ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 февраля 2022 г. по делу № 33-1138/2022 (№ 2-1820/2021)
Уникальный идентификатор дела: 91RS0012-01-2021-004359-02
Судья в 1-й инстанции Киселев Е.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи |
А.Г. Калюбиной |
судей |
А.Г. Курской |
Л.В. Романовой |
|
при секретаре судебного заседания |
З.Э. Абкаировой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи А.Г. Калюбиной гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Ильин А.И. к администрации города Керчи Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Керчи о понуждении предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л а:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора города Керчи обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Керчи Республики Крым, в котором просил суд обязать ответчика предоставить Ильин А.И. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 25 кв. м. вне очереди.
Требование мотивировано правом Ильин А.И. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенное жилое помещение, гарантированного статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым он до настоящего времени не обеспечен.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
На Администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Ильин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв. м., вне очереди.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Керчи Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просили решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в настоящее время отсутствует финансирование со стороны органа исполнительной власти Республики Крым, в лице Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, при осуществлении органами местного самоуправления переданных им полномочий, в виде субвенций из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования города Симферополь.
Прокуратурой города Керчи, Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым на апелляционную жалобу Администрации поданы возражения, согласно которых оснований для удовлетворения жалобы не имеется, а решение подлежит оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор ФИО7 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, об уважительности причин отсутствия суду не довели, ходатайств об отложении слушания по делу не подали. При изложенных обстоятельствах, с учетом положений статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав доклад судьи ФИО11, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует не в полной мере.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, Ильин А.И. является ребенком, лишенным родительского попечения, в связи с тем, что является ребенком - сиротой, поскольку одинокая мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ (лист дела 7).
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ Ильин А.И. включен в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по <адрес>. Из обращения Ильин А.И. следует, что собственное благоустроенное жилье отсутствует, администрацией <адрес> Республики Крым заявителю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. Согласно информации администрации города Керчи Республики ФИО3 жилье Ильин А.И. будет предоставлено в порядке очередности.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его внеочередной номер среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а также лиц из их числа составляет 99 (лист дела 6).
Учитывая изложенное, судом установлено, что собственного жилья, сохранённого права пользования жильём Ильин А.И. не имеет.
Таким образом, поскольку Ильин А.И. имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и является лицом, имеющим право на получение жилья, на него распространяются льготы, предоставленные государством на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в связи с чем, должен быть обеспечен жилым помещением, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, недвижимого имущества на праве собственности не имеет, что подтверждено материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что Ильин А.И. является ребёнком, лишённым родительского попечения, на него распространяется действие Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» разрешение вопросов местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 и пункту 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, до достижения ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниями и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняются за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как верно установил суд первой инстанции, сведений о выделении, закреплении, передаче в собственность жилых помещений Ильин А.И., суду не представлено и такие доказательства не содержатся в материалах дела. Также отсутствуют сведения о получении истцом какого-либо жилого помещения в порядке наследства, дарения.
Принимая во внимания изложенное, коллегия судей соглашается с выводом суда о том, что Ильин А.И. имеет законное право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики ФИО3 №-ЗРК/2014 «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике ФИО3», в Республике ФИО3 обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики ФИО3, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики ФИО3 «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике ФИО3», список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики ФИО3, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики ФИО3 «Об обеспечении помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и их числа в Республике ФИО3», наделены органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Разделом третьим Жилищного Кодекса Российской Федерации урегулирован вопрос предоставления жилых помещений по договорам социального найма, разделом четвертым вопросы, связанные с предоставлением жилья специализированного жилищного фонда.
Согласно подпункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениями специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В пунктах 1-2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Следовательно, суд первой инстанции верно указал на обязанность Администрации <адрес> Республики ФИО3 предоставить Ильин А.И. благоустроенное жилое помещение.
Принимая во внимание изложенное выше, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно Администрация <адрес> Республики ФИО3 в рамках предоставленных ей полномочий обязана предоставить истцу, имеющему статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение для проживания.
Довод подателя жалобы о том, что в настоящее время отсутствует финансирование со стороны органа исполнительной власти Республики ФИО3 не может повлечь отмену состоявшегося судебного акта, так как само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика в суде первой инстанции, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым внести изменения в решение суда, исходя из нижеприведенного.
Исковые требования сводятся к возложению на ответчика обязанности предоставить ФИО9 жилое помещение в соответствии с Законом Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014, которым предусмотрено, что в Республике ФИО3 обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона.
При этом, следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрено представление жилого помещения указанной категории лиц по договору найма вне очереди. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменить решение Керченского городского суда Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, исключив указание на внеочередное обеспечение жилым помещением Ильин А.И. и дополнить словами о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики ФИО3,-
о п р е д е л и л а:
Решение Керченского городского суда Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ изменить, изложив абзацу 2 резолютивной части решения в такой редакции:
Обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Ильин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судьи
Председательствующий судья |
А.Г. Калюбина |
А.Г. Курская Л.В. Романова |