом.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления полного текста.
Председательствующий подпись Е.И. Евсютина
<данные изъяты>