Судья: Елисеева Н.М. № 33-5529/2024
24RS0046-01-2023-003045-66
2.204
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 мая 2024 года город Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.,
судей Полянской Е.Н., Килиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Надешкиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Крятова А.Н.
дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетнего Урванцева Ивана Михайловича в лице законного представителя Урванцевой Елены Владимировны к МКУ г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса безнадзорной собаки
по апелляционной жалобе представителя МКУ г. Красноярска «УДИБ» - Козлова Д.В.
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 08 февраля 2024 года, с учетом определения об устранении описки в решении суда от 23 апреля 2024 года, которым постановлено:
«Заявленные исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска, действующего в интересах несовершеннолетнего Урванцева Ивана Михайловича в лице законного представителя Урванцевой Елены Владимировны к МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» о взыскании компенсации морального вреда причиненного в результате укуса безнадзорной собаки, удовлетворить
Взыскать с МКУ «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в пользу Урванцева Ивана Михайловича в лице законного представителя Урванцевой Елены Владимировны компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Взыскать с МКУ г.Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Свердловского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетнего Урванцева И.М. обратился в суд с иском к МКУ г. Красноярска «УДИБ» о компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что на территории Свердловского района г. Красноярска была проведена проверка исполнения требований законодательства при организации отлова и содержания бездомных животных. В ходе проверки установлено, что 10 мая 2023 года в вечернее время около 20 часов несовершеннолетний Урванцев И.М. находился в районе <адрес>, где на него напала и укусила бродячая собака. Несовершеннолетний обратился в травмпункт для осмотра места укуса. По результатам медосмотра установлен диагноз: укушенные раны средней трети левой голени, произведена вакцинация, назначен курс прививок. В результате укуса бродячей собаки несовершеннолетний перенес физические и нравственные страдания, тратит личное время для лечения, вынужден исключать физические нагрузки, испытывает страх перед другими собаками, на ноге ребенка останется шрам.
Просил взыскать в пользу несовершеннолетнего Урванцева И.М. в лице законного представителя Урванцевой Е.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель МКУ г. Красноярска «УДИБ» Козлов Д.В. просит решение отменить. Указывает на отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и нападением собаки на несовершеннолетнего Урванцева И.М. Мероприятия, проводимые в рамках передаваемых МКУ г. Красноярска «УДИБ» полномочий по отлову и содержанию бездомных животных, не исключает возможность причинения бездомными животными вреда здоровью граждан, поскольку животные не подчиняются нормам и правилам действующего законодательства. В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих то, что животное, осуществившее нападение – бездомное, отсутствуют описание собаки. Само по себе наличие на территории города бездомных животных, проявляющих агрессию, не может вменяться в вину МКУ г. Красноярска «УДИБ» в силу ограниченного характера передаваемых полномочий.
В возражениях на апелляционную жалобу законный представитель Урванцева И.М. – Урванцева Е.В. просит решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе заказными письмами с уведомлением о вручении, в связи с чем неявка кого-либо из них не может служить препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителя МКУ г. Красноярска «УДИБ» Козлова Д.В., поддержавшего жалобу, прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Андреевой А.Г., согласившейся с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными; животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц (ст. 17).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8).
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В соответствии с положениями ст.ст. 1,2,3 Закона Красноярского края от 13 июня 2013 года № 4-1402 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в порядке, утверждаемом Правительством Красноярского края, в соответствии с Законом края от 19 декабря 2019 года № 8-3534 «Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области обращения с животными», на неограниченный срок в том числе за счет субвенций из краевого бюджета.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24 декабря 2019 года №751-п утвержден Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края.
Пунктом 2.2. установлено, что отлов животных без владельцев осуществляется в плановом порядке, а также внеплановом порядке на основании информации о животных без владельцев и месте их нахождения (заявок физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, органов местного самоуправления, представленных лично или поступивших по телефону, посредством почтовой связи или электронной почты в уполномоченный орган; а также сообщений, размещенных в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - информация о животных без владельцев).Исполнители мероприятий осуществляют отлов животных без владельцев в плановом порядке - на основании планов-графиков проведения отлова животных без владельцев (далее - планы-графики), утвержденных уполномоченным органом; во внеплановом порядке - на основании заявки о необходимости проведения отлова животных без владельцев, поступившей от уполномоченного органа.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 09 мая 2023 года в вечернее время около 20 час. 00 мин. Урванцев И.М. находился в районе <адрес>, где проходя мимо четырех собак, одна из них побежала в сторону Урванцева И.М. и укусила его в область левой голени. Собака была бродячей.
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного Урванцева И.М., <дата> г.р., от 09 мая 2023 года, установлен полный диагноз: укушенные раны средней трети левой голени, произведена вакцинация, назначен курс прививок.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки КУСП № от 10 мая 2023 года.
08 июня 2022 года Отделом полиции <данные изъяты>» принято решение о списании данного материала в специальное номенклатурное дело, в связи с тем, что данное сообщение не содержит информацию о преступлении, об административном правонарушении, о каком-либо происшествии. В адрес прокурора Свердловского района г. Красноярска, руководителя МКУ г. Красноярска «УДИБ», руководителя администрации Свердловского района г. Красноярска направлены информационные письма по факту укуса Урванцева И.М. собакой.
В соответствии с Уставом МКУ г. Красноярска «УДИБ» является некоммерческой организацией, не преследующей в качестве основной цели извлечение прибыли, является казенным учреждением, финансируемым за счет бюджета города на основании утвержденной бюджетной системы, в том числе осуществляет деятельность по проведению мероприятий по отлову и содержанию бездомных животных, выполняя функции муниципального заказчика.
05 декабря 2022 года между МКУ г. Красноярска «УДИБ» (заказчик) и ИП Брыль И.В. (исполнитель) заключен муниципальный контракт №, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказания услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Красноярска в 2023 года. Срок оказания услуг определен по 20 декабря 2023 года.
02 марта 2023 года между МКУ г. Красноярска «УДИБ» (заказчик) и Поляковой Т.Р.гызы (исполнитель) заключен муниципальный контракт №, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства оказания услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Красноярска. Срок оказания услуг определен по 20 декабря 2023 года.
В соответствии с п. 4.1.5 вышеуказанных контрактов отлов животных без владельцев осуществляется на основании планов-заданий и заявок, выдаваемых заказчиком, а также заявок, поступивших от МКУ «ЦОМ ГО, ЧС и ПБ» круглосуточно в выходные и праздничные дни.
По сведениям, представленным МКУ г. Красноярска «УДИБ», ИП Брыль И.В. выдано план-задание № 131 от 09 мая 2023 года, а ИП Поляковой Т.Р. выдано план-задание № 78 от 10 мая 2023 года по отлову собаки в районе <адрес>, укусившей Урванцева И.М.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив нормы права, предусмотренные ст.151, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к обоснованному выводу о том, что МКУ г. Красноярска «УДИБ» ненадлежащим образом исполнены возложенные на него обязанности в рамках переданных отдельных полномочий органов местного самоуправления по организации мероприятий по отлову животных без владельцев, что привело к нападению собаки на несовершеннолетнего Урванцева И.М. и причинению ему физических и нравственных страданий.
Оценив характер и степень причиненных физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства произошедшего, длительность лечения и последствия травмы, с учетом принципа разумности и справедливости, взыскал с МКУ г. Красноярска «УДИБ» компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на представленных в материалы дела доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к утверждению об отсутствии в действиях ответчика признаков неправомерного поведения и причинно-следственной связи с наступившими последствиями, поскольку отлов бродячих животных осуществлялся исключительно на основании поступивших сообщений и заявок, которые в спорный период времени отсутствовали.
Судебной коллегией данные доводы отклоняются исходя из следующего.
Разрешая требования прокурора, проанализировав представленные в дело документы, суд сделал верный вывод о том, что обязанность по организации отлова и содержанию животных без владельцев, возложенная на МКУ г. Красноярска «УДИБ», которое наделено соответствующими полномочиями с выделением бюджетных средств, надлежащим образом исполнена не была.
Исходя из условий муниципальных контрактов, заключенных между МКУ г. Красноярска «УДИБ» и ИП Поляковой Т.Р., ИП Брыль И.В., контроль за ходом и качеством выполнения контрактов осуществляется МКУ г. Красноярска «УДИБ».
Указанные в п. 2.2 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края источники поступления информации о необходимости осуществления отлова животных без владельцев приведены для осуществления таких мероприятий во внеплановом порядке. В плановом порядке исполнители мероприятий осуществляют отлов животных без владельцев на основании планов-графиков, утвержденных уполномоченным органом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Красноярского края не ограничивает организацию всей деятельности учреждения по отлову и содержанию безнадзорных животных только лишь принятием мер по заявкам.
Одной из основных целей законодательства об обращении с животными является обеспечение безопасности граждан, в связи с чем при должной степени заботливости и осмотрительности при организации мероприятий по отлову и выпуску безнадзорных животных, контроле и приемке выполненных подрядчиками работ, в случае обнаружения в них недостатков, ответчик вправе требовать их устранения либо устранить недостатки своими силами, либо устранить данные недостатки с привлечением экспертов или экспертных организаций. В данном случае меры по отлову безнадзорных животных были предприняты только на основании поступившего звонка от Урванцевой Е.В, после того, как ее несовершеннолетнего сына укуса собака.
Принимая во внимание данные обстоятельства, обязанность к принятию мер по отлову и содержанию собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории города Красноярска, в должной мере не исполнялась, о чем свидетельствует нападение на Урванцева И.М. безнадзорной собаки.
Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины МКУ г. Красноярска «УДИБ» в причинении вреда Урванцеву И.М., ответчиком по правилам п. 2 ст. 1064 ГК РФ не представлено.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании компенсации морального вреда с МКУ г. Красноярска «УДИБ».
Доводы апелляционной жалобы о том, что стороной истца не представлено доказательств того, что собака, укусившая Урванцева Е.В., является бездомной, несостоятельны, поскольку собака в момент укуса находился на территории общего пользования, в рамках проводимой органами полиции проверки хозяин собаки не был установлен.
Судебная коллегия полагает, что определенный судом размер компенсации морального вреда согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (ст. ст. 21, 53 Конституции РФ), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Оснований для уменьшения размера взысканной компенсации также не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в апелляционном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 08 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ г. Красноярска «УДИБ» Козлова Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Н. Крятов
Судьи: Е.Н. Полянская
Е.А. Килина
Изготовлено в окончательной форме 16 мая 2024 года