Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Смаевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Жигановой Т.В.,
с участием ст. помощника прокурора <адрес> ЧР Федорова В.В.,
представителя ответчика – МУП «УК в ЖКХ <адрес>» - Ивановой В.Н.,
представителей ответчика – администрации <адрес> – Хамутбаева А.А., Морнова А.С.,
третьего лица – Гордеевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУП «УК в ЖКХ <адрес>, ООО «Управляющая компания «Новэк», администрации <адрес> об обязании произвести капитальный ремонт кровли, системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации в <адрес>,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «УК в ЖКХ <адрес>, ООО «Управляющая компания «Новэк», администрации <адрес>, с требованием, с учетом уточнений, о возложении на ответчиков обязанности в солидарном порядке произвести капитальный ремонт кровли, системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации в <адрес>.
Исковые требования со ссылкой на положения ст.ст.161,162 ЖК РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 491, ст.16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ», мотивировано тем, что по результатам проверки обращений жильцов <адрес> о нарушении требований жилищного законодательства прокуратурой <адрес> установлено, что системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации в указанном многоквартирном доме требуют капитального ремонта.
Данное обстоятельство установлено из акта обследования технического и санитарного состояния общего имущества собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного с участием старшего государственного жилищного инспектора ЧР, акта общего (осеннего) осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ года.
Многоквартирный жилой <адрес> введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ управление многоквартирным домом осуществляло ООО «УК «Новэк», с ДД.ММ.ГГГГ дом находится в управлении МУП «УК в ЖКХ <адрес>».
С ДД.ММ.ГГГГ МУП «УК в ЖКХ <адрес>» по договору осуществляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации <адрес> № в собственность Тарасову И.Н. безвозмездно передано жилое помещение – комната секционного типа № в <адрес>. Тогда же заключен договор передачи указанного жилого помещения между Тарасовым И.Н. и муниципальным образованием – <адрес>.
Кроме того, 12 процентов коммунальных квартир <адрес> находятся в муниципальной собственности.
На момент приватизации Тарасовым И.Н. жилого помещения в указанном многоквартирном доме требовался капитальный ремонт, который не был произведен бывшим наймодателем - администрацией <адрес>, и в силу ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» до настоящего времени у администрации <адрес> остается обязанность по проведению капитального ремонта в данном жилом доме.
В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора <адрес> Федоров В.В. поддержал исковые требования, с учетом последующих уточнений.
Представитель ответчика – МУП «УК в ЖКХ <адрес>» Иванова В.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122), исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поддержала доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление.
Возражения на иск мотивированы в отзыве тем, что в соответствии с ч.2,ч.3 ст.158 ЖК РФ, п.21, п.37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 491, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в многоквартирном доме.
Собственники помещений в <адрес> не принимали решения о необходимости проведения капитального ремонта кровли, систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации.
Законом предоставлено собственникам жилых помещений право самостоятельно принимать решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в доме, определять виды работ, объем и стоимость, степень финансового участия собственников в проведении таких работ. Решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома является прерогативой собственников.
Представители ответчика – администрации <адрес> Хамутбаев А.А., Морнов А.С., действующие на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50), № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании не признали исковые требования по мотиву необоснованности. Пояснили, что действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности по проведению капитального ремонта на орган местного самоуправления, решение о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме принимается собственниками такого дома. Считают необоснованной ссылку истца на положения ст.16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и недоказанными доводы истца о необходимости в проведении капитального ремонта в доме на момент приватизации жилых помещений. Полагают, что в этом случае собственники жилых помещений в многоквартирном доме находятся в неравных условиях с нанимателями жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, количество которых значительно меньше в сравнении с собственниками. В удовлетворении исковых требований просили отказать.
Представители ответчика – ООО «УК «Новэк», извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, - Гордеева М.И. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, просила иск удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца, - Тарасов И.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился.
