РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» марта 2014 года ст. Боковская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Щетинина Д.А.,
с участием заместителя прокурора Боковской межрайонной прокуратуры Елховской Ю.А.,
при секретаре Хохлачевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения Ростовской области,
У С Т А Н О В И Л:
Боковский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения – Правил благоустройства и санитарного содержания <данные изъяты> сельского поселения. Просил признать пункты п.п. 1.2, 2.3, 2.4, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8, 2.6, 2.8, 3.1.2, 3.1.5,4.4, 4.4, 4.13.2, 4.13.3 Правил благоустройства и санитарного содержания <данные изъяты> сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, противоречащими федеральному законодательству со дня опубликования нормативного правового акта в информационном бюллетене нормативных правовых актов муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Сослался на то, что Боковской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ года проведен мониторинг действующих нормативных правовых актов представительного органа МО «<данные изъяты> сельское поселение» на предмет наличия нормативных правовых актов, подлежащих приведению в соответствие с областным и федеральным законодательством.
Мониторингом установлено, что решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения №№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания <данные изъяты> сельского поселения.
Отдельные положения Правил не соответствуют действующему федеральному законодательству и подлежат приведению и соответствие с его требованиям по следующим основаниям.
Так, Правила устанавливают обязанность юридических лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности, а также физических лиц владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков по систематической санитарной очистке, уборке и содержанию в образцовом порядке:
территорий предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
элементов внешнего благоустройства, включая улицы, площади, проезды, дворы, подъезды, площадки для сбора твердых бытовых отходов и других территорий населенных пунктов;
жилых, административных, социальных, промышленных, сельскохозяйственных и торговых зданий, спортивных комплексов, скверов, садов, парков;
оград, заборов, газонных ограждений, реклам, рекламных установок, вывесок, витрин, выносных торговых точек, павильонных остановок пассажирского транспорта, памятников, знаков регулирования дорожного движения, средств сигнализации;
уличного освещения, опорных столбов, парковых скамеек, урн, аншлагов и домовых номерных знаков, остановок общественного транспорта, мемориальных досок, радиотрансляционных устройств, антенн, трансформаторных и газораспределительных пунктов;
лесополос, полевых дорог, полевых станов и мест содержания техники, производственных участков иных мест производственного, культурного, социального назначения;
путепроводов, водоотводных сооружений, прочих инженерно-технических и санитарных сооружений и коммуникаций (пункт 1.2 Правил).
Пунктом 2.3 Правил установлено, что юридические и физические лица производят систематическую уборку, в соответствие с санитарными нормами и правилами, (ручную, механическую) жилых, социальных, административных, промышленных, торговых и прочих зданий и строений, дворовых территорий и прилегающих к ним закрепленных территорий; скверов, бульваров, улиц и площадей со своевременным вывозом мусора в специально отведенные места, в зимнее время расчистку от снега дорог и пешеходных дорожек и вывозом его в специально отведенные места.
Понятие «прилегающая территория» определено абзацем 4, пункта 1.3. указанных Правил как участок территории, непосредственно примыкающий к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Границы уборки территорий закреплены в п.п. 2.4 — 2.4.8 Правил, согласно которым определение границ уборки территорий, закрепленных за юридическими и физическими лицами, осуществляется правовыми актами органа местного самоуправления сельского поселения с составлением схематических карт уборки и уведомлением юридических и физических лиц. При отсутствии закрепленных границ юридические и физические лица производят уборку, выкос сорной и карантинной растительности, и благоустройство на своих земельных участках и прилегающих к ним территориях, в следующей зависимости:
- объекты коммунального назначения (насосные, газораспределительные станции, электрические подстанции, котельные и т.д.): на площади в радиусе до 25м;
- гаражи, хозяйственные постройки в зоне жилой застройки населенных пунктов: на площади в радиусе до 15м;
- линии электропередач 220В: вокруг опор в радиусе 2м;
- воздушные теплотрассы и высоковольтные линии электропередач: вдоль их прохождения по 5м в каждую сторону от теплотрассы или проекции крайнего провода;
- садовые, дачные и огороднические объединения, автокооперативы: на расстоянии до основных автомобильных дорог, в отсутствие таковых на площади не менее 30 метров по периметру от границ земельных участков;
- другие предприятия, лица, содержащие социальные, административные, промышленные, рекреационные, торговые и прочие здания, строения и сооружения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, в т.ч. палатки, павильоны, киоски, лотки и пр. - на площади до 25 м по периметру;
- школы, дошкольные учреждения, иные учебные заведения, а также владельцы индивидуальных жилых домов: в длину – в пределах границ их участков, в ширину – до середины улицы, площади, переулка, а при односторонней застройке до противоположной стороны улицы, включая обочину. В случае обособленного расположения объекта: по фасаду – до середины проезжей части, с остальных сторон уборке подлежит 15 м прилегающей территории с каждой стороны.
- в случаях, когда расстояние между земельными участками не позволяет произвести закрепление территорий согласно п.п. 2.2.1. - 2.2.10. (расстояние между участками меньше суммы расстояний установленных для каждого объекта в отдельности) уборка производится каждой из сторон на равновеликие расстояния.
Ответственность за содержание территорий, прилегающих к акваториям рек и искусственных водоемов (прудов и прочих водных объектов), возлагается на собственников и других владельцев прилегающих земельных участков (пункт 2.6 Правил).
Организацию уборки иных территорий осуществляет администрация <данные изъяты> сельского поселения по договорам со специализированными организациями (пункт 2.8 Правил).
Уборка снега начинается юридическими и физическими лицами на закрепленных территориях незамедлительно с началом снегопада (пункт 3.1.2 Правил).
В период гололеда посыпка или обработка противогололедными материалами тротуаров, проезжей части улиц, площадей и т.д. производится юридическими и физическими лицами (домовладельцами) на прилегающей закрепленной территории, в целях обеспечения содержания их в безопасном для движения состоянии (пункт 3.1.5 Правил).
У зданий и сооружений свободные земельные участки (газоны, площадки и т.п.) должны иметь летом травяной покров или зеленые насаждения.
Текущее содержание парков, скверов, бульваров и других объектов зеленого хозяйства возлагается на договорной основе на юридических лиц, в ведении которых они находятся. Текущее содержание газонов на прилегающих и закрепленных территориях возлагается на соответствующих физических и юридических лиц (пункт 4.4 Правил).
Ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними возлагается:
- у домов по фасаду вдоль проезжей части улиц и во дворах на владельцев (пользователей) домовладений, зданий и строений (пункт 4.13.2 Правил);
- на территориях предприятий, учреждений, школ, больниц и т.д. и прилегающих к ним территориях – на администрации предприятий и организаций (пункт 4.13.3 Правил).
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора; организации благоустройства и озеленения территории сельского поселения и др.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.
Территориями общего пользования, согласно ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог определен п.7 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», числе которых включены работы по механизированной снегоочистке, расчистке автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин, регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов, борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружени и др.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения (включая озеленение территории).
Пунктом 6 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» обязанности по охране и уходу за зелеными насаждениями возложены на землепользователей.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Анализом п.п.. 2, 2.3, 2.4, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8, 2.6, 2.8, 3.1.2, 3.1.5, 4.4, 4.13.2, 4.13.3 Правил установлено, что орган местного самоуправления «<данные изъяты> сельское поселение» обязывает неограниченный круг лиц во внедоговорном порядке содержать и ухаживать за имуществом, являющимся муниципальной собственностью, а не собственностью таких лиц.
Возложение на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание земельных участков и других объектов, обязанности по содержанию территории общего пользования, прилегающей к их имуществу, но не находящейся в их собственности, владении либо пользовании, является незаконным и может быть осуществлено только на основании федерального закона или договора в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязанности по обеспечению чистоты и порядка на территории сельского поселения в соответствии с вышеперечисленными нормами законодательства возлагаются на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, вопросы организации благоустройства и озеленения территории сельского поселения, вопросы содержания автомобильных дорог.
Кроме того, пунктом 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 определено, что коррупциогенным фактором является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Возложение на физических и юридических лиц обременительных требований, не предусмотренных федеральным законодательством, создает почву для коррупциогенных проявлений со стороны должностных лиц администрации поселения, осуществляющих контроль за соблюдением вышеназванных Правил, а также создает административные барьеры для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов.
ДД.ММ.ГГГГ на оспариваемый правовой акт Боковским межрайонным прокурором принесен протест, который ДД.ММ.ГГГГ Главой <данные изъяты> сельского поселения отклонен.
Ответчик сослался на ст. 5.2 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», согласно которой невыполнение или ненадлежащее выполнение собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений и городских округов, устанавливающим порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий влечет административную ответственность.
По смыслу закона, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанностей, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений и городских округов, устанавливающим порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, наступает не за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию и уходу за имуществом, являющимся муниципальной собственностью, а за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по благоустройству прилегающих территорий в целом (уборка прилегающих к строительным площадкам территорий от остатков стройматериалов, грунта и мусора, установка урн хозяйствующими субъектами, порядок размещения афиш, плакатов (театральных, гастрольных), листовок, объявлений и т.д.)
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в информационном бюллетене нормативных правовых актов муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № №
В судебном заседании прокурор Елховская Ю.А. требования заявления поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения ФИО7. в судебном заседании заявленные требования признал частично.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как предусмотрено частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Прокурором оспариваются пункты 1.2, 2.3, 2.4, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8, 2.6, 2.8, 3.1.2, 3.1.5, 4.4, 4.13.2, 4.13.3 Правил благоустройства и санитарного содержания <данные изъяты> сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения № № от ДД.ММ.ГГГГ года, опубликованные в информационном бюллетене нормативных правовых актов муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 23-44).
Указанными Правилами предусмотрено, следующее:
п. 1.2. – Правила устанавливают обязанность юридических лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности, а также физических лиц владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков по систематической санитарной очистке, уборке и содержанию в образцовом порядке: - территорий предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности; - элементов внешнего благоустройства, включая улицы, площади, проезды, дворы, подъезды, площадки для сбора твердых бытовых отходов и другие территории населенных пунктов; - жилых, административных, социальных, промышленных, сельскохозяйственных и торговых зданий, спортивных комплексов, скверов, садов, парков; - оград, заборов, газонных ограждений, реклам, рекламных установок, вывесок, витрин, выносных торговых точек, павильонных остановок пассажирского транспорта, памятников, знаков регулирования дорожного движения, средства сигнализации; - уличного освещения, опорных столбов, парковых скамеек, урн, аншлагов и домовых номерных знаков, остановок общественного транспорта, мемориальных досок, радиотрансляционных устройств, антенн, трансформаторных и газораспределительных пунктов; - лесополос, полевых дорог, полевых станов и мест содержания техники, производственных участков, иных мест производственного, культурного, социального назначения; - путепроводов, водопроводных сооружений, прочих инженерно-технических и санитарных сооружений и коммуникаций;
п. 2.3. - юридические и физические лица производят систематическую уборку, в соответствие с санитарными нормами и правилами, (ручную, механическую) жилых, социальных, административных, промышленных, торговых и прочих зданий и строений, дворовых территорий и прилегающих к ним закрепленных территорий; скверов, бульваров, улиц и площадей со своевременным вывозом мусора в специально отведенные места, в зимнее время расчистку от снега дорог и пешеходных дорожек и вывозом его в специально отведенные места;
п. 2.4. - определение границ уборки территорий, закрепленных за юридическими и физическими лицами, осуществляется правовыми актами органа местного самоуправления сельского поселения с составлением схематических карт уборки и уведомлением юридических и физических лиц. При отсутствии закрепленных границ юридические и физические лица производят уборку, выкос сорной и карантинной растительности, и благоустройство на своих земельных участках и прилегающих к ним территориях, в следующей зависимости:
п. 2.4.1. - объекты коммунального назначения (насосные, газораспределительные станции, электрические подстанции, котельные и т.д.): на площади в радиусе 25м;
п. 2.4.2. - гаражи, хозяйственные постройки в зоне жилой застройки населенных пунктов: на площади в радиусе до 15м;
п. 2.4.3. - линии электропередач 220В: вокруг опор в радиусе 2м;
п. 2.4.4. - воздушные теплотрассы и высоковольтные линии электропередач: вдоль их прохождения по 5 м в каждую сторону от теплотрассы или проекции крайнего провода;
п. 2.4.5. - садовые, дачные и огороднические объединения, автокооперативы: на расстоянии до основных автомобильных дорог, в отсутствие таковых на площади не менее 30 метров по периметру от границ земельных участков;
п. 2.4.6. - другие предприятия, лица, содержащие социальные, административные, промышленные, рекреационные, торговые и прочие здания,строения и сооружения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, в т.ч. палатки, павильоны, киоски, лотки и пр. – на площади до 25 м по периметру;
п. 2.4.7. - школы, дошкольные учреждения, иные учебные заведения, а также владельцы индивидуальных жилых домов: в длину - в пределах границ их участков, в ширину - до середины улицы, площади, переулка, а при односторонней застройке до противоположной стороны улицы, включая обочину. В случае обособленного расположения объекта: по фасаду - до середины проезжей части, с остальных сторон уборке подлежит 15м прилегающей территории с каждой стороны;
п. 2.4.8. – железнодорожные пути, откосы, насыпи, перроны вокзалов, остановочные платформы и полосы отвода под данные сооружения, убираются силами и средствами железнодорожных предприятий. Уборке подлежит территория на расстоянии до 50 метров от крайнего рельса;
п. 2.6. - ответственность за содержание территорий, прилегающих к акваториям рек и искусственных водоемов (прудов и прочих водных объектов), возлагается на собственников и других владельцев прилегающих земельных участков;
п. 2.8 - организацию уборки иных территорий осуществляет администрация Земцовского сельского поселения по договорам со специализированными организациями;
п. 3.1.2 - уборка снега начинается юридическими и физическими лицами на закрепленных территориях незамедлительно с началом снегопада;
п. 3.1.5. - в период гололеда посыпка или обработка противогололедными материаламитротуаров, проезжей части улиц, площадей и т.д. производится юридическими и физическими лицами (домовладельцами) на прилегающей закрепленной территории, в целях обеспечения содержания их в безопасном для движения состоянии;
п. 4.4 - у зданий и сооружений свободные земельные участки (газоны, площадки и т.п.) должны иметь летом травяной покров или зеленые насаждения.
