Дело № 2-96/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Башмаково 15 марта 2018 года
Пензенской области
Башмаковский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бушуева В.Н.,
при секретаре Грязиной Л.А., с участием:
представителя истцов Колесниковой К.С. и Колесникова Ю.А. по доверенности Умниковой Т.А.,
в помещении Башмаковского районного суда Пензенской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Клавдии Степановны, Колесникова Юрия Александровича к администрации р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области о признании права собственности на квартиры, -
У С Т А Н О В И Л:
Колесникова К.С. и Колесников Ю.А. обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что в 1970 году бывший муж Колесниковой К.С. ФИО4 построил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>. По решению Башмаковского районного народного суда Пензенской области от 26 апреля 1982 года дом был разделен между ФИО4 и Колесниковой К.С. на доли (соответственно 3/5 и 2/5 доли). ФИО4 отделил свое имущество. На кадастровый учет дом не поставлен.
На основании решения исполнительного комитета Башмаковского районного совета народных депутатов трудящихся от 22 октября 1984 года № 273 ФИО1 переоборудовала летние сени под кухню; на основании решения от 14 января 1988 года № 5 - соорудила пристрой и стала пользоваться своим жилым помещением как квартирой. На кадастровом учете стоит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 59,8 кв. м.
ФИО4 свои 3/5 доли продал Колесникову Ю.А. на основании договора купли-продажи от 18 сентября 1991 года. На основании постановления главы Башмаковской поселковой администрации от 29 января 1992 года № 8 Колесников Ю.А. пристроил к своей квартире помещения, размерами 5,4 кв. м х 3,6 кв. м и 3,3 кв. м х 3,6 кв. м.
ФИО4 умер 6 июня 2008 года.
Истцы лишены возможности зарегистрировать право собственности на принадлежащие им квартиры, так как соглашения о разделе имущества между Колесниковой К.С. и ФИО4 не имеется. На кадастровом учете стоит дом, площадью 126,1 кв. м; <адрес>, площадью 59,8 кв. м, и <адрес>, площадью 66,3 кв. м. Выдача акта на ввод в эксплуатацию невозможно по причине того, что жилые помещения поставлены на кадастровый учет.
Ссылаясь на ст. ст. 12, 222 ГК РФ, истцы Колесникова К.С. и Колесников Ю.А. просили суд:
1. Признать за Колесниковой К.С. право собственности на квартиру, общей площадью 59,8 кв. м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
2. Признать за Колесниковым Ю.А. право собственности на квартиру, общей площадью 66,3 кв. м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
В судебном заседании представитель истцов Колесниковой К.С. и Колесникова Ю.А. по доверенности Умникова Т.А. исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Башмаковского района Пензенской области в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель третьего лица Управления Росреестра в Пензенской области по доверенности Тепцова М.А. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие, сообщив об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на спорные квартиры.
Заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Статьей 16 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно п.п. 1-3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на право личной собственности, заключенному 22 января 1969 года между Отделом коммунального хозяйства Башмаковского Совета депутатов трудящихся и ФИО4, последнему был предоставлен земельный участок для строительства одного сборно-щитового жилого дома, размером 37,5/52 кв. м на <адрес> (<данные изъяты>).
В соответствии с решением Башмаковского районного народного суда от 26 апреля 1980 года по гражданскому делу Колесниковой К.С. к ФИО4 о разделе общего имущества супругов постановлено выделить ситцу Колесниковой К.С. из общего имущества, в том числе 2/5 общего домовладения № по <адрес> р.<адрес>, состоящих из комнаты №, размером 16,5 кв. м, комнаты №, размером 11,4 кв. м и прилегающей к ней веранды. Ответчику ФИО4 были выделены 3/5 общего домовладения № по <адрес> в р.<адрес>, состоящих из комнаты №, размером 8,2 кв. м, комнаты №, размером 10,2 кв. м, комнаты №, размером 10,2 кв. м, комнаты №, размером 4,5 кв. м с прилегающими прихожкой и тамбуром <данные изъяты>).
В соответствии с решением исполнительного комитета Башмаковского районного совета народных депутатов трудящихся от 22 октября 1984 года № 273 Колесниковой К.С. было разрешено переоборудовать летние сени под кухню, а на основании решения названного районного совета народных депутатов от 14 января 1988 года № 5 было разрешено сооружение пристроя, размером 3 х 5,5 м к имеющейся части дома (<данные изъяты>).
В соответствии с постановлением главы Башмаковской поселковой администрации от 29 января 1992 года № 8 Колесникову Ю.А. было разрешено сделать пристрой к имеющейся части дома, размером 5,4 х 3,6 м и 3,3 х 3,6 м (<данные изъяты>).
По договору купли-продажи от 18 сентября 1991 года ФИО4 продал Колесникову Ю.А. 3/5 целого домовладения, состоящего из 87,20 кв. м, в том числе жилой 65,10 кв. м одноэтажного жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Договор был заверен нотариусом и зарегистрирован в Башмаковском БТИ (<данные изъяты>).
Свидетельством о смерти подтверждается, что ФИО4 умер 3 мая 2008 года (<данные изъяты>).
Свидетельствами о государственной регистрации права подтверждается, что за Колесниковой К.С. право собственности Колесниковой К.С. на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, площадью 320 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>; за Колесниковым Ю.А. зарегистрировано право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №, площадью 480 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> (<данные изъяты>).
Согласно соглашению о реальном разделе жилого дома и прекращении права общей долевой собственности от 20 августа 2017 года Колесникова К.С. и Колесников Ю.А. достигли соглашение о том, что Колесниковой К.С. принадлежит квартира, расположенная по правую сторону от общей стены жилого дома, общей площадью 66,3 кв. м, кадастровый №, находящая по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Колесникову Ю.А. принадлежит квартира, расположенная с левой стороны от общей стены жилого дома, общей площадью 66,3 кв. м, кадастровый №, находящаяся по адресу: <адрес>, р.<адрес> (<данные изъяты>).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости оспариваемые квартиры, площадью 59,8 кв. м и 66,3 кв. м, а также жилой дом, в котором они расположены, площадью 126,1 кв.м, поставлены на кадастровый учет, однако право собственности на них не зарегистрированы (<данные изъяты>).
В регистрации права собственности на квартиры Колесниковой К.С. и Колесникову Ю.А. отказано в связи с отсутствием в Федеральной информационной адресной системе сведений об изменении адресов объектов недвижимости (<данные изъяты>).
Приведенные выше доказательства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемые по данному делу квартиры являются самовольными постройками, так как отсутствуют правоустанавливающие документы о разделении жилого дома на квартиры, а также документы о вводе спорных квартир в эксплуатацию.
При этом, согласно заключению от 19 февраля 2018 года, составленному должностными лицами органов архитекторы и технической инвентаризации Башмаковского района, оспариваемые по данному делу квартиры отвечают требованиям строительных норм и правил и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Принимая во внимание, что истцам на праве собственности принадлежат земельные участки, на которых расположены оспариваемые квартиры, и единственными признаками самовольной постройки оспариваемых квартир являются отсутствие актов ввода объектов в эксплуатацию, к получению которых лица, создавшие самовольную постройку, предпринимали меры, и сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о том, за истцами может быть признано право собственности на оспариваемые ими квартиры, являющиеся самовольными постройками.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ расходы по уплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать за Колесниковой Клавдией Степановной право собственности на квартиру, общей площадью 59,8 кв. м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Признать за Колесниковым Юрием Александровичем право собственности на квартиру, общей площадью 66,3 кв. м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пензенский областной суд через Башмаковский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2018 года.
Судья В.Н. Бушуев