РЎСѓРґСЊСЏ: Лебедев Р”.Р. |
дело № 33-1112/2019 |
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Вуколовой Т.Б.,
судей Лихачевой Р.Рђ., Р’РѕСЂРѕРЅРєРѕ Р’.Р’.,
при секретаре Булавиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2019 года апелляционную жалобу Евсеевой Т. П. на решение Балашихинского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу по иску Евсеевой Т. П. к ООО «Виктория», МУП «Теплосеть» и ООО «Перспектива» о защите прав потребителей при потреблении коммунальных услуг, ненадлежащая структура платы за горячее водоснабжение (ГВС),
заслушав доклад судьи Вуколовой Т.Б.,
объяснения явившихся лиц,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Евсеева Т.П. обратилась в суд с иском к ООО «Виктория», МУП «Теплосеть» и ООО «Перспектива» о защите прав потребителей при потреблении коммунальных услуг, ненадлежащая структура платы за горячее водоснабжение (ГВС).
Р’ обоснование заявленных требований указала, чтоявляется собственником помещения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ РїРѕ адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Рсполнителем коммунальных услуг является РћРћРћ «Виктория». Р’ РјРєСЂ. Заря СѓР¶Рµ несколько лет РІРЅРѕСЃСЏС‚ РІ оплату Р·Р° горячее водоснабжение строку «Подогрев воды», горячей – теплоносителя РїСЂРё централизованной открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения). Навязанная Рє оплате услуга Рё отсутствующая РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ СЃ управляющей компанией, отсутствует фактически Рё РЅРµ имеет РїРѕРґ СЃРѕР±РѕР№ законодательной РѕСЃРЅРѕРІС‹ РЅР° федеральном Рё региональном СѓСЂРѕРІРЅРµ. Согласно имеющимся данным РїРѕ инженерному обеспечению РњРљР”, РІ РґРѕРјРµ централизованное горячее водоснабжение: открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения), теплоноситель РІ РІРёРґРµ горячей РІРѕРґС‹ поступает РїРѕ тепловой трубе РёР· котельной <данные изъяты> РІ РњРљР”, Рё используется для теплоснабжения Рё горячего водоснабжения путем отбора РёР· тепловой сети РЅР° РЅСѓР¶РґС‹ горячего водоснабжения. Нагрев РІРѕРґС‹ требуют оплачивать дважды, как отопление, Рё как СѓР¶Рµ подогретую РІРѕРґСѓ РїСЂРё открытом водоразборе РЅР° РЅСѓР¶РґС‹ горячего водоснабжения, учитывая, что потребителям отпускается общий объем подогретой РІРѕРґС‹, РёР· которого часть РІРѕРґС‹ идет РЅР° отопление, Р° часть этой Р¶Рµ РІРѕРґС‹ сбрасывается через открытый водоразбор. РњРљР” построен РІ 1980 РіРѕРґСѓ, реконструкции сетей РЅРµ было, РЅРµ было капительного ремонта РІ РґРѕРјРµ. Р—Р° тепловую энергию (теплоснабжение) оплачивают РїРѕ нормативу круглый РіРѕРґ. Отдельную плату Р·Р° подогрев горячей РІРѕРґС‹ выделить невозможно. Норматив тепловой энергии учитывает общий расход тепловой энергии РЅР° отопление вместе СЃ горячим водоснабжением. Р’ РњРљР” двухтрубная открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения), нагрев РІРѕРґС‹ производится РІ котельной. РџСЂРё установлении тарифов РЅРµ допускается повторный учет РѕРґРЅРёС… Рё тех Р¶Рµ расходов РїРѕ различным регулируемым видам деятельности. Подогрев РЅРµ предусмотрен федеральным законодательством Рё РЅРµ является частью квартплаты, Р° является дополнительно навязанной оплатой несуществующей услуги, ненадлежащее начисленные платы Р·Р° услугу ГВС. Плата Р·Р° ГВС установлена СЃ нарушением требований законодательства для РњРљР” СЃ открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения). Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РѕРЅР° направила РІ управляющую компанию претензию РѕР± отказе оплачивать несуществующую услугу. Также РѕРЅР° обращалась РІ прокуратуру Рё РґСЂСѓРіРёРµ контролирующие органы Рѕ неправомерно навязанной оплате Р·Р° «подогрев» горячей РІРѕРґС‹. Ответчик добровольно нарушение РЅРµ устранил, Рё продолжал выставлять РІ платеж «подогрев».
На основании изложенного, истец Евсеева Т.П. просила суд обязать ответчиков исключить из платежа за коммунальную услугу – горячее водоснабжение строку «подогрев воды» (горячей – теплоносителя); сложить задолженность за «подогрев воды» и пени на эту сумму (перестала оплачивать с октября 2015 года) на дату решения суда (по состоянию на <данные изъяты> долг – 22931 рубль 34 копейки, пени 932 рубля 55 копеек), так как в ином случае это неосновательное обогащение; назначить проверку нормативно-правового акта Постановления Администрации г. Балашиха <данные изъяты>-ПА от <данные изъяты> на соответствие федеральному законодательству; направить в Прокуратуру представление об установлении возможных виновных лиц, допустивших грубейшее нарушение законодательства РФ, и привлечении их к ответственности; взыскать с ответчиков штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
В судебном заседании истец требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «Виктория» иск не признал.
Представители ответчиков МУП «Теплосеть» и ООО «Перспектива» не явились извещены надлежащим образом
Решением Балашихинского городского суда Московской области от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚. 8 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – ГК Р Р¤) гражданские права Рё обязанности возникают, РІ том числе, РёР· РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ Рё иных сделок, предусмотренных законом, Р° также РёР· РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ Рё иных сделок, хотя Рё РЅРµ предусмотренных законом, РЅРѕ РЅРµ противоречащих ему; РёР· актов государственных органов Рё органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом РІ качестве основания возникновения гражданских прав Рё обязанностей; РёР· судебного решения, установившего гражданские права Рё обязанности; РІ результате приобретения имущества РїРѕ основаниям, допускаемым законом.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.
Как следует из положений ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
РР· положений СЃС‚.СЃС‚. 288-290 ГК Р Р¤ следует, что собственник осуществляет права владения, пользования Рё распоряжения принадлежащим ему жилым помещением РІ соответствии СЃ его назначением. Собственнику квартиры РІ многоквартирном РґРѕРјРµ наряду СЃ принадлежащим ему помещением, занимаемым РїРѕРґ квартиру, принадлежит также доля РІ праве собственности РЅР° общее имущество РґРѕРјР° (статья 290). Собственникам квартир РІ многоквартирном РґРѕРјРµ принадлежат РЅР° праве общей долевой собственности общие помещения РґРѕРјР°, несущие конструкции РґРѕРјР°, механическое, электрическое, санитарно-техническое Рё РёРЅРѕРµ оборудование Р·Р° пределами или внутри квартиры, обслуживающее более РѕРґРЅРѕР№ квартиры.
В силу положений ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
РР· положений СЃС‚.СЃС‚. 307, 309-310 ГК Р Р¤ следует, что РІ силу обязательства РѕРґРЅРѕ лицо (должник) обязано совершить РІ пользу РґСЂСѓРіРѕРіРѕ лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад РІ совместную деятельность, уплатить деньги Рё С‚.Рї., либо воздержаться РѕС‚ определенного действия, Р° кредитор имеет право требовать РѕС‚ должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают РёР· РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ Рё РґСЂСѓРіРёС… сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, Р° также РёР· иных оснований, указанных РІ ГК Р Р¤. Обязательства должны исполняться надлежащим образом РІ соответствии СЃ условиями обязательства Рё требованиями закона, иных правовых актов, Р° РїСЂРё отсутствии таких условий Рё требований - РІ соответствии СЃ обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ РѕС‚ исполнения обязательства Рё одностороннее изменение его условий РЅРµ допускаются, Р·Р° исключением случаев, предусмотренных ГК Р Р¤, РґСЂСѓРіРёРјРё законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного СЃ осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ РѕС‚ исполнения этого обязательства допускается РІ случаях, предусмотренных ГК Р Р¤, РґСЂСѓРіРёРјРё законами, иными правовыми актами или РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј.
Как установлено ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в числе иных, предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем,
в числе иных, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ЖК РФ федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
РР· положений С‡. 1 СЃС‚. 153 Р–Рљ Р Р¤ следует, что граждане Рё организации обязаны своевременно Рё полностью вносить плату Р·Р° жилое помещение Рё коммунальные услуги.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена положениями ст. 154 ЖК РФ.
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Как следует из положений ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
РР· положений СЃС‚.СЃС‚. 161, 162 Р–Рљ Р Р¤ следует, что собственники помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ обязаны выбрать РѕРґРёРЅ РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј: непосредственное управление собственниками помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, количество квартир РІ котором составляет РЅРµ более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. РџСЂРё управлении многоквартирным РґРѕРјРѕРј управляющей организацией РѕРЅР° несет ответственность перед собственниками помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ Р·Р° оказание всех услуг Рё (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества РІ данном РґРѕРјРµ Рё качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов Рё установленных Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации правил содержания общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, Р·Р° предоставление коммунальных услуг РІ зависимости РѕС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ благоустройства данного РґРѕРјР°, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации правил предоставления, приостановки Рё ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам Рё пользователям помещений РІ многоквартирных домах Рё жилых домах, или РІ случаях, предусмотренных статьей 157.2 Р–Рљ Р Р¤, Р·Р° обеспечение готовности инженерных систем. Договор управления многоквартирным РґРѕРјРѕРј заключается СЃ управляющей организацией, которой предоставлена лицензия РЅР° осуществление деятельности РїРѕ управлению многоквартирными домами РІ соответствии СЃ требованиями Р–Рљ Р Р¤, РІ письменной форме или РІ электронной форме СЃ использованием системы путем составления РѕРґРЅРѕРіРѕ документа, подписанного сторонами. РџСЂРё выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений РІ многоквартирном РґРѕРјРµ СЃ каждым собственником помещения РІ таком РґРѕРјРµ заключается РґРѕРіРѕРІРѕСЂ управления РЅР° условиях, указанных РІ решении данного общего собрания. РџСЂРё этом собственники помещений РІ данном РґРѕРјРµ, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов РѕС‚ общего числа голосов собственников помещений РІ данном РґРѕРјРµ, выступают РІ качестве РѕРґРЅРѕР№ стороны заключаемого РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в числе иного, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ) регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 1 названного Федерального закона отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 1 названного Федерального закона отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды. К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
В силу ч. 5 ст. 9 названного Федерального закона тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).
Указанные выше Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения, в числе иных, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1).
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
РР· Рї.Рї. 3 Рё 6 названных выше Правил предоставления коммунальных услуг усматривается, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю РІ многоквартирном РґРѕРјРµ или РІ жилом РґРѕРјРµ (домовладении) являются следующие: коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная СЃ установленного жилищным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации момента, Р° именно: СЃ момента возникновения права собственности РЅР° жилое помещение - собственнику жилого помещения Рё проживающим СЃ РЅРёРј лицам. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется РЅР° основании возмездного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, содержащего положения Рѕ предоставлении коммунальных услуг, РёР· числа РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, указанных РІ пунктах 9, 10, 11 Рё 12 настоящих Правил.
В соответствии с п.п. 31, 36 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан, в том числе, производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Как следует из п.п. 38, 39 Правил предоставления коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Если при расчете размера платы
за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению <данные изъяты> приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения <данные изъяты> к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения <данные изъяты> к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
РР· Рї. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг оплата коммунальной услуги РїРѕ отоплению осуществляется РѕРґРЅРёРј РёР· РґРІСѓС… СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ - РІ течение отопительного периода либо равномерно РІ течение календарного РіРѕРґР°. РџСЂРё выборе СЃРїРѕСЃРѕР±Р° оплаты коммунальной услуги РїРѕ отоплению РІ течение отопительного периода РїСЂРё открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), РІ случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного РґРѕРјР° оснащен коллективным (общедомовым) РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной РЅР° РЅСѓР¶РґС‹ отопления Рё горячего водоснабжения, для определения размера платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ отоплению РІ соответствии СЃ положениями абзацев третьего Рё четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной Р·Р° расчетный период РЅР° РЅСѓР¶РґС‹ отопления, РІ течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной Р·Р° расчетный период тепловой энергии, определенного РїРѕ показаниям коллективного (общедомового) РїСЂРёР±РѕСЂР° учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный РґРѕРј, Рё произведения объема (количества) потребленной Р·Р° расчетный период тепловой энергии, использованной РЅР° подогрев РІРѕРґС‹ РІ целях предоставления коммунальной услуги РїРѕ горячему водоснабжению, определенного РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· норматива расхода тепловой энергии, использованной РЅР° подогрев РІРѕРґС‹ РІ целях предоставления коммунальной услуги РїРѕ горячему водоснабжению, Рё объема (количества) горячей РІРѕРґС‹, потребленной РІ жилых Рё нежилых помещениях многоквартирного РґРѕРјР° Рё РЅР° общедомовые РЅСѓР¶РґС‹.
Согласно п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются, в числе иного, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-Рустановлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно – канализационного хозяйства на 2016 – 2018 годы.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-Рвнесены изменения в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области, в том числе определены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-Рустановлены тарифы на горячую воду на 2017 год, в том числе, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2017 год.
Постановлением Администрации городского округа Балашиха Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-ПА «Об установлении тарифов и размера платы за жилищно-коммунальные услуги в городском округе Балашиха» определены Нормативы потребления коммунальных услуг.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Евсеева Т.П. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты>.
Управляющей организацией указанного многоквартирного дома является ООО «Виктория», с которым заключен Договор управления многоквартирным домом от <данные изъяты>, представленный в дело с приложениями.
<данные изъяты> ООО «Виктория» (заказчик) и ООО «Перспектива» заключили Договор на оказание услуг по ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой за жилое помещение и коммунальные услуги и перечислению принятых платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
РР· представленного платежного документа для внесения платы Р·Р° Р–РљРЈ, выставленного РЅР° квартиру истца Р·Р° расчетный период – сентябрь 2018 РіРѕРґР°, усматривается, что РІ числе РІРёРґРѕРІ предоставляемых услуг указан подогрев РІРѕРґС‹.
<данные изъяты> МУП «Теплосеть» (теплоснабжающая организация) и ООО «Виктория» (потребитель) заключили договор теплоснабжения <данные изъяты>, согласно которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, в том числе и как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, от котельных <данные изъяты> и <данные изъяты> мкр. Заря г.о. Балашиха на теплонасбжение многоквартирного дома, находящегося под управлением ООО «Виктория», расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
ООО «Виктория» письменно обратилось в МУП «Теплосеть» по вопросу подогрева воды для нужд теплоснабжения, на что дан письменный ответ, из которого следует, что в МКД, расположенном по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, существуют две независимых друг от друга системы: система отопления и система ГВС. На услугу горячего водоснабжения утверждены двухкомпонентные тарифы. Система теплоснабжения вышеуказанного МКД – открытая, то есть, теплоноситель, поступающий в МКД, используется и в системе отопления (без отбора теплоносителя, отбирается только тепловая энергия (мощность)) и в системе ГВС, где производится отбор и тепловой энергии и теплоносителя.
Рстец также представила РІ дело платежные документы Р·Р° предыдущие расчетные периоды, лицевой счет РЅР° квартиру Р·Р° период май 2015 РіРѕРґР° – май 2018 РіРѕРґР°, СЃ указанием начислений Р·Р° подогрев РІРѕРґС‹, сведения РѕР± обращениях РїРѕ рассматриваемому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рё сведения Рѕ полученных ответах РЅР° СЃРІРѕРё обращения, выписки РёР· нормативных актов.
Ответчик ООО «Виктория» представил в дело выписку из распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от <данные изъяты>, технический паспорт многоквартирного дома.
Рных доказательств РЅРµ представлено. Ходатайства лиц, участвующих РІ деле, СЃСѓРґРѕРј разрешены.
Оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности рассматриваемого в данном гражданском деле иска.
Как следует из представленных письменных доказательств, Евсеевой Т.П. – собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, начисляется плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с требованиями ст. 154 ЖК РФ, п.п. 38, 39, 42, 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, а также и в соответствии с ценами и тарифами, утвержденными распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Московской области, и постановлением Администрации г.о. Балашиха Московской области от 30 ноября 2009 года № 952/1-ПА.
Расчет за горячую воду осуществляется по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что производится исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
С учетом изложенного, указание в платежном документе в видах услуг сроки подогрев воды само по себе не противоречит указанным выше требованиям закона, в том числе, и положениям п. 69 названных Правил предоставления коммунальных услуг.
При указанных обстоятельствах, требование истца об обязании ответчиков исключить из платежа за коммунальную услугу – горячее водоснабжение строку «подогрев воды» (горячей – теплоносителя), как оно изложено в просительной части искового заявления, правомерно не подлежит удовлетворению в виду отсутствия к тому каких – либо правовых оснований.
Также, суд сделал правильный вывод о том, что в виду отсутствия правовых оснований не подлежит удовлетворению требование истца об обязании ответчиков сложить задолженность за «подогрев воды» и пени на эту сумму (истец перестала оплачивать с октября 2015 года) на дату решения суда, по состоянию на <данные изъяты> долг – 22931 рубль 34 копейки, пени 932 рубля 55 копеек, как оно изложено в просительной части искового заявления. Оснований полагать, что указанные денежные средства составили неосновательное обогащение ответчиков, не имеется.
Евсеева Т.П. также просила суд взыскать в ее пользу с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
При этом, истец не представила суду каких – либо доказательств причинения ей морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями ответчиков, нарушающими ее личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ей нематериальные блага. Предусмотренные законом основания компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку не имеется доказательств того, что действиями кого-либо из ответчиков нарушены права истца как потребителя.
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
Поскольку суд пришел к названным выводам, не подлежит удовлетворению производное от указанных выше требование истца о взыскании с ответчиков штрафа за отказ от добровольного удовлетворения требований.
Также при рассмотрении данного гражданского дела по существу не имеется правовых оснований для обязания ответчиков по требованию истца назначить проверку постановления Администрации г.о. Балашиха Московской области <данные изъяты>-<данные изъяты> от <данные изъяты> на соответствие федеральному законодательству, как о том указывает истец в просительной части искового заявления.
Требование истца о направлении в прокуратуру представления об установлении возможных виновных лиц, и привлечении их к ответственности не может быть разрешено решением суда по данному гражданскому делу.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Евсеевой Т. П. – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё