Решение
Именем Российской Федерации
5 мая 2022 г. г. Новомосковск Тульская область
Новомосковский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Кончаковой С.А.,
при секретаре Шилкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1070/2022 по исковому заявлению Евдокимова Сергея Николаевича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Евдокимов С.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование своих требований истец указал, что является ветераном труда. В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31.12.2004 имеют право на ежемесячные денежные выплаты. В целях реализации своего права на меры социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки, однако получил отказ, который считает незаконным. Просит признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО; обязать ответчика назначить ему меру социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО.
От истца Евдокимова С.Н. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» по доверенности Подъяпольская С.Е. в судебное заседание не явилась, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004), а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом анализируемый Федеральный закон не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда, Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Статьей 1 данного Закона установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
По делу установлено, что Евдокимов С.Н. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> №.
Как ветеран труда истец имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
ДД.ММ.ГГГГ Евдокимов С.Н. обратился в филиал ОСЗН по г. Новомосковску ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». В удовлетворении данного требования истцу было отказано, что подтверждается решением филиала ОСЗН по г. Новомосковску ГУ ТО УСЗН Тульской области от 30.03.2022 № 1205.
Данное решение суд считает неправомерным по следующим основаниям.
Статьей 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, установлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Исходя из буквального толкования содержания ст. 7 указанного Закона возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 данного Закона, законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких-либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, в том числе и тот факт, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд считает, что он имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился в филиал ОСЗН по г. Новомосковску ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с письменным заявлением о назначении данной выплаты ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть назначена ему с этой даты.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Евдокимова С.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Евдокимова Сергея Николаевича к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.
Признать за Евдокимовым Сергеем Николаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право на получение меры социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Евдокимову Сергею Николаевичу ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 № 493-ЗТО, с 28.03.2022.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 6 мая 2022 г.
Председательствующий