Текущее содержание парков, скверов, бульваров и других объектов зеленого хозяйства возлагается на договорной основе на юридических лиц, в ведении которых они находятся. Текущее содержание газонов на прилегающих и закрепленных территориях возлагается на соответствующих физических и юридических лиц;
п. 4.13.2. - ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними возлагается у домов по фасаду вдоль проезжей части улиц и во дворах на владельцев (пользователей) домовладений, зданий и строений;
п. 4.13.3. - на территориях предприятий, учреждений,школ, больниц и т.д. и прилегающих к ним территориях - на администрации предприятий и организаций.
Из смысла и содержания пункта 2.8 раздела № 2 «Порядок уборки и содержания территорий» Правил, следует, что оспариваемый пункт не возлагает на физических и юридических лиц каких-либо определенных обязанностей, соответственно указанный пункт не нарушает права и свободы граждан и др., а поэтому в этой части требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Часть 2 ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, включая вопрос организации благоустройства и озеленения территории.
В соответствии с п.п. 5, 18, 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно гражданскому и земельному законодательству бремя содержания земельных участков, в том числе бремя осуществления санитарной уборки, благоустройства территории земельных участков несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, если иное не предусмотрено договором аренды.
По смыслу нормы ст. 210 ГК РФ по общему правилу именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности и других вещных прав, к которым также относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Из системного толкования изложенных норм следует, что оспариваемые правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства, и возложение на собственников, владельцев, пользователей индивидуальных жилых домов и земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к указанным объектам, территории общего пользования может быть осуществлено на основании федерального закона или на основании договора.
Федеральными законами не предусмотрено возложение обязанностей на физических и юридических лиц по уборке и содержанию прилегающих территорий и территорий общего пользования.
В главе 1 приведены основные понятия, используемые в Правилах благоустройства и санитарного содержания <данные изъяты> сельского поселения.
Так, в соответствии с п. 1.3 Правил,
содержание и уборка территорий – это виды деятельности, связанные со сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов деятельности физических и юридических лиц, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды;
прилегающая территория – участок территории, непосредственно примыкающий к границе земельного участка, принадлежащего физическому или юридическому лицу на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения;
территория общего пользования – прилегающая территория и другая территория (парки, скверы, рощи, сады, бульвары, площади, улицы и т.д.).
Из анализа указанного пункта Правил следует, что прилегающая территория является территорией общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территория общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Статьями 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что расположенные на территории сельского поселения территории общего пользования, в том числе прилегающие территории, находятся в муниципальной собственности. Их уборка и содержание должны осуществляться органами местного самоуправления, в том числе на основании муниципального контракта с использованием средств, предусмотренных на эти цели бюджетом муниципального образования, что согласуется с положениями пункта 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющего вопросы местного значения поселения.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года N 613 утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Указанные методические рекомендации раскрывают понятие "уборка территорий" как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Методические рекомендации указывают органам местного самоуправления учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного, жилищного.
Кроме того, Приказ не является законом, определяющим несение дополнительного бремени содержания физическими и юридическими лицами имущества, не принадлежащего им на праве собственности или ином вещном праве, которым в силу положений пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации является настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ними иные федеральные законы, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Таким образом, предусмотренная оспариваемыми пунктами Правил обязанность физических и юридических лиц по уборке и надлежащему содержанию прилегающих территорий, территорий общего пользования входит в понятие бремени содержания имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых для поселения работ.
Между тем, в рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по уборке и содержанию прилегающих территорий и территорий общего пользования, не принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, возлагается на указанных лиц в силу нормативного принуждения, тогда как законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых работ.
Постоянное выполнение вышеуказанных обязанностей влечет за собой материальные затраты на содержание прилегающей территории, территории общего пользования и угрозу привлечения к ответственности согласно пункту 10.2 Правил благоустройства, в соответствии с которым нарушение настоящих Правил влечет дисциплинарную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Областным законом Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях», другими нормативно-правовыми актами.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на физических и юридических лиц по уборке и содержанию прилегающих территорий и территорий общего пользования противоречит требованиям федерального законодательства.
Оснований для удовлетворения требований прокурора в остальной части суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1.2, 2.3, 2.4, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.6, 2.4.7, 2.4.8, 2.6, 3.1.2, 3.1.5, 4.4, 4.13.2, 4.13.3 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» №№ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░