Решение по делу № 33а-3969/2021 от 12.03.2021

Судья - Корявина Т.Ю.         Дело № 33а-3969/2021 А-21а

24RS0002-01-2020-003251-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2021 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Данцевой Т.Н.,

судей – Шавриной А.И., Пашковского Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храпенковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.

административное дело по административному иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,

по апелляционной жалобе Главы Ястребовского сельсовета – Тимошенко Е.Н.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 октября 2020 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Ачинского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края по непринятию мер по созданию на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Обязать администрацию Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования Ястребовский сельсовет Ачинского района Красноярского края специализированную службу по вопросам похоронного дела».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела; возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

В обоснование своих требований сослался на то, что сотрудниками прокуратуры было проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об организации погребения и похоронного дела. В ходе выполнения данного мероприятия установлено, что, вопреки предписания закона, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района не создана, порядок ее деятельности не определен. Отсутствие на территории сельского поселения такой службы нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению согласно предусмотренному гарантированному перечню услуг, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Определениями Ачинского городского суда Красноярского края от 14 августа 2020 года и 25 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены индивидуальный предприниматель Самсонова П.Д. и администрация Ачинского района.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

Полагая данный судебный акт незаконным, Глава Ястребовского сельсовета Ачинского района – Тимошенко Е.Н. представил апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене как необоснованного. В рамках аргументации своей позиции указал, что судом не приняты во внимание доводы о возможности оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования иными лицами, осуществляющими деятельность в указанной сфере; о самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, а также то, что на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация по их оказанию. Перечень гарантированных услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе, установлен в муниципальном контракте на осуществление похоронных услуг от 10 августа 2020 года, заключенном администрацией Ястребовского сельсовета с ИП Самсоновой П.Д. по результатам подведения итогов открытого конкурса.

От заместителя Ачинского городского прокурора - Булатовой О.С. поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым доводы, изложенные в указанном документе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежат отклонению.

Заинтересованные лица ИП Самсонова П.Д. и администрация Ачинского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Ястребовского сельсовета - Пенизева М.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Андреева А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.

Удовлетворяя предъявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 8, 9, 12, 25, 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, исходил из того, что полномочия по организации ритуальных услуг отнесены к полномочиям Ястребовского сельсовета, федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела. Органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы в форме муниципальных предприятий, учреждений, межмуниципальных хозяйственных обществ. Однако административным ответчиком данное право до настоящего времени не реализовано, непринятие административным ответчиком мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению противоречит нормам названных нормативных правовых актов, чем нарушаются права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на неправильном толковании закона и не основаны на фактических обстоятельствах.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 1 января 2016 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года № 551-ст, устанавливает обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. В примечании отмечено, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (ст. 29 данного Закона).

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Приведенным законом не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела. Следовательно, органы местного самоуправления не ограничены в правовой регламентации соответствующих вопросов.

При этом к вопросам местного значения сельского поселения в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится не оказание, а организация ритуальных услуг. Органы местного самоуправления не вправе заниматься экономической деятельностью, хозяйствующими субъектами не являются.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание муниципальных предприятий и учреждений, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения – это право, а не обязанность муниципальных образований, а муниципальные образования вправе в силу приведенной нормы не только создавать муниципальные организации, но и вправе участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Более того, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями не только по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также полномочиями на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Совокупность приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела не обязательно должна создаваться органами местного самоуправления в форме муниципальных предприятий и учреждений, в связи с чем соответствующие выводы суда являются неправильными. Очевидно, что в муниципальном образовании Ястребовский сельсовет Ачинского района, в котором проживает около полутора тысяч человек, нецелесообразно и финансово затруднительно создание муниципального хозяйствующего субъекта – специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В Ястребовском сельсовете Ачинского района право граждан на получение гарантированного перечня услуг по погребению гарантируется посредством создания органом местного самоуправления специализированной службы по вопросам похоронного дела путем придания соответствующего статуса хозяйствующим субъектам, предоставляющим ритуальные услуги, различных организационно-правовых форм, созданных в соответствии с действующим законодательством. При этом для получения статуса специализированной службы администрацией сельсовета проводится открытый конкурс по выбору организации, оказывающей услуги по погребению, с целью дальнейшего присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории соответствующего административно-территориального образования в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Так, 10 августа 2020 года администрацией Ястребовского сельсовета Ачинского района, выступающей в качестве заказчика, и индивидуальным предпринимателем Самсоновой П.Д. – исполнителем по итогам состоявшегося открытого конкурса заключен муниципальный контракт за . Предметом данного соглашения является предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на территории указанного сельсовета в соответствии с требованиями, установленными заказчиком. Последний поручает, а исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг погребения на территории обозначенного муниципального образования, согласно техническому заданию, руководствуясь ст.ст. 9, 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025 (п.п. 1.1, 1.2 муниципального контракта и приложение № 1 к нему).

Таким образом, административный ответчик реализовал установленные законом полномочия и обязанность разрешенным законом способом путем определения специализированной службы в результате осуществления закупок услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Судебная коллегия отмечает, что все услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, а соответствующая деятельность специализированных служб всегда является экономической деятельностью и, соответственно, в рассматриваемом случае с учетом статуса муниципального образования целесообразно, что она должна осуществляться на конкурентном рынке, следовательно, предпочтительнее определять хозяйствующий субъект, наделяемый правом оказывать ритуальные услуги за счет бюджета, именно на конкурсной основе. На возможность оказания гарантированного перечня услуг по погребению иными субъектами похоронного дела, включая индивидуальных предпринимателей, также неоднократно обращалось внимание в судебной практике. В большинстве муниципальных образований Красноярского края таким же способом определяется специализированная служба по вопросам похоронного дела.

В силу изложенного, выводы суда о бездействии административного ответчика в части не создания на территории Ястребовского сельсовета Ачинского района специализированной службы по вопросам похоронного дела и необходимости возложения на него обязанности создать на территории данного муниципального образования специализированную службу по вопросам похоронного дела судебная коллегия находит неправильными, решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 октября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Ачинского городского прокурора к администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд об-щей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3969/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
администрация Ястребовского сельсовета
Другие
Тимошенко Елена Николаевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Данцева Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
29.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2021Передано в экспедицию
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее