Дело № 3а–310/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по административному делу
город Ставрополь 24 сентября 2020 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,
с участием : представителя административного ответчика - Губернатора Ставропольского края и заинтересованного лица - Правительства Ставропольского края – Чаловой Е.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края – Бош В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чугунова В. Н. к Губернатору Ставропольского края, Правительству Ставропольского края о признании недействующими в части нормативных правовых актов,
установил :
Административный истец Чугунов В.Н. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском к Губернатору Ставропольского края, Администрации Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия :
- постановления главы Администрации Ставропольского края от 8 мая 2020 года № 186 «О введении дополнительных ограничительных мероприятий по снижению писков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на отдельных территориях Ставропольского края» (с изменениями на 13 мая 2020 года) в части пункта 1 – «Ввести на территории Кочубеевского, Курского, Левокумского, Новоселицкого и Степновского муниципальных районов Ставропольского края и Нефтекумского городского округа Ставропольского края в границах, определенных законодательством Ставропольского края (далее – муниципальные образования края), ограничение на въезд (выезд) граждан на территорию (с территории) муниципальных образований края»;
- постановления главы Администрации Ставропольского края от 26 марта 2020 года № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению писков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» (с изменениями на 10 мая 2020 года) в части пункта 2.4 – «Обязать граждан с 18 мая до 1 июля 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания – медицинские маски (одноразовые, многоразовые), защитные маски для лица, респираторы или иные заменяющие их текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания, при нахождении в общественном транспорте (включая такси), помещениях общего пользования многоквартирных домов, посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, и осуществлении трудовой деятельности в таких местах, а также при любом выходе на улицу»;
- возложении судебных расходов на административных ответчиков.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец Чугунов В.Н. сослался на то, что оспариваемые им нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу : Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Уголовному процессуальному кодекса Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Уставу Ставропольского края.
Указанные оспариваемые постановления ограничивают конституционные права граждан, отменяют права граждан на свободное передвижение по территории Российской Федерации, на ведение предпринимательской и иной экономической деятельности и право на труд в целях получения вознаграждения, право на обращение в органы государственной власти, на рассмотрение их дела судом в открытом судебном заседании и право на доступ к квалифицированной юридической помощи.
Указанные права могут быть ограничены только федеральным законом и только в условиях введенного Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения, причем право на ведение предпринимательской и иной экономической деятельности, на судебную защиту и на получение квалифицированной юридической помощи, не могут быть ограничены и в условиях чрезвычайного положения.
Оспариваемыми нормативными правовыми актами установлены запрет гражданам покидать место жительства и запрет деятельности организаций, которые могут быть введены только в условиях чрезвычайного положения, которое на территории Ставропольского края не вводилось. Тем самым, оспариваемыми постановлениями население Ставропольского края посажено под домашний арест лицом, которое не имеет право применять такую меру.
Все перечисленные в административном иске нарушения напрямую являются нарушениями прав истца как человека и гражданина, потому, что он зарегистрирован, проживает и находится на территории Ставропольского края. Оспариваемыми нормами установлены ограничения на передвижение граждан и транспортных средств, запрещение пользоваться личным автотранспортом и осуществления передвижения по территории Ставропольского края для исполнения истцом семейных обязанностей и необходимостью получать для этого специальный пропуск по усмотрению должностных лиц государственных органов.
Предусмотренные указанными в иске постановлениями получение пропусков связано с действиями глав муниципальных образований по утверждению перечня организаций, деятельность которых допустима и работникам которых должны быть выданы пропуска, в том числе и на транспортные средства, что нарушает гарантии жизнедеятельности истца. Руководители органов местного самоуправления не имеют право вмешиваться в деятельность семьи истца путем включения их в списки, оценки их деятельности как допустимой, и не имеют оснований для выдачи пропусков работникам главы семейства, и фактически – в силу того, что они не входят в систему органов власти.
Исполнение оспариваемых постановления привело к запрету жизнедеятельности главы семьи, воспрепятствованию исполнения ими своего долга и отмену прав граждан, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации, которые не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.
Также недопустимо положение, при котором исполняющие оспариваемые постановления должностные лица будут проверять наличие разрешений, документов, оснований и иных сведений, которые будут оценивать как обосновывающие следование к месту деятельности, либо нет.
В судебные заседания административный истец Чугунов В.Н. не явился, несмотря на надлежащие извещения о времени и месте рассмотрения заявленных административных исковых требований, а также на возможность уточнения заявленных требований, о чем Чугунову В.Н. разъяснялось судом в письменной форме.
Представитель административного ответчика - Губернатора Ставропольского края и заинтересованного лица – Администрации Ставропольского края, которая юридически не существует и не принимала участия в издании оспариваемых нормативных правовых актов, правопреемником которой является Правительство Ставропольского края, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Чалова Е.В. с административными требованиями не согласилась, полагала производство по делу в оспариваемых редакциях постановлений Губернатора Ставропольского края подлежащими прекращению, о чем заявила в письменных возражениях на иск, которые поддержала в полном объеме.
Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Бош В.В. о прекращении производства по заявленному Чугуновым В.Н. исковым требованиям, суд приходит к следующему выводу.
Частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право суда прекратить производство по административному делу в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии со статьей 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если такой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы истца, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, отсутствует нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
Судом установлено, что 8 мая 2020 года принято постановление Губернатора Ставропольского края № 186 «О введении дополнительных ограничительных мероприятий по снижению писков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на отдельных территориях Ставропольского края, в пункте 1 которого постановлено : «ввести на территориях Кочубеевского, Курского, Левокумского, Новоселицкого и Степновского муниципальных районов Ставропольского края, Нефтекумского городского округа Ставропольского края и города Не6винномысска Ставропольского края в граница, определенных законодательством Ставропольского края (далее – муниципальные образования края), ограничение на въезд (выезд) граждан на территорию (с территории) муниципальных образований края» (том 1 л.д. 124-125).
Данное постановление № 186 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края 8 мая 2020 года номер опубликования : 9999 (том 1 л.д. 123).
Пунктом 9 постановления № 186 установлено, что введенные данным постановлением ограничения действуют до их отмены.
Постановление Губернатора Ставропольского края от 8 мая 2020 года № 186 признано утратившим силу постановлением от 22 июля 2020 года № 300 (том 1 л.д. 127).
Данное постановление № 300 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края 22 июля 2020 года опубликования : 10446 (том 1 л.д. 126).
Как следует из указаний места проживания административного истца в административном иске и копии паспорта Чугунов В.Н. зарегистрирован в … районе (том 1 л.д. 61).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец не является субъектом правоотношений, регулируемых постановлением № 186, поскольку в силу подпункта 2.1 пункта 2 названного постановления ограничения, установленное пунктом 1, не распространяется на граждан, въезжающих (выезжающих) на территорию (с территории) муниципального образования края в случае наличия регистрации по месту жительства (месту пребывания) в границах территории соответствующего муниципального образования края.
26 марта 2020 года принято постановление Губернатора Ставропольского края № 119 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края», которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края 26 марта 2020 года номер опубликования : 9726 (том 1 л.д. 104).
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 10 мая 2020 года № 188 внесены изменения в постановление от 26 марта 2020 года № 119, в частности, постановление дополнено пунктом 2.4 следующего содержания : «Обязать граждан с 18 мая до 1 июля 2020 года использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания – медицинские маски (одноразовые, многоразовые), защитные маски для лица, респираторы или иные заменяющие их текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания, при нахождении в общественном транспорте (включая такси), помещениях общего пользования многоквартирных домов, посещении мест приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, и осуществлении трудовой деятельности в таких местах, а также при любом выходе на улицу».
Данное постановление от 10 мая 2020 года № 188 утратило силу на основании постановления Губернатора Ставропольского края от 10 июня 2020 года № 245 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 года № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» (том 1 л.д. 110-111).
Постановлением от 6 августа 2020 года № 326 внесены изменения в постановление Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 года № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» (в редакции постановления от 10 июня 2020 года № 245, с изменениями, внесенными постановлениями Губернатора Ставропольского края от 18 июня 2020 года № 251, от 26 июня 2020 года № 269, от 9 июля 2020 года № 286, от 17 июля 2020 года № 297, от 21 июля 2020 года № 298, от 30 июля 2020 года № 317, от 31 июля 2020 года № 319).
В настоящее время постановление Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 года № 119 действует в редакции постановлений № 326 от 6 августа 2020 года, в соответствии с которым :
- подпункт 6.1 после слов «обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания» дополнен словами «(масочный режим)»,
- абзац 7 подпункта 9.3 после слов «масочного режима» дополнен словами «и социального дистанцирования»,
- пункта 11 изложен в следующей редакции : «11. Руководителям органов государственной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющие свою деятельность на территории Ставропольского края, обеспечить соблюдение работниками и посетителями : масочного режима; социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию)».
В связи с утратой юридической силы оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов, в адрес Чугунова В.Н. 10 августа 2020 года судом направлены возражения административного ответчика, а также копии перечисленных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения на 89 листах, разъяснено право на уточнение заявленных исковых требований (том 2 л.д. 41).
До судебного заседания 24 августа 2020 года каких либо ходатайств, заявлений, уточнений заявленных требований от административного истца в суд не поступило.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемые административным истцом вышеизложенные нормативные правовые акты признаны утратившими силу.
Кроме того, по делу отсутствуют доказательства нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов Чугунова В.Н. утратившими силу нормативными правовыми актами.
Исходя из положений статей 208, 213, 215, 217.1 главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт или акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых таким актом.
Нормативный правовой акт, а равно акт, обладающий нормативными свойствами, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
Как установлено в судебном заседании, действие положений нормативных правовых актов, являющихся предметом оспаривания по настоящему административному делу прекращено, в связи c этим они не могут затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Доказательств обратному в административном иске не указано, суду не представлено.
С учетом изложенного, а также отсутствия в административном иске подтверждений применения оспариваемых нормативных правовых актов к административному истцу, производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.
Руководствуясь частью 2 статьи 214, статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил :
производство по административному делу по административному исковому заявлению Чугунова В. Н. к Губернатору Ставропольского края, Администрации Ставропольского края о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов :
- постановления Губернатора Ставропольского края от 8 мая 2020 года № 186 «О введении дополнительных ограничительных мероприятий по снижению писков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на отдельных территориях Ставропольского края» (с изменениями на 13 мая 2020 года) в части пункта 1 ;
- постановления Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 года № 119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению писков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» (с изменениями на 10 мая 2020 года) в части пункта 2.4 - прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение 15 дней со дня принятия определения в окончательной форме путем подачи частной жалобы через Ставропольский краевой суд.
В окончательной форме определение суда принято 29 сентября 2020 года.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.