г. Сыктывкар Дело № 2-9103/2023 (33-9797/2023)
УИД: 11RS0001-01-2023-010537-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 09 ноября 2023 года дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 сентября 2023 года, которым
требования Прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах Поповой С.Л. к ОСФР по Республике Коми ... удовлетворены.
Обязано ОСФР по Республике Коми обеспечить Попову С.Л. техническими средствами реабилитации, а именно ... в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в части обязания ОСФР по Республике Коми обеспечить Попову С.Л. техническими средствами реабилитации: ... исполнению не подлежит.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., объяснения прокурора Юдина А.В., представителя ответчика Напалковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Эжвинского района г.Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Поповой С.Л. к ОСФР по Республике Коми об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, а именно: ... со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указано, что Попова С.Л. является инвалидом ... группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ей предусмотрена выдача технических средств реабилитации, которыми она не обеспечена в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Попова С.В. в судебном заседании не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми просит об отмене решения суда, ссылается на то, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Эжвинского района г. Сыктывкара просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика просила отменить решение суда, прокурор Юдин А.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие истца Поповой С.Л. надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Попова С.В. является инвалидом второй группы.
Согласно индивидуальной программе реабилитации от <Дата обезличена> Попова С.Л. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе .... Срок проведения реабилитационных мероприятий определен бессрочно, исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является ГУ – Региональное Отделение ФСС РФ по Республике Коми.
С <Дата обезличена> ГУ – Региональное Отделение ФСС РФ по Республике Коми реорганизовано в ОСФР по Республике Коми.
В целях постановки на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации <Дата обезличена> Попова С.Л. обратилась в ГУ–Региональное Отделение ФСС РФ по Республике Коми. По результатам рассмотрения заявления, Попова С.Л. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
До настоящего времени Попова С.Л. техническими средствами реабилитации в частности защитной пленкой в форме салфеток, крема защитного, очистителя для кожи во флаконе, нейтрализатором запаха во флаконе, тампоном для стомы не обеспечена.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и возложил на ответчика обязанность по обеспечению Поповой С.Л. указанными техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно абзацу первому пункта 5 Правил № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено, что Попова С.Л. на момент предъявления иска не была обеспечена необходимыми средствами реабилитации в полном объеме. Поповой С.Л. выдано направление на получение ... период обеспечения составил по <Дата обезличена>
Таким образом, решение суда в части обязания ответчика обеспечить Попову С.Л. ... не подлежит исполнению.
Поскольку Попова С.Л. своевременно и в полном объеме не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой, то суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о возможности реализации гарантии обеспечения инвалида ТСР иными способами, в том числе путем выплаты денежной компенсации, использования электронного сертификата, не влияет на правильность выводов суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Поповой С.Л. ТСР в натуре, поскольку право выбора способа обеспечения принадлежит истцу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком проводятся процедуры для заключения государственных контрактов, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку Попова С.Л. нуждается в ежедневном использовании средств реабилитации, которыми она не обеспечена длительное время.
Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.
Нарушение органами, уполномоченными на предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, отсутствие заключенного государственного контракта, не должно нарушать гарантированное законом право на обеспечение жизнедеятельности в бытовой и общественной деятельности в целях его социальной адаптации.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленный судом срок, не влекут отмену решения суда, поскольку с момента обращения Поповой С.Л. с заявлением об оказании услуги по обеспечению ТСР 13.04.2021, прошло более двух лет, тогда как срок обеспечения инвалида техническим средством не может превышать 30 календарных дней.
Предусмотренная законом процедура проведения закупки ТСР, заключение государственного контракта, проведение аукциона не являются основанием для изменения решения суда в части установленного срока исполнения решения, учитывая, что ответчиком предприняты меры по осуществлению закупки технических средств реабилитации для Поповой С.Л. Кроме того, ответчик не лишен права обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Суду апелляционной инстанции ответчиком представлены направления от <Дата обезличена> на получение Поповой С.Л. ... по заявлениям инвалида от <Дата обезличена>. Вместе с тем указанное обстоятельство не влечет отмену решения суда.
Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 09 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи