Решение по делу № 2а-594/2020 от 03.08.2020

Дело а-594/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск                      15 сентября 2020 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Шуаева Ш.Ш.,

при секретаре Байболатова Н.Б.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Дагестан к Темирханов М.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Дагестан (далее по тексту - МРИ ФНС № 7 по РД, Налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Темирханов М.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 50 руб., пени в размере 0,70 руб.; по транспортному налогу с физических лиц в размере 71 643 руб., пени в размере 1 166,85 руб., а всего на общую сумму 72 860, 55 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно сведениям регистрирующего органа Темирханов М.М. является (являлся) владельцем недвижимого имущества: квартиры в <адрес>, кадастровый , квартиры в <адрес>, кадастровый ; квартиры в <адрес>, кадастровый ; квартиры в <адрес>, кадастровый , а также транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в том числе: марки ВАЗ 217030 LADA PRIORA 2012 г.в. за г/н , VIN: ; БМВ 528I 2011 г.в. за г/н , VIN: ; ВАЗ 217050 2018 г.в. за г/н , VIN: .

В связи с тем, что в установленный НК РФ срок Темирханов М.М. налог не уплатил, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени. Налоговым органом в отношении Темирханов М.М. выставлено требование от 28.01.2019 года об уплате налога за 2015-2017 годы и пени, в котором сообщалось о наличии у него задолженности за указанные годы и о размере начисленной на сумму недоимки пени и предлагалось добровольно погасить задолженность.

МРИ ФНС № 7 по РД направлено в мировой суд заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с ответчика задолженности по налогу. Судебный приказ отменен судьей, так как в установленный ч.3 ст.123.5 КАС РФ срок от должника поступило возражение относительно его исполнения.

На судебное заседание стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении дела не просили и не представили сведения об уважительности неявки.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст.57 Конституции Российской Федерации, а также ч.1 ст.3, п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, административный ответчик Темирханов М.М. являлся владельцем недвижимого имущества: квартиры в <адрес>, кадастровый , квартиры в <адрес>, кадастровый ; квартиры в <адрес>, кадастровый ; квартиры в <адрес>, кадастровый , а также транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в том числе: марки ВАЗ 217030 LADA PRIORA 2012 г.в. за г/н , VIN: ; БМВ 528I 2011 г.в. за г/н , VIN: ; ВАЗ 217050 2018 г.в. за г/н , VIN: .

16 июля 2018 года в адрес Темирханов М.М. налоговым органом было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2015-2017 годы в размере 82 757 рублей, налога на имущество 50 руб. со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года, которое последним исполнено не было.

В связи с неисполнением Темирханов М.М. обязанности по уплате налога 28 января 2019 года в его адрес налоговым органом выставлено требование об уплате налога за 2015-2017 год и пени, в которых сообщались о наличии у него задолженности за указанные годы и о размере начисленной на сумму недоимки пени и предлагалось добровольно погасить задолженность до 12.03.2019 года.

В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В установленный срок административный ответчик требование не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Заявление МРИ ФНС № 7 по РД о вынесении судебного приказа о взыскании с Темирханов М.М. налога и пени поступило мировому судье судебного участка № 46 Буйнакского района Республики Дагестан в 23 марта 2020 года.

26 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 46 Буйнакского района Республики Дагестан вынесен судебный приказ о взыскании с Темирханов М.М. задолженности по уплате транспортного и имущественного налога в размере 83 974, 54 рубля.

Определением мирового судьи судебного участка № 46 Буйнакского района Республики Дагестан от 08 апреля 2020 года указанный судебный приказ отменен.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст.48 НК РФ).

Из материалов дела следует, что заявление МРИ ФНС № 7 по РД о выдаче судебного приказа поступило мировому судье судебного участка № 46 по Буйнакскому району Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок для добровольного исполнения последнего требования № 1078 от 28.01.2019г. об уплате налога был определен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно шестимесячный срок для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа истек ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа за пределами шестимесячного срока, установленного п.2 ст.48 НК РФ, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока истец не обращался.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № 7 по РД обратилась в суд с настоящим административным иском к Темирханов М.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу, в то время как последний день обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ.

Из анализа положений п. п. 1-3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен шестью месяцами со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.2 ст.48 или п.1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О).

При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено ни в рамках предварительного судебного заседания, ни в настоящем судебном заседании.

При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления о взыскании недоимки не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Республике Дагестан к Темирханов М.М. о взыскании недоимки по:

- налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 50 руб., пени в размере 0,70 руб.;

- по транспортному налогу с физических лиц в размере 71 643 руб., пени в размере 1 166,85 руб., на общую сумму 72 860,55 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий          Ш.Ш. Шуаев

2а-594/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Дагестан
Ответчики
Темирханов Малик Мухтарович
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Судья
Шуаев Шамиль Шуайевич
Дело на странице суда
buinakskiy-rs.dag.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Подготовка дела (собеседование)
27.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2020Судебное заседание
15.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее