УИД 04RS0021-01-2022-003901-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре судебного заседания Мануевой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2694/2022 по иску Банзановой Ольги Леонидовны к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по обеспечению земельного участка инфраструктурой,
УСТАНОВИЛ:
Истец Банзанова О.Л. обратилась в суд с иском к Администрации г. Улан-Удэ, в котором просит обязать ответчика обеспечить земельный участок, принадлежащий ей с кадастровым номером расположенный в 126 микрорайоне г.Улан-Удэ дорожной сетью и инженерной инфраструктурой (водоснабжением).
В обоснование иска указывала, что в 2009 году решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ ей в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» от 16 октября 2002 года №115-III для индивидуального строительства предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , расположенный в 126 микрорайоне г. Улан-Удэ. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано, выдано свидетельство о праве собственности ... от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставленный в собственность земельный участок не обеспечен инфраструктурой (водоснабжение, дорожное сообщение). Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, пп. 6, 7 ст. 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам: имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, иным не указанным в п. 6 отдельным категориям граждан, в случаях предусмотренных законами субъектов РФ.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ», МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ», МУП «Водоканал», МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ».
В судебное заседание истец Банзанова О.Л. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ, МУ «Комитет по строительству» Администрации г. Улан-Удэ Никольская И.В. полагала заявленные требования необоснованными, поскольку на территории Республики Бурятия требования к предоставляемым земельным участкам регулируются положениями Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 года №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». При этом на момент предоставления земельного участка истцу обязанность по обеспечению земельных участков инфраструктурой в ст. 1.2 Закона РБ №115-III отсутствовала. Оснований для возложения обязанности обеспечить непосредственно принадлежащий истцу земельный участок дорожной сетью и водоснабжением не имеется. Вместе с тем, грунтовые дороги в 126 мкр. имеются. В понимании федерального законодательства истец обеспечен водоснабжением, в 126 мкр. имеется технологическая возможность подключения к центральному водоснабжению. Обязанности по обеспечению водоснабжением конкретных земельных участков у органа местного самоуправления отсутствует, имеется обязанность организовать, создать условия для подключения.
В судебном заседании представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» Ардонова А.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась по аналогичным основаниям. Кроме того, пояснила, что в 126 мкр. проезды имеются, требования ГОСТ автомобильных дорог к ним применяться не может, так как это дороги местного значения, допустимо грейдирование и отсыпка, что осуществляется Комбинатом по благоустройству. Все дороги на территории городского округа являются дорогами местного значения. Грунтовые дороги, как вид дорог, предусмотрены законодательством.
Представители МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, МУП «Водоканал» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). При этом, исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
В силу пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Правоотношения о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности в Республике Бурятия урегулированы Законом Республики Бурятия от 16 октября 2002 года № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (в редакции от 14 мая 2010 года) бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах поселения, следующим категориям граждан, не имевшим ранее в собственности, пожизненном наследуемом владении и постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома):
а) специалистам, работающим в сельском поселении или городском поселении, которое входит в состав муниципального района (педагогическим работникам образовательных учреждений, медицинским и фармацевтическим работникам, социальным работникам, работникам культуры и искусства, специалистам государственной ветеринарной службы, специалистам, работающим в сельскохозяйственном производстве);
б) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Банзанова О.Л. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в Администрации Советского района г.Улан-Удэ для получения жилого помещения по договору социального найма по категории инвалид 1 группы с составом семьи 1 человек.
ДД.ММ.ГГГГ Банзановой О.Л. в МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации ... подано заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решением МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ № Банзановой О.Л. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 800 кв.м., не обремененный публичным сервитутом (категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый ...), расположенный по адресу: ... предназначенный для строительства индивидуального жилого дома.
В силу пункта 1 ст. 1.2 Закона Республики Бурятия № 115-III (в ред. Закона Республики Бурятия от 5 мая 2015 года № 1062-V) земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частями 2, 5, 5.1, 6 и 7 статьи 1 настоящего Закона, должны быть пригодными для эксплуатации (отсутствие оврагов) и обеспечены инфраструктурой (вода, электричество, дороги).
Вместе с тем, статья 1.2 Закона Республики Бурятия № 115-III была введена Законом Республики Бурятия от 9 марта 2010 года № 1298-IV, и на момент предоставления истцу земельного участка была изложена в следующей редакции «порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».
Тем самым, на момент предоставления Банзановой О.Л. земельного участка обязанности у органа местного самоуправления по обеспечению именно его земельного участка инфраструктурой не имелось.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ ...-О разъяснил, что на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ...-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В рассматриваемом случае по сведениям МУП «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ имеется техническая возможность подключения (технологического присоединения) проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к централизованной системе водоснабжения объектов капитального строительства, расположенных в 126 микрорайоне ..., в том числе земельного участка ФИО1 В настоящее время ведется строительство сетей водоснабжения вдоль 122-128 микрорайонов. Срок завершения работ ДД.ММ.ГГГГ. Данные мероприятия выполняются согласно Схеме развития юго-западной части .... По завершении работ ближайшая точка подключения будет располагаться на расстоянии 50 м. (ориентировочно) до границ 126 микрорайона.
Кроме того, из ответа МУП «Водоканал» следует, что на имя ФИО1 открыт финансовый лицевой счет.
Согласно расчетной ведомости по финансовому лицевому счету ... ФИО1 является потребителем услуг МУП «Водоканал», ей производятся начисления за водоснабжение, доказательств ненадлежащего исполнения условий договора со стороны гарантирующего поставщика не представлено.
Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для возложения на Администрацию г. Улан-Удэ обязанности по обеспечению земельного участка истца инженерной инфраструктурой (водоснабжением) не имеется, поскольку ответчиком приняты меры по организации водоснабжения, кроме того, по сведениям МУП «Водоканал», являющегося гарантирующим поставщиком, возможность подключения (технологического присоединения) земельного участка истца имеется.
Оснований для удовлетворения требования иска о возложении обязанности на Администрацию г. Улан-Удэ по обеспечению дорожной сетью суд также не находит.
Согласно ч. 7 п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. При этом дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу положений статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из положений статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Классификация автомобильных дорог (в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств) и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.
Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия. Аналогичное понятие грунтовой дороги дано в Приложении 10 к Приказу Росстата от 30 июля 2021 года № 458 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, туризмом, платными услугами населению, транспортом и административными правонарушениями в сфере экономики».
Поверхность грунтовой дороги покрыта природным грунтом или грунтом с добавками других материалов. Грунтовые дороги имеют дорожные одежды переходного типа по классификации СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 9 февраля 2021 года № 53/пр) или не имеют одежды вообще.
Из представленных в дело фотографий, пояснений представителей Администрации г. Улан-Удэ, МУ «Комитет по строительству» Администрации г. Улан-Удэ следует, что дорога в 126 микрорайоне г. Улан-Удэ относится к дорогам местного значения и является грунтовой, соответственно, дорожное движение организовано и у истца имеется проезд к дому, доказательств обратного суду не представлено.
Тот факт, что грунтовая дорога в 126 мкр. г. Улан-Удэ не имеет покрытия не свидетельствует о том, что она не является автомобильной дорогой или объектом дорожной инфраструктуры по смыслу вышеприведенных норм права, в свою очередь обязательное твердое покрытие дорог местного значения, действующим законодательством не предусмотрено.
То обстоятельство, что дорога в результате выпадения обильных осадков оказывается размытой, не является основанием для удовлетворения требований об обеспечении дорожной сетью.
Так, согласно ответу Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, силами МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» проводятся работы по грейдированию и отсыпке щебнем подъездных путей в 125, 126, 127 мкр. В июле 2022 г. проведен комиссионный выезд специалистов Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ, МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» для определения действительной необходимости грейдирования в 126 мкр. В результате обследования установлено, что дороги в указанном микрорайоне находятся в удовлетворительном состоянии, рытвины, промоины не выявлены, проведение работ по грейдированию не требуется.
Вместе с тем, в случае выявления необходимости в проведении работ по грейдирования, Банзанова О.Л. не лишена возможности обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию Октябрьского района г.Улан-Удэ.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Банзановой О.Л. у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Банзановой Ольги Леонидовны (01; ) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Ю.А. Смирнова
Решение в окончательной форме принято 18.10.2022.