№ 2а-144/2019
25RS0036-01-2019-000163-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 20 сентября 2019 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ельмеевой Т.Р.,
при секретаре ФИО1,
с участием старшего помощника прокурора Яковлевского района Приморского края – ФИО2,
с участием ФИО3, представляющего интересы администрацииЯковлевского муниципального района Приморского края на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и интересы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад»с. Новосысоевка на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Яковлевского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Яковлевского муниципального района, МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Яковлевского района обратился с вышеуказанным административным иском в Яковлевский районный суд, указав в обоснование требований, что прокуратурой Яковлевского района проведена проверка исполнения трудового законодательства в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка.
Прокуратурой Яковлевского района проведена проверка исполнения трудового законодательства в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в МБДОУ «ЦРР» с. Новосысоевка специальная оценка условий труда не проведена.
30.05.2019 г. по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес заведующей МБДОУ «ЦРР» с. Новосысоевка внесено представление об устранении нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Пунктом 3 части 2 ст. 15 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии со ст. 296 ГК РФ, в силу которой, учреждения владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.
Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с уставом МБДОУ «ЦРР» с. Новосысоевка учредителем Учреждения является администрация Яковлевского муниципального района.
МБДОУ «ЦРР» с. Новосысоевка является некоммерческим, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета Яковлевского муниципального района на основе муниципального задания в размере, сформированного в порядке, установленном Администрацией Яковлевского муниципального района Приморского края.
Выявленные нарушения влекут за собой негативные последствия в виде нарушения прав работников указанного учреждения на безопасные условия труда.
Специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, которых на момент предъявления искового заявления нельзя индивидуализировать.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Яковлевского муниципального района в части не осуществления финансирования расходов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка, расположенного по адресу: пер. Заводской, д. 10, с. Новосысоевка, Яковлевский муниципальный район. Приморский край, на проведение специальной оценки условий труда. Возложить обязанность на администрацию Яковлевского муниципального района в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка, расположенного по адресу: пер. Заводской, д. 10, с. Новосысоевка, Яковлевский муниципальный район, Приморский край, на проведение специальной оценки условий труда. Обязать муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка в срок не позднее 3 месяцев после финансирования администрацией Яковлевского муниципального района, провести специальную оценку условий труда.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО3 просил отказать в удовлетворении исковых требований. Дополнительно пояснил, что в настоящее время руководством МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад» с. Новосысоевка был заключен договор от 12.08.2019 г. на проведение специальной оценки условий труда, срок действия данного договора до 31.12.2019 г. Финансирование в размере 30% было выполнено в соответствием с требованием договора по п. 3.4. 23 августа 2019 г. была произведена частичная оплата, что подтверждается платежным поручением № от 23.08.2019г., приезжал специалист, готовиться заключение после его изготовления будет выплачена оставшаяся сумма.
В судебном заседании старший помощник прокурора Яковлевского района ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в нем. Дополнительно пояснила, что поскольку в настоящее время администрацией Яковлевского района денежные средства на мероприятия по проведению специальной оценки условий труда выделены не в полном объеме, было проведено только авансирование работ, следовательно, данные мероприятия не были проведены в полномобъеме, не были представлены документы, которые подтверждают факт проведения мероприятий по оценке условий труда.
у
Выслушав старшего помощника прокурора Яковлевского района ФИО2, ФИО3, представляющего интересы административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности искового заявления и находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право руководителя реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда, в то же время, обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Частью 1 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов Производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной зашиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 8 вышеуказанного закона установлено, что обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Яковлевского района года была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка.
В результате проверки было выявлены нарушениятрудового законодательства, поскольку в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка не проведена специальная оценка условий труда. Указанное нарушение стало возможным в виду ненадлежащего исполнения работниками, ответственными за данное направление работы, своих должностных обязанностей, а также отсутствия контроля со стороны директора учреждения.
По результатам проверки 30 мая 2019 года было вынесено представление в адрес заведующейМБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка об устранении нарушений трудового законодательства.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Как следует из письма заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка –детский сад» с. Новосысоевка № 72 от 14 июня 2019 года, представление было рассмотрено и приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, а именно 3 сентября 2018 г. был заключен Договор № 136/25-18 на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда с ООО «КЦОТ», а так же выставлен счет на предоплату, но в связи с отсутствием финансирования мероприятия проведены не были.
Из представленных в судебное заседание материалов усматривается, что 12 августа 2019 года между ООО «Консалтинговый центр. Охрана труда» (исполнитель) и МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» с. Новосысоевка(заказчик) был заключен договор № 123/25-19 на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 25 рабочих местах. Согласно п. 3.1 договора стоимость работ составляет 37 500 рублей. Платежным поручением № 700351 от 23августа 2019 года были оплачены услуги исполнителя в сумме 10 000 рублей.
На момент рассмотрения дела выявленное нарушение требований трудового законодательства не устранено, отчет о проведении специальной оценки условий труда ответчиками не представлен.
Таким образом, административными ответчиками допущено бездействие по не проведению специальной оценки условий труда.
Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Пунктом 3 части 2 ст. 15 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Учредителем МБДОУ «Центр развития ребенка –детский сад» с. Новосысоевкаявляется Администрация Яковлевского муниципального района
МБДОУ «Центр развития ребенка –детский сад» с. Новосысоевкаявляется некоммерческим, финансовое обеспечение деятельности которого, осуществляется за счет средств бюджета Яковлевского муниципального района на основе муниципального задания в размере, сформированного в порядке, установленном Администрацией Яковлевского муниципального района Приморского края.
Таким образом, административным ответчиком администрацией Яковлевского муниципального района допущено бездействие по не проведению специальной оценки условий труда.
Административные ответчики не представили суду, в нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, а именно доказательства того, что в настоящее время приняты все меры по проведению специальной оценки условий труда, равно как и не представлены доказательства того, что на административных ответчиках не лежит обязанность по проведению данных работ, в связи с чем, административные исковые требования прокурораЯковлевского района Приморского края, суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании вышеприведенных нормативных актов.
Довод представителя административных ответчиков о том, что исковые требования ими добровольно исполнены, суд не принимает во внимание, поскольку административными ответчиками не представлены документы подтверждающие исполнение представления прокуратуры Яковлевского района об устранении нарушений трудового законодательства в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ –░░░░░░░ ░░░» ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░» ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░. ░░░░░░░░░, ░. 10, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░» ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░. ░░░░░░░░░, ░. 10, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░» ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.