Суд с учетом положений ч.3 ст.167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Многоквартирный жилой <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится в обслуживании и эксплуатации МУП «УК в ЖКХ <адрес>».
Осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом.
В управлении МУП «УК в ЖКХ <адрес>» дом находился в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ранее – с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дом находился в управлении ООО «УК «Новэк».
Истец основывает требования на положениях статьи 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которой приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из содержания названных правовых норм следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Обязательства по капитальному ремонту дома могут быть прекращены только надлежащим исполнением обязательств. После исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений.
Истец в обоснование заявленных исковых требований указывает, что 12 % коммунальных квартир в <адрес> находятся в муниципальной собственности.
Согласно Перечню муниципального жилого фонда в разрезе отдельных квартир, находящихся в муниципальной казне, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 19 квартир в <адрес> находятся в муниципальной собственности.
По данным МУП ТИ <адрес> первый договор передачи (приватизации) был оформлен ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение № в <адрес>, тогда же зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР обеспечивали сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении.
Обеспечение органами местного самоуправления в пределах своей компетенции защиты прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях, контроля за сохранностью жилищного фонда предусмотрено статьей 2 Жилищного кодекса РФ.
На момент приватизации первого жилого помещения, в период ДД.ММ.ГГГГ <адрес> находился в ведении ДЕЗ в ЖКХ <адрес>, на балансе администрации <адрес>, осуществлявшей передачу жилых помещений в доме в собственность гражданам на основании договоров приватизации.
В соответствии п. 2.2, п. 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 312, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Данное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (пункт 1.2 Положения).
Согласно определению, названному указанными ведомственными строительными нормами (далее – ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В соответствии с Приложением № Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170, являющихся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления (раздел I Правил), к числу работ по капитальному ремонту жилого здания относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения.
Минимальная продолжительность эксплуатации элементов домов до их капитального ремонта, установленная Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р), составляет для кровли жилых зданий, с учетом материала покрытия, от 10 до 30 лет ( за исключением кровли из керамической черепицы), для трубопроводов холодного и горячего водоснабжения – 10-30 лет, трубопроводов канализации -40 лет, системы отопления - 15-30 (40) лет (приложение N 3).
В ходе судебного разбирательства установлено, что жильцы многоквартирного <адрес> неоднократно, в течение нескольких лет обращались в контрольно-надзорные органы, управляющие компании, в орган местного самоуправления с жалобами на ненадлежащее содержание общего имущества, необходимость проведения капитального ремонта дома.
Из ответов Государственной жилищной инспекции, Управления Роспотребнадзора по ЧР, направленных жильцам дома в ДД.ММ.ГГГГ годах, следует, что данными органами были установлены наличие дефектов конструктивных элементов жилого дома, необходимость проведения капитального ремонта.
Так, из письменного сообщения руководителя Госжилинспекции Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № №, адресованного жильцам <адрес>, Администрации главы Чувашской Республики, следует, что по результатам проведения мероприятия по контролю за техническим состоянием жилого дома с участием представителей управляющей организации – ООО «УК «Новэк», обслуживающей организации, собственников помещений в доме, было установлено, что системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации, электроснабжения, кровли в связи с физическим износом требуют проведения капитального ремонта.
Из пояснений третьего лица Гордеевой М.И. в судебном заседании следует, что в ДД.ММ.ГГГГ годах проводился ремонт в системе водоснабжения дома. В то же время ответчиками не подтверждено данное обстоятельство, не представлено суду соответствующих доказательств, свидетельствующих о проведении капитального ремонта в системе водоснабжения.
Более того, из пояснений представителей ответчиков в ходе судебного разбирательства установлено, что за период ввода в эксплуатацию дома, капитальный ремонт в данном доме не проводился.
Судом установлено, что на момент вступления в действие Жилищного кодекса РФ с ДД.ММ.ГГГГ, так же, как и на момент приватизации в ДД.ММ.ГГГГ году первого жилого помещения в <адрес>, введенном в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, что следует из материалов дела, рекомендованный срок эксплуатации конструктивных элементов жилого дома, подлежащих капитальному ремонту, истек.
