Решение по делу № 2-51/2019 от 14.12.2018

Дело № 2-51/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Стяжкиной О.В.

при секретаре Хрусловой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коровченко В.П к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, ОАО «РЖД» в лице филиала –Южно-Уральской железной дороги о признании результатов межевания недействительными в части, об устранении реестровой ошибки,

У С Т А Н О В И Л:

Коровченко В.П обратился в суд с иском к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, ОАО «РЖД» в лице филиала –Южно-Уральской железной дороги в котором, с учетом уточненных требований в порядке ст.39 ГПК РФ (т.3 л.д.200-205) просит:

-признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № в части;

-исключить из сведений в ГКН часть земельного участка с КН …21 в координатах характерных точек границ этого участка т.229 (Х378698,25; У2233008,13), т.230 (Х378709,9; У2233003,42); т.231 (Х378701,99; У2232981,8); т.232 (Х378688,16; У2232989,22); т.233 (Х378691,02; У2232993,31); т.234 (Х378693,24; У2232997,85); т.235 (Х378693,47; У2233002,15); т.236 (Х378688,41; У2233004,19); т.237 (Х378690,5; У2233009,43); т.238 (Х378695,57; У2233007,39); т.239 (Х378696,75; У2233006,89);

-внести сведения о следующих координатах характерных точек границ земельного участка с КН …21, н1 (Х378711,02; У2233002,85), н2 (Х3787708,52; У2232996,32), н3 (Х3787703,35; У2232998,26), н4 (Х378697,84; У2232993,90), н5 (Х378692,58; У2232986,36), н6 (Х378685,28; У2232972,38), н7 (Х378675,85; У2232982,21), н8 (Х378672,28; У2232985,83), н9 (Х378643,38; У2233015,12), н10 (Х378647,31; У2233021,73), н11 (Х378685,31; У2233012,25), н12 (Х378686,27; У2233011,38), н13 (Х378690,98; У2233009,04), н14 (Х378691,02; У2233009,12), н15 (Х378692,25; У2233008,52), н16 (Х378693,97; У2233010,17), н17 (Х3787703,12; У2233005,93), н18 (Х378705,97; У2233004,78). Площадь участка с КН.. 21 установить в размере 265 348±541 м2;

-для устранения реестровой ошибки по земельному участку с кадастровым номером № внести сведения о следующих координатах характерных точек границ участка н1 (Х378711,02; У2233002,85), н2 (Х3787708,52; У2232996,32), н3 (Х3787703,35; У2232998,26), н4 (Х378697,84; У2232993,90), н5 (Х378692,58; У2232986,36), н6 (Х378685,28; У2232972,38), н7 (Х378675,85; У2232982,21), н8 (Х378672,28; У2232985,83), н9 (Х378643,38; У2233015,12), н10 (Х378647,31; У2233021,73), н11 (Х378685,31; У2233012,25), н12 (Х378686,27; У2233011,38), н13 (Х378690,98; У2233009,04), н14 (Х378691,02; У2233009,12), н15 (Х378692,25; У2233008,52), н16 (Х378693,97; У2233010,17), н17 (Х3787703,12; У2233005,93), н18 (Х378705,97; У2233004,78). Площадь участка с КН.. 185 установить в размере 1 463±13м2.

В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка общей площадью 1500 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>/а, категории земель: земли населенных пунктов, целевое использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный земельный участок принадлежит на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрированного в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения межевания обратился в Карталинский филиал ОГУП «Обл.ЦТИ», в результате которого был произведен обмер земельного участка с кадастровым номером № и определение его координат. При нанесении координат земельного участка на электронную кадастровую карту было выявлено, что данный земельный участок пересекает –находится внутри земельного участка с кадастровым номером №, прошедшего процедуру государственного кадастрового учета, границы которого установлены с нормативной точностью и являющегося полосой отвода ОАО «РЖД». Указанное обстоятельство стало препятствием для внесения уточненных данных о земельном участке, принадлежащем на праве собственности в государственный кадастр. После проведения вышеуказанных кадастровых работ в связи с уточнением площадь земельного участка была определена площадью 1476,0 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается межевым планом. В соответствии с выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок с КН.. 21 принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Таким образом, земельный участок принадлежащий на праве собственности находится внутри указанного земельного участка и является его частью, который передан по договору аренды ОАО «РЖД». Такая неопределенность в праве препятствует осуществлять права собственности, т.к. фактически у одного земельного участка имеется два собственника. Считает, что при межевании земельного участка с КН.. .21 не были учтены сведения о частях земельных участков, существующих на момент межевания, необоснованно проигнорированы сведения о землях постороннего пользования, вкрапленных в земельный участок. Границы полосы отвода железной дороги были установлены без учета законных прав и интересов собственников смежных земельных участков, сведения о которых имелись в земельном кадастре. О проведении межевания не извещался, интересы при проведении межевания не учтены. Считает, что права нарушены и подлежат восстановлению. Фактическое включение спорного земельного участка с КН.. 185 с координатами характерных точек границ земельного участка с КН.. 21 необоснованно, поскольку право собственности не было прекращено, и он как собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком. Однако, право ограничено, в связи с чем не может в установленном порядке зарегистрировать границы земельного участка, установленные в результате проведенных кадастровых работ. Целью требования является оспаривание права собственности ответчика на часть земельного участка, собственником которого является.

В судебном заседании истец Коровченко В.П, представитель истца Некрасова Т.М. на удовлетворении уточненных требований настаивали.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Белашева Е.А. в судебных заседаниях исковые требования не признала, представила письменные возражения (т.2 л.д.25-26, 206-208). Указала, что спорный земельный участок изначально, в том числе и на момент предоставления истцу в 1992 году относился к землям железнодорожного транспорта, которые в силу закона являлись и являются федеральной собственностью. Разрешение собственника – Российской Федерации в лице ее уполномоченных органов на использование земельным участком для строительства жилого дома ответчиком или Новокаолиновской сельской администрации получено не было. Законность межевании и инвентаризации полосы отвода железной дороги в районе п.Запасное Карталинского района в части земельного участка истца подтверждается материалами дела. Установление границ земельного участка в запрашиваемых истцом координатах будет нарушать охранную зону линии электропередач, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье самого истца и членов его семьи, сохранность имущества, является незаконным. Просит применить срок исковой давности, отказа в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях, в судебное заседание не явился, извещен.

Представители третьих лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, администрации Карталинского муниципального района, администрации Еленинского сельского поселения, ОГУП «Обл.ЦТИ», МУП «Межевой центр» в судебное заседание не явились, извещены.

В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Коровченко В.П удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Часть.1 ст.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.60 Закона Российской Федерации № 1550-1 от 06.07.1991 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (утратившего силу 01.01.2009 года) районная администрация предоставляла в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с пунктом 14 Указа Президента РСФСР от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (утратившего силу с 25.02.2003 года), органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР поручено обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на земельные участки, в том числе, выделенные для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления Главы Новокоалиновой сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность Коровченко В.П был предоставлен земельный участок, площадью 0,15 га по адресу: <адрес> о чем выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей 8-10-895 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.12).

Право собственности Коровченко В.П на земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной права (т.1 л.д.13).

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ №, правообладатель земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> А, площадью 1500 кв.м., разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, не указан, категория земель –не установлена. Земельный участок стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. Данные содержащиеся в п.16 «Особые отметки» указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1 л.д.25).

Из материалов дела следует, что на земельном участке возведен жилой дом. Право собственности на жилой дом не оформлено.

Как пояснила в судебном заседании представитель истца Некрасова Т.М. - Коровченко В.П в октябре 2018 года с целью проведения межевания своего участка, обратился к кадастровому инженеру Корсун И.Н. В ходе проведения кадастровых работ, было установлено, что земельный участок с КН № пересекает границы (находится внутри) земельного участка с КН №, входящего в земельный участок с КН №, являющийся полосой отвода железной дороги.

Уведомлением Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истцу приостановлено в государственной регистрации здания с КН/УН №, расположенного по адресу: <адрес> А, в связи с тем, что объект недвижимости создан в границах земельного участка с КН №, № однако права заявителя на земельные участки с КН № не зарегистрированы, правоустанавливающие документы не представлены (т.1 л.д.112).

По ходатайству стороны истца определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена землеустроительная экспертиза, на разрешение которой были поставлены следующие вопросы:

1) Соответствует ли площадь границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Коровченко В.П по адресу: <адрес>/А сведениям содержащемся о нем в правоустанавливающих, землеустроительных и иных документах.

2) В случае выявления несоответствия фактических границ земельного участка со сведениями в ЕГРН, ЕКН, установить имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером №. В случае выявления наложения, установить причину его возникновения, определить имеет ли место реестровая ошибка и каковы способы ее устранения.

3) Установить подпадают ли в охранную зону высоковольтной линии электропередач какие либо строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>/А.

Из заключения эксперта ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» Кондрух Ю.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <адрес> А - соответствует своему местоположению, указанному в правоустанавливающих и землеустроительных документах. Границы земельного участка не установлены. Однако, из правоустанавливающих документов следует, что Коровченко В.П владеет участком площадью 1500 кв.м, а инвентаризационная площадь на момент инвентаризации составила 352,2 кв.м. Причиной данной ошибки явилось то, что в процессе инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги «Магнитогорск-Карталы» в 2003 году участок Коровченко В.П имел фактическое ограждение вокруг участка площадью 353,2 кв.м (а не 1500 кв.м), что и обусловило его инвентаризацию не по данным правоустанавливающих документов, а по фактическому землепользованию (ограждению). При ответе на второй вопрос эксперт выявила реестровую ошибку, указала, что на момент инвентаризации в собственности у Коровченко В.П находился участок площадью 1500 кв.м, а при инвентаризации отметили только 352,2 м, формирование участка с КН № нарушает права истца. В заключении экспертом приведены способы устранения такой ошибки. При ответе на третий вопрос эксперт установила, что строения – жилой дом и хозяйственная постройка, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>/А - подпадают в охранную зону высоковольтной линии электропередач (т.3 л.д.56-112).

При этом суд не может согласиться с заключением эксперта Кондрух Ю.Н. о наличии реестровой ошибки.

В соответствии с п.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2 ст.8 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ).

Исходя из ч. 10 ст. 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Как установлено в судебном заседании, земельный участок Коровченко В.П, по адресу: <адрес> А, располагается в полосе отвода железной дороги.

Земельный участок с кадастровым номером № является условным земельным участком, входящим в единое землепользование – земельный участок с кадастровым номером №, государственный кадастровый учет которого осуществлен в 2003 года.

Из представленных материалов по инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги «Магнитогорск-Карталы» следует что, инвентаризация земель в полосе отвода железной дороги осуществлена в связи с фактическим использованием, а также с учетом технической документации, в частности копии планов полосы отвода железной дороги.

Инвентаризация земель земельного участка с КН № была проведена в 2003 году, границы полосы отвода железной дороги со смежными землепользователями согласованы и утверждены постановлением главы города Карталы Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.152-153).

Из акта согласования границ землевладений в кадастровом квартале от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истцом подписан акт согласования границ земельного участка. В акте согласования указано, что Коровченко В.П согласовывает границы земельного участка, которыми он пользуется, а именно гараж, хоз.постройка, хоз.постройка, огород. Фактическое использование земельного участка составило 352,2 м2 (т.1 л.д. 93-96, т.2 л.д.229). В судебном заседании Коровченко В.П не оспаривал подлинность подписи, указал, что действительно в 2003 году проходила инвентаризация земель в полосе отвода железной дороги.

Земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 26141503+/-41000 кв.м, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для железнодорожного транспорта по адресу: <адрес>, ориентир: п.тр.Красные Казармы –за пределами участка: участок находится в 8112,9 м на восток от ориентира, находится в собственности Российской Федерации.

Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в силу закона, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.47, т.2 л.д.71-106).

В отношении данного земельного участка зарегистрировано ограничение права в виде аренды в пользу ОАО «РЖД» на основании распоряжения территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, сроком с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 49 лет (т.1 л.д.78-80, 83-84).

В соответствии с Выпиской из ЕГРН земельный участок с КН № входит в состав земельного участка с КН №, который представляет собой единой землепользование по адресному ориентиру: Челябинская область, Карталинский район, ориентир: п.тр.Красные Казармы –за пределами участка: участок находится в 8112,9 м на восток от ориентира (т.2 л.д.108-142).

Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером № установлены с учетом норм и правил проектирования отвода земель для железных дорог, утвержденных МПС России, а также в соответствии с приказом МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» (т.1 л.д.85).

Необходимо учитывать, что в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» к землям железнодорожного транспорта относятся, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям; земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей; земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 06 августа 2008 года № 126 в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Учитывая тот факт, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет, границы его установлены в соответствии с требованиями Земельного законодательства, указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, полоса отвода определена в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» и по фактическому землепользованию, как усматривается из материалов инвентаризации 2003 года и межевого дела, что само по себе не свидетельствуют о наличии реестровой ошибки.

Обратившись с требованием признать недействительным межевание земельного участка с КН № в части границы полосы отвода железной дороги, истец ссылается на нарушение порядка межевания земельного участка с КН №, Инструкции по межеванию земель, указывает, что при межевании земель не были учтены сведения о частях земельных участков, существующих на момент межевания, необоснованно проигнорированы сведения о землях постороннего пользования, вкрапленных в земельный участок. В процессе проведения кадастровых работ было выявлено наложение земельных участков со стороны железной дороги. О проведении межевания не извещался, интересы про проведении межевания нарушены.

В соответствии с п.4 ст.69 Земельного кодекса РФ (в ред.ДД.ММ.ГГГГ) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

Суд не может согласиться с доводами истца и его представителя о нарушении порядка проведения межевания. На момент проведения инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги в п.Запасное границы земельного участка Коровченко В.П определены не были, таким образом права истца и его законные интересы не могли быть нарушены. Границы земельного участка Коровченко В.П определены по фактическому использованию. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о признании межевания недействительным в части.

В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ (действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (части 4, 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ).

Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с ДД.ММ.ГГГГ урегулирован статьей 61 Закона № 218-ФЗ.

Согласно части 3 названной статьи воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Таким образом, источником реестровой ошибки является поступивший в установленном порядке в этот в орган регистрации прав документ, в котором названная ошибка содержится. При этом реестровая (кадастровая) ошибка имеет своей целью устранение несоответствия сведений, на основании которых внесены сведения в Едином государственном реестре недвижимости.

При разрешении требований об исправлении реестровой ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

В рассматриваемом случае сведения указанные о ширине полосы отвода железной дороги сведения, указанные о ширине полосы отвода железной дороги, внесены в ГКН на основании межевого дела по установлению границ земельного участка ФГУП ЮУЖД МПС РФ, выполненного в том числе, по материалам инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги «Магнитогорск-Карталы» по фактическому использованию. Размер полосы отвода определен в соответствии с отраслевыми строительными нормами ОСН ДД.ММ.ГГГГ-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог», утвержденными указанием МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, которые устанавливают основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1,52 м. единой сети железных дорог РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно пункту 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

Пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06 августа 2008 года № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Пунктом 5 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, действующих в настоящее время, предусмотрено, что размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются не только в соответствии с указанными Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, но и с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.

Анализ исследованных доказательств не позволяет прийти к выводу о наличии оснований для признания реестровой ошибкой сведений, внесенных в ЕГРН, о границе полосы отвода железной дороги.

Постановка на кадастровый учет земельных участков в границах полосы отвода осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Пунктом 3 (1) Правил установления и пользования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 года № 611, предусмотрено, что земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством РФ для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральным законом.

До принятия действующего Земельного кодекса РФ отношения по использованию земель транспорта регулировались Положением о землях транспорта, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 0801.1981 года № 24, которое действовало на момент принятия Главой Новокоалиновой сельской администрации постановления от 29 сентября 1992 года № 6.

Согласно указанному Положению землями транспорта признавались земли, предоставленные как, как правило, в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развития сооружений, устройств и других объекта транспорта. Размеры земельных участков определялись в соответствии с утвержденными в установленном нормами и проектно-технической документации. Земли транспорта могли предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам – для сельскохозяйственных целей, отдельным категориям работников транспорта –под служебные земельные наделы, гражданам – для выпаса скота и сенокошения.

Кроме указанного Положения действовала Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и полосы отвода, утвержденная заместителем Министра путей сообщения СССР 30.01.1963 года, утратившая силу в связи с изданием приказа МПС РФ от 15.05.1999 года «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог». В соответствии с указанной Инструкцией земли полосы отвода железных дорог входили в земли транспорта. Отведенные МПС земли должны были использоваться строго по назначению, т.е. для нужд, предусмотрены решением об отводе, для осуществления возложенных на МПС специальных задач. Свободные земельные площади в полосе отвода, не занятые служебными наделами рабочих и служащих железнодорожного транспорта, могли предоставлять колхозам и совхозам для использования только под посевы сельскохозяйственных культур.

Из положений вышеуказанных норм следует, что и законодательство, действовавшее на дату принятия Главой Новокоалиновой сельской администрации постановления от ДД.ММ.ГГГГ, и законодательство, действующее на дату рассмотрения спора, не содержит разрешения на предоставление в собственность граждан земельных участков в полосе отвода железной дороги.

Исходя из положений ст.4 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

При таких обстоятельствах, Постановление от 29 сентября 1992 года № 6 Главы Новокоалиновой сельской администрации как таковое, не подтверждает права возникновения права собственности истца на земельный участок в полосе отвода железной дороги, поскольку принято органом, не управомоченным распоряжаться земельным участком, т.к. данный земельный участок находится в пределах границ земельного участка полосы отвода железной дороги, являющегося федеральной собственностью.

Кроме того, земельный участок в границах полосы отвода, часть которого вкраплена в границы земельного участка Коровченко В.П по межевому плану, является землями транспорта и исторически сложились на протяжении многих лет.

Следует также отметить, что земельный участок Коровченко В.П имеет фактическое местоположение не соответствующее местоположению указанному в градостроительном плане (т.1 л.д.107-108).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги, предназначаемся для обеспечения деятельности органзиции и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, является федеральной собственностью, ограничен в обороте и не входит в состав земель, полномочия по распоряжению которыми предоставлены муниципальным районам, а поэтому администрация Новокоалинового сельского поселения не имела права по передаче его в собственность гражданам.

Таким образом, требования Коровченко В.П удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р  Р• РЁ И Р›:

В удовлетворении исковых требований Коровченко В.П к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, ОАО «РЖД» в лице филиала –Южно-Уральской железной дороги о признании результатов межевания недействительными в части, об устранении реестровой ошибки – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:          Рћ.Р’. Стяжкина

2-51/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
ОАО "РжД" в лице филиала Южно-Уральской железной дороги
Администрация КМР
Филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата "
администрация Еленинского с/п
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Коровченко В.П.
Межрегиональное территориальное управления Федерального агенства
Некрасова Т.М.
Белашева Елена Александровна
Суд
Карталинский городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
kart.chel.sudrf.ru
14.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2018Передача материалов судье
19.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2019Судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
07.02.2019Судебное заседание
02.04.2019Производство по делу возобновлено
02.04.2019Судебное заседание
30.05.2019Производство по делу возобновлено
30.05.2019Судебное заседание
06.06.2019Судебное заседание
20.06.2019Судебное заседание
26.06.2019Судебное заседание
04.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее