дело № 2а-244/2020
УИД № 25 RS 0015-01-2020-000133-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 30 июня 2020 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Ядвига Е.П., при секретаре Колосковой Е.В., с участием административного истца, представителя прокуратуры – старшего помощника прокурора г.Дальнегорска Пушкеля Л.А., административного ответчика, представителя администрации Дальнегорского городского округа Алексеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г.Дальнегорска к администрации Дальнегорского городского округа о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В Дальнегорский районный суд с административным исковым заявлением обратился прокурор г.Дальнегорска, указав в нём, что при проведении прокурорской проверки было установлено, что на территории Дальнегорского городского округа имеется два бесхозяйных хвостохранилища бывшей Краснореченской обогатительной фабрики «ОАО «Дальполиметалл»: хвостохранилище Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское (Ручей Пасечный), хвостохранилище Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское, южное (Ключ Ветвистый).
ОАО «Дальполиметалл» деятельности не осуществляет, сведения в ЕГРЮЛ в отношении указанного юридического лица отсутствуют.
Решениями Дальнегорского районного суда от <дата> бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по исключению из реестра указанных гидротехнических сооружений 4 класса опасности признано незаконным. Во исполнение судебных актов администрацией Дальнегорского городского округа принимались меры по исключению указанных объектов из соответствующего реестра.
Начальником отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Приморского края от <дата>. № отказано в рассмотрении документации, представленной администрацией Дальнегорского городского округа для исключения бесхозяйных хвостохранилищ из Российского реестра гидротехнических сооружений ввиду отсутствия полномочий собственника.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные объекты не приняты в собственность городского округа. Таким образом, неограниченный доступ к гидротехническим сооружениям не обеспечивает безопасность жителей Дальнегорского городского округа, а также граждан, посещающих городской округ.
На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Дальнегорского городского округа, которое заключается в непринятии в собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений – хвостохранилища Краснореченской обогатительной фабрики Смирновского (Ручей Пасечный), хвостохранилища Краснореченской обогатительной фабрики Смирновского, южного (Ключ Ветвистый); обязать администрацию Дальнегорского городского округа обратиться в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений - Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское (Ручей Пасечный), Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское, южное (Ключ Ветвистый) в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры – старший помощник прокурора г.Дальнегорска Пушкеля Л.А. поддержала доводы административного искового заявления и просила удовлетворить требования, указанные в иске.
Представитель администрации Дальнегорского городского округа Алексеев М.В. с административными исковыми требованиями прокурора г.Дальнегорска не согласился, пояснил, что на территории Дальнегорского городского округа имелось два хвостохранилища ранее принадлежащих признанному банкротом и ликвидированному предприятию ОАО «Дальполиметалл», проводившему добычу полезных ископаемых.
Хвостохранилище № Краснореченской обогатительной фабрики «Смирновское» располагалось в русле ключа «Пасечный» и предназначалось для складирования хвостов обогатительной фабрики. Данное хвостохранилище было законсервировано в 1981 году и в последствие рекультивировано.
Хвостохранилище № Краснореченской обогатительной фабрики «Смирновское», располагалось в русле ключа «Ветвистый». Данное хвостохранилище было законсервировано в 2002-2003г.г. и в последствие рекультивировано.
В настоящее время, за давностью прошедших лет, из-за изменения ландшафта местности в связи с разрастанием деревьев и кустарника идентифицировать их как объекты, относящиеся к гидротехническим сооружениям, ранее используемых по своему прямому назначению, не представляется возможным. Ввиду отсутствия в наличии какой-либо проектно-паспортной документации, юридически, а также визуально подтвердить тот факт, что указанные объекты являются (являлись) гидротехническими сооружениями, как и установить их конкретное местоположение в пределах их границ, не представляется возможным.
В соответствии с «Российским регистром гидротехнических сооружений» Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, гидротехнические сооружения, указанные в административном иске прокурора, в Регистре отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время администрация Дальнегорского городского округа не располагает сведениями о местонахождении и наличии на его территории гидротехнических сооружений, указанных в иске прокурора.
На основании изложенного ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора г.Дальнегорска отказать.
Заинтересованное лицо – представитель Министерства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном письменном отзыве указал, что администрацией Дальнегорского городского округа меры по обеспечению безопасности бесхозяйных хвостохранилищ бывшей Краснореченской обогатительной фабрики «ОАО «Дальполиметалл»: Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское (Ручей Пасечный), Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское, южное (Ключ Ветвистый) не принимаются.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Приморского края решением от <дата> № «Об организации работы по определению собственников бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Приморского края» повторно рекомендовано администрации Дальнегорского городского округа провести работу по постановке на учет в качестве бесхозяйных хвостохранилищ, расположенных в границах муниципального образования, направить информацию о внесении сведений в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края и Комиссию.
До настоящего времени работы по постановке на учет в качестве бесхозяйных хвостохранилищ администрацией Дальнегорского городского округа не произведены.
При таких обстоятельствах в случае возникновения аварии, чрезвычайной ситуации на указанных гидротехнических сооружениях администрацией Дальнегорского городского округа не будет принят весь комплекс своевременных и эффективных мер по ликвидации последствий аварий и снижению причиненного ущерба, чем создается непосредственная угроза здоровью, личному имуществу жителей близлежащих территорий и состоянию окружающей природной среды.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив все материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что прокуратурой г.Дальнегорска проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В результате проведенной проверки установлено, что на территории Дальнегорского городского округа имеется два бесхозяйных хвостохранилища бывшей Краснореченской обогатительной фабрики «ОАО «Дальполиметалл»: хвостохранилище Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское (Ручей Пасечный), хвостохранилише Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское, южное (Ключ Ветвистый).
Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от <дата> бездействие администрации ДГО, выразившееся в непринятии мер по исключению из реестра указанных гидротехнических сооружений 4 класса опасности признано незаконным.
Во исполнение судебных актов администрацией Дальнегорского городского округа принимались меры по исключению указанных объектов из соответствующего реестра.
Начальником отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Приморского края от <дата> № отказано в рассмотрении документации, представленной администрацией Дальнегорского городского округа для исключения бесхозяйных хвостохранилищ из Российского регистра гидротехнических сооружений, ввиду отсутствия полномочий собственника.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные объекты не приняты в собственность городского округа.
При этом в соответствии с п.28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является вопросом местного значения городского округа, в том числе в силу требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и в результате аварий гидротехнических сооружений.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На основании п.1 ст. 24 Федерального закона финансовое обеспечение установленных Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Одним из основных условий обеспечения безопасности гидротехнических сооружений является установление их собственников, а также принятие мер по учету бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей определен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В целях реализации положений Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Приморского края от 13.08.2007 г. № 24 «Об обеспечении безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, порядок постановки их на учёт» главам муниципальных образований рекомендовано в срок до <дата>: провести заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям, на которых изучить опыт глав Анучинского, Чугуевского, Пограничного муниципальных районов, Арсеньевского городского округа Приморского края и рассмотреть вопрос об имеющихся на территории муниципального образования бесхозяйных ГТС; провести инвентаризацию и комплексное обследование бесхозяйных ГТС с целью оценки безопасности их эксплуатации и защитной значимости в условиях возможных чрезвычайных ситуаций. Акты обследований представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю, отдел водных ресурсов по Приморскому краю Амурского бассейнового водного управления, управление природных ресурсов Приморского края, государственное учреждение Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Однако, администрацией Дальнегорского городского округа меры по обеспечению безопасности бесхозяйных хвостохранилищ бывшей Краснореченской обогатительной фабрики «ОАО «Дальполиметалл»: Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское (Ручей Пасечный), Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское, южное (Ключ Ветвистый) длительное время не принимаются. При таких обстоятельствах в случае возникновения аварии, чрезвычайной ситуации на указанных гидротехнических сооружениях администрацией Дальнегорского городского округа не будет принят весь комплекс своевременных и эффективных мер по ликвидации последствий аварий и снижению причиненного ущерба, предусмотренного ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чем создается непосредственная угроза жизни, здоровью, личному имуществу жителей близлежащих территорий и состоянию окружающей природной среды, что влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц.
Кроме того, решением Дальнегорского районного суда от <дата> установлено, что щебень с отвалов бывшей Краснореченской обогатительной фабрики развозится по территории Дальнегорского городского округа, так в нарушение условий муниципального контракта ООО «КайлаССтрой» при устройстве подстилающих и выравнивающих слоев основания футбольного поля использовались другие материалы, а именно: щебень из отвалов бывшей Краснореченской обогатительной фабрики, что подтверждено протоколом сравнительного исследования образцов проб от <дата> № по материалу проверки от <дата> КУСП №.
Также, согласно протоколу исследования от <дата> № проба горной породы по содержанию свинца (1 класс опасности) составляет 250 мг/кг. при предельно допустимой концентрации (ПДК) - 32 мг/кг, по содержанию меди (второй класс опасности) составляет 6 мг/кг при предельно допустимой концентрации (ПДК) - 3 мг/кг, что дает основания отнести почву по загрязненности к категории опасная.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым определить срок, в течение которого настоящее решение должно быть исполнено и полагает, что срок в один месяц является достаточным для исполнения данного решения.
С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г.Дальнегорска - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Дальнегорского городского округа Приморского края, которое заключается в непринятии в собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений – хвостохранилища Краснореченской обогатительной фабрики Смирновского (Ручей Пасечный), хвостохранилища Краснореченской обогатительной фабрики Смирновского, южного (Ключ Ветвистый).
Обязать администрацию Дальнегорского городского округа Приморского края обратиться в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений - Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское (Ручей Пасечный), Краснореченской обогатительной фабрики Смирновское, южное (Ключ Ветвистый) в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Е.П. Ядвига