Поскольку обязательства по проведению капитального ремонта конструктивных элементов жилого дома, нормативный срок эксплуатации которых истек, и которые фактически пришли в неудовлетворительное состояние в период действия Жилищного Кодекса РСФСР, органом местного самоуправления не были выполнены, то эти обязательства за ним сохраняются.
Необходимость производства капитального ремонта в <адрес> подтверждается и тем обстоятельством, что на ДД.ММ.ГГГГ запланировано проведение капитального ремонта системы канализации и водоотведения, а также системы вентиляции в указанном многоквартирном доме в соответствии с Республиканской программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д. 85).
Из положений ч.3 ст.168 Жилищного кодекса РФ следует, что в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Установление в соответствии с региональной программой срока проведения капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ год по дому № по <адрес> с учетом названных положений Жилищного кодекса РФ также свидетельствует о нуждаемости данного дома в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения.
Нуждаемость дома в проведении капитального ремонта кровли, системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации подтверждается:
- актами проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, составленными Государственной жилищной инспекцией в отношении управляющей организации в тот период времени – ООО «УК «Новэк», из которого следует, что по результатам проведенных мероприятий по контролю за техническим состоянием жилого <адрес> установлено, что в доме требуется комплексный капитальный ремонт - ремонт системы водоснабжения, отопления, канализации, электроснабжения и 60 % кровли (л.д. 24-25);
- актом обследования технического и санитарного состояния общего имущества собственников указанного дома от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным с участием специалистов отдела эксплуатации жилого фонда, старшего государственного жилищного инспектора ЧР, согласно которому установлена необходимость проведения капитального ремонта сантехсистемы и теплоизоляции, кровли (л.д. 104);
- актом общего (весеннего) осмотра данного жилого дома, проведенного в апреле 2014 года, актом осеннего осмотра дома от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного комиссионно собственниками жилых помещений и представителями МУП «УК в ЖКХ <адрес>», из которого следует, что требуется капитальный ремонт кровли, центрального отопления, водоснабжения, канализации (л.д.26, 171-172);
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, предписания Госжилинспекции ЧР от ДД.ММ.ГГГГ в адрес обслуживающей организации - МУП «УК в ЖКХ <адрес> также следует, что установлено ненадлежащее содержание общего имущества в <адрес> жилых помещений, в том числе - муниципального жилья, предложено принять соответствующие меры, кроме того, обеспечить проведение строительно-технической экспертизы для заключения о дальнейшей эксплуатации данного жилого здания (л.д. 198-201).
Ответчиками, в свою очередь, не представлено доказательств, что на момент приватизации жилых помещений в <адрес>, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ - собственником <адрес> - Тарасовым И.Н. (л.д.173-178), в доме не требовалось проведения капитального ремонта.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления не были исполнены обязательства по производству капитального ремонта в <адрес> до передачи жилых помещений в собственность граждан. Соответственно такая обязанность в силу требований ст.16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст.158 Жилищного кодекса РФ сохраняется за органом местного самоуправления – администрацией <адрес>, которая обязана организовать и профинансировать проведение работ по капитальному ремонту дома.
Таким образом, суд признает обоснованным, подлежащим удовлетворению иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> об обязании произвести капитальный ремонт кровли, системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации в <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к МУП «УК в ЖКХ <адрес>, ООО «Управляющая компания «Новэк» суд отказывает в полном объеме ввиду отсутствия правовых оснований для возложения на данных ответчиков обязанности проведения капитального ремонта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики произвести капитальный ремонт кровли, системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации в <адрес> Чувашской Республики.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к МУП «УК в ЖКХ <адрес>», ООО «Управляющая компания «Новэк» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы в <адрес> городской суд Чувашской Республики.
Судья Н.В. Смаева
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ.