Дело № 2-3808/2024 25RS0029-01-2024-007022-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 ноября 2024 г. г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Деменевой О.О.,
при секретаре Киселёвой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к Нетбайло Э. С. о взыскании неправомерно полученной региональной социальной доплаты к пенсии,
с участием представителя истца Садычко Н.В., представителя ответчика Сияновой Ю.П.,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГ ответчик, являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии до установленного в Приморском крае прожиточного минимума. В марте 2022 г. из отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю поступили сведения, что ответчик является получателем пенсии, не работает и сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума. Истцом был произведён запрос в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю, из ответа на который следовало, что с января 2022 г. ответчик не осуществлял трудовую деятельность. В связи с чем было вынесено решение от ДД.ММ.ГГ о беззаявительном установлении региональной социальной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГ, которая выплачивалась путем перечисления денежных средств на лицевой счет ПАО «Сбербанк», на который ответчик получает пенсию. Ответчику по адресу регистрации было направлено уведомление об установлении региональной социальной доплаты к пенсии от ДД.ММ.ГГ. Уведомление, содержит обязанность пенсионера извещать в письменной форме о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, в срок не позднее трех рабочих дней после поступления на работу и (или) выполнения иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию. В марте 2024 г. истцом был произведён запрос в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю, из ответа на который следовало, что с октября 2022 г. ответчик начал осуществлять трудовую деятельность. Решением от ДД.ММ.ГГ региональная социальная доплата к пенсии приостановлена с ДД.ММ.ГГ. Протоколом переплаты XXXX от ДД.ММ.ГГ зафиксирована сумма необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 56 198,65 руб. Отделением по УГО ответчику по адресу регистрации было направлено письмо с уведомлением о переплате и квитанцией для возврата необоснованно полученной выплаты. Однако до настоящего времени указанная сумма ответчиком не возмещена. На основании изложенного просил взыскать с ответчика сумму неправомерно полученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 56198,65 руб.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что уведомление об установлении региональной социальной доплаты к пенсии ответчику было направлено простой почтой.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, указанным в возражениях, согласно которым с декабря 2012 г. Нетбайло Э.С. является XXXX. Установлена вторая степень ограничения в основных критериях жизнедеятельности: способности к самообслуживанию и способности к трудовой деятельности. Со дня установления инвалидности его представителем по доверенности является Сиянова Ю.П. (ранее – Нетбайло Ю.П.), которая приходится ему родной матерью. Каждые полгода Сиянова Ю.П. через МФЦ в соцзащиту подавала документы на продление субсидии на оплату ЖКХ. От сотрудников МФЦ известно, что все остальные доплаты в качестве мер социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов, устанавливаются социальной службой на основании предоставленных документов на субсидию и по их запросам. О том, какие именно суммы и по какому назначению перечислялись соцзащитой, Нетбайло Э.С. не отслеживал, так как личным кабинетом в онлайн никогда не пользовался, запросы о начислениях в банк никогда не подавал. Ему не было известно о назначении региональной социальной доплате к пенсии, заявления по данной доплате он не подавал и уведомлений от служб социальной поддержки не получал. С сентября 2022 г. Нетбайло Э.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но в связи с состоянием здоровья матери, Нетбайло Э.С. без ее поддержки, не смог заниматься трудовой деятельностью. По итогам 2022 г. и 2023 г. были направлены в налоговую инспекцию нулевые декларации, а в 2024 г. ИП было закрыто. При подаче документов на субсидию обязательны справки о доходах, а в том случае, если открыто ИП, подаётся налоговая декларация. При каждом продлении субсидии через МФЦ подавались в соцзащиту налоговые декларации от Нетбайло Э.С. Истцу было известно в начале 2023 г., что Нетбайло Э.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Признаков недобросовестности со стороны ответчика нет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, проанализировав представленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Основания и порядок выплаты социальной доплаты к пенсии предусмотрены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Законом Приморского края от 06.06.2005 года №255-КЗ «О государственной социальной помощи в Приморском крае».
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Федеральная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок установления и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии регулируется Постановлением Правительства Приморского края от 27.12.2021 № 855-пп «Об утверждении Правил осуществления региональной социальной доплаты к пенсии».
На основании постановления Губернатора Приморского края от 06.08.2019 №52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановления Администрации Приморского края от 20.08.2019 №547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края», от 10.09.2019 №652-па «Об утверждении Положения о министерстве труда и социальной политики Приморского» с 01.01.2020 департамент труда и социального развития Приморского края переименован в министерство труда и социальной политики Приморского края.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.10.2019 №773-ри Краевое государственное казённое учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» является подведомственным учреждением министерства труда и социальной политики Приморского края и на местах осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а также производит оказание государственных услуг в сфере социальной защиты населения, в том числе в виде предоставления мер социальной поддержки гражданам.
Отделение по Уссурийскому городскому округу является структурным подразделением краевого государственного казённого учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края».
Частью 10 ст. 12.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Данное положение не применяется к детям-инвалидам, инвалидам с детства, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а также к детям, не достигшим возраста 18 лет, и детям, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в отношении периодов их временного трудоустройства по направлению государственной службы занятости в свободное от учебы время, периодов участия в общественных работах по направлению государственной службы занятости и периодов получения ими выплат за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах по трудовым договорам в каникулярное время.
В соответствии с п. 12 ст. 12.1 вышеуказанного Закона пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов дела, ответчику с ДД.ММ.ГГ была назначена региональная социальная доплата к пенсии до установленного в Приморском крае прожиточного минимума.
В марте 2024 г. из ответа отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю, установлено, что с октября 2022 г. ответчик начал осуществлять трудовую деятельность. В ответе Пенсионного фонда РФ стоит признак работы — D (работает).
Решением XXXX от ДД.ММ.ГГ ответчику прекращена выплата региональной социальной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГ в связи с выполнением трудовой и (или) иной деятельности.
Согласно протоколу переплаты от ДД.ММ.ГГ XXXX Отделения по Уссурийского городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Нетбайло Э.С. была выплачена необоснованная сумма регионально социальной доплаты к пенсии в сумме 56 198,65 руб.
В соответствие с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных сумм) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, с гражданина не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности и противоправности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности и противоправности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе пенсионного и социального страхования, требующем их возврата.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по возмещению причинённого ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в орган пенсионного фонда недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих установление и выплату пенсии.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика в получении региональной социальной доплаты к пенсии за период ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, совершения ответчиком действий по введению в заблуждение уполномоченные органы.
Само по себе продолжение получения региональной социальной доплаты к пенсии после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не свидетельствует о недобросовестности действий ответчика и о намеренном введении в заблуждение уполномоченных органов, которые в силу закона обязаны осуществлять постоянный контроль за правильностью начисления выплат.
Формальное предупреждение ответчика в уведомлении об установлении региональной социальной доплаты к пенсии о необходимости сообщать о поступлении на работу и выполнении иной деятельности не может свидетельствовать о недобросовестности ответчика, поскольку доказательств того, что ответчик получил указанное уведомление, истцом не представлено.
Учитывая, что выплаченная региональная социальная доплата к пенсии за указанный период не является счетной ошибкой, доказательств недобросовестности в действиях ответчика при получении указанных выплат истцом не представлено, исковые требования удовлетворению не подлежат.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к Нетбайло Э. С. (паспорт XXXX, выдан ДД.ММ.ГГ) о взыскании неправомерно полученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 56 198,65 руб. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.О. Деменева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.11.2024.