Дело № 2-9859/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Платто Н.В.
при секретаре Борисовой М.В.,
с участием представителя истца Щербаковой Н.В.,
представителя ответчика Ярцева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
15 декабря 2017 года гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Северо-Запада» об обязательстве произвести уборку лесных участков,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «МРСК Северо-Запада» в срок до 01.05.2018 произвести уборку от заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов следующих лесных участков:
- лесного участка, расположенного в выделе 38 квартала 153 Конецборского участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 64°52'06,1" с.ш. 057°37'08,5"в.д.);
- лесного участка, расположенного в выделе 8 квартала 5/488 Конецборского участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 64°52'30,5" с.ш. 057°37'02,6" в.д.);
- лесного участка, расположенного в выделе 2 квартала 142 Левобережного участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 65°07'06,6" с.ш. 057°00'27,5" в.д.);
- лесного участка, расположенного в выделе 8 квартала 147 Левобережного участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 65°06'29,4" с.ш. 057°00'34,9" в.д.).
В судебном заседании представитель истца подержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласился, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований.
Представитель третьего лица Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в судебное заседание не явился, извещен, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства при использовании лесных участков в целях эксплуатации линейных объектов.
В частности с привлечением специалиста ГУ «Печорское лесничество» произведен осмотр участков земель лесного фонда, по которым проходят трассы линий электропередач «ВЛ 20 кВ №5 от ТП №50 в п.Кедровый Шор до СР №405 в л.Даниловка», «ВЛ-110 кВ №121, 124», «ВЛ-20 кВ №1-5 ПС 110/20/10 кВ «Кожва».
В ходе указанной проверки было установлено, что лесные участки, по которым проходят трассы линий электропередач, не очищены от порубочных остатков и горючих материалов, а именно:
- лесной участок, расположенный в выделе 38 квартала 153 Конецборского участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 64°52'06,1" с.ш. 057°37'08,5"в.д.), не расчищен от порубочных остатков и горючих материалов; порубочные остатки (хворост) сложены в валы; сами валы расположены от границы леса на расстоянии около 5 метров;
- лесной участок, расположенный в выделе 8 квартала 5/488 Конецборского участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 64°52'30,5" с.ш. 057°37'02,6" в.д.), не расчищен от порубочных остатков и горючих материалов; порубочные остатки (хворост) сложены в валы; сами валы расположены от границы леса на расстоянии около 4 метров 30 сантиметров;
- лесной участок, расположенный в выделе 2 квартала 142 Левобережного участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 65°07'06,6" с.ш. 057°00'27,5" в.д.), не расчищен от порубочных остатков и горючих материалов; порубочные остатки (хворост) сложены в валы; сами валы расположены от границы леса на расстоянии около 4 метров 20 сантиметров;
- лесной участок, расположенный в выделе 8 квартала 147 Левобережного участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 65°06'29,4" с.ш. 057°00'34,9" в.д.), не расчищен от порубочных остатков и горючих материалов; порубочные остатки (хворост) сложены в валы; сами валы расположены от границы леса на расстоянии около 4 метров 40 сантиметров.
Все перечисленные линии электропередач эксплуатируются ПАО «МРСК Северо-Запада», что последним не оспаривалось.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанный Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий /ст.1 Закона/.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. (ст.34 Закона).
Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов являются одним из видов использования лесов /пп.13 п.1 ст.25 Лесного кодекса/.
Пунктом 4 ст.45 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В соответствии со ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Обязанность обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах возложена на сетевые организации пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утверждены Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 №223.
При этом для целей настоящих Правил под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании п.8 Правил №223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Пунктом 16 Правил №223 предусмотрено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, предусмотрены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. №417, и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно п.16 Правил №417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с пп.«б» п.17 Правил №417 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются, в том числе укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра /п.19 Правил №417/.
Пунктами 34, 35 Правил №417 также предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Однако доказательств, подтверждающих выполнение указанных мероприятий, ответчиком суду не представлено. При этом стороной ответчика не оспаривалось, что на указанных прокурором лесных участках проводились работы по расчистке, расширению трасс линий электропередач.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что требования Правил №417 были фактически исполнены, поскольку, как следует из представленных суду актов натурного обследования, при укладывании порубочных остатков в кучи или валы не были соблюдены требования о наличии необходимого расстояния до прилегающих лесных насаждений /не менее 10 метров/, что ответчиком доказательно не опровергнуто.
То обстоятельство, что для выполнения работ по расчистке линий электропередач ПАО «МРСК Северо-Запада» был заключен договор подряда с ООО «ЭлектроСетьПриборМонтаж», правового значения в рассматриваемом споре не имеет, поскольку не влечет смены природопользователя и не освобождает ПАО «МРСК Северо-Запада» от обязанностей, установленных Правилами пожарной безопасности в лесах.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что ПАО «МРСК Северо-Запада» не представило доказательств выполнения в полном объеме мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на указанных лесных участках, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
С учетом представленных участниками процесса объяснений и даты начала пожароопасного периода, когда риск возникновения лесных пожаров достаточно велик, суд полагает возможным установить ПАО «МРСК Северо-Запада» срок для устранения выявленных нарушений – до 01.06.2018.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора.
Обязать ПАО «МРСК Северо-Запада» в срок до 01 июня 2018 года произвести уборку от заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов следующих лесных участков:
- лесного участка, расположенного в выделе 38 квартала 153 Конецборского участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 64°52'06,1" с.ш. 057°37'08,5"в.д.);
- лесного участка, расположенного в выделе 8 квартала 5/488 Конецборского участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 64°52'30,5" с.ш. 057°37'02,6" в.д.);
- лесного участка, расположенного в выделе 2 квартала 142 Левобережного участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 65°07'06,6" с.ш. 057°00'27,5" в.д.);
- лесного участка, расположенного в выделе 8 квартала 147 Левобережного участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество» (привязка к точке с координатами 65°06'29,4" с.ш. 057°00'34,9" в.д.).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Платто