№ 88а-15430/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 29 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю., Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шевченко Олега Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 августа 2021 года по административному делу № 2а-211/2021 по административному исковому заявлению Шевченко Олега Викторовича о признании незаконным решения Думы города Пыть-Яха о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н., объяснения Шевченко О.В., его представителя Родненко О.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Думы города Пыть-Яха от 12 февраля 2021 года № 367 досрочно прекращены полномочия депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В. за нарушение ограничений, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).
Шевченко О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании данного решения недействующим с момента принятия, ссылаясь на нарушение процедуры его принятия.
Решением Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 марта 2021 года требования административного истца удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 августа 2021 года указанное решение отменено, принято новое решение, которым требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В поданной 24 августа 2021 года кассационной жалобе Шевченко О.В., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судебной коллегии обстоятельствам дела, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки не уведомил, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Шевченко О.В. избран депутатом Думы города Пыть-Яха шестого созыва по избирательному округу № 4 на срок 5 лет (полномочия депутата признаны решением Думы от 27 сентября 2016 года № 1), избран председателем Думы шестого созыва на срок ее полномочий (решение Думы от 28 октября 2016 года № 14).
29 октября 2020 года в Думу города Пыть-Яха поступило обращение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о применении в отношении Шевченко О.В. мер ответственности, предусмотренных законодательством, за предоставление неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01 января по 31 декабря 2016 года, а именно: за непредставление информации о доходе его супруги <данные изъяты>., полученном за участие в подготовке и проведении выборов, в размере 188 066,33 руб.
13 ноября 2020 года на внеочередном заседании Думы города Пыть-Яха шестого созыва был рассмотрен проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Шевченко О.В. в связи с утратой доверия на основании обращения Губернатора округа и заключения постоянной депутатской комиссии по местному самоуправлению, регламенту, депутатской этике и связям с общественностью. За принятие данного решения проголосовало 11 депутатов из 13, решение не было принято.
Решением Думы города Пыть-Яха от 12 февраля 2021 года № 367 на основании частей 7.1, 10, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) досрочно прекращены полномочия депутата Думы города Пыть-Яха шестого созыва Шевченко О.В. за нарушение ограничений, установленных Законом о противодействии коррупции. Решение вынесено по обстоятельствам, указанным в обращении Губернатора округа от 29 октября 2020 года. За принятие данного решения проголосовало 11 депутатов из 14.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции, констатировав принятие оспариваемого решения в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, при наличии необходимого кворума, пришел к заключению, что оно принято с нарушением срока и подписано неуполномоченным лицом (избранной председателем Думы Гладковой М.П.), поэтому удовлетворил требования Шевченко О.В.
Суд апелляционной инстанции выводы о нарушении срока принятия решения и его подписании неуполномоченным лицом признал ошибочными, поскольку срок принятия решения пресекательным не является, а подписание решения вновь избранным председателем Думы не ставит под сомнение законность правового акта принятого уполномоченным коллегиальным составом при наличии необходимого кворума.
Также коллегия указала на ошибочность выводов суда первой инстанции о нарушении оспариваемым решением избирательных прав Шевченко О.В., поэтому отменила решение суда и приняла новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Между тем, разрешая настоящее административное дело, суды не в полной мере учли положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
В названном Федеральном законе для целей его применения даны, помимо иного, легальные определения понятий: депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения; депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, действующая в совокупности с иными нормами, определяющими структуру, статус органов местного самоуправления и статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, предусматривают возможность осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе в соответствии с названным Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Председатель Думы, избираемый Думой из своего состава, осуществляет организацию деятельности Думы, работает на постоянной основе (статьи 21, 23 Устава города Пыть-Яха).
На основании статьи 21.1 Устава города Пыть-Яха депутаты, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на денежное содержание и дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Устава города Пыть-Яха полномочия председателя Думы города прекращаются досрочно в случае: отставки по собственному желанию; досрочного прекращения депутатских полномочий в соответствии со статьей 22 настоящего Устава; принятия Думой города решения о досрочном прекращении полномочий председателя Думы города в связи с утратой доверия депутатов Думы города, если за досрочное прекращение полномочий проголосовало не менее 14 депутатов Думы города.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Аналогичные положения закреплены в статье 21 Устава города Пыть-Яха.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, заключение депутатской комиссии по местному самоуправлению, регламенту, депутатской этике и связям с общественностью о досрочном прекращении полномочий депутата Шевченко О.В. в связи с утратой доверия дано 05 ноября 2020 года на основании обращения Губернатора округа (т. 1 л.д. 54-68).
По результатам его рассмотрения решение о досрочном прекращении полномочий депутата Шевченко О.В. не принято (протокол внеочередного заседания Думы от 13 ноября 2020 года № 62 – т. 1 л.д. 237-248).
В нарушение подпунктов «б», «в» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для повторного рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Шевченко О.В. на заседании Думы 12 февраля 2021 года судом не проверены, равно как и полномочия лиц, осуществляющих голосование на заседании на основании доверенности отсутствующих депутатов.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что решение Думы города Пыть-Яха от 12 февраля 2021 года № 367 не нарушает избирательные права Шевченко О.В., является верным.
При этом доводы о нарушении прав Шевченко О.В. на дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет проверены судом апелляционной инстанции не были. В материалах дела отсутствуют документы по вопросу предоставления дополнительных гарантий Шевченко О.В. в связи с исполнением обязанностей председателя Думы на постоянной основе, вследствие чего невозможно оценить влияет ли оспариваемое решение на права и обязанности административного истца, в том числе после истечения срока депутатских полномочий.
Таким образом, суд апелляционной инстанции юридически значимые обстоятельства в полном объеме не проверил в нарушение положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме.
Поэтому судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, при котором следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 августа 2021 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 29 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи