Дело № 33-2025 судья Новикова В.В. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я., Крыловой В.Н.,
при секретаре Соколовской А.А.
по докладу судьи Образцовой О.А.
10 июня 2015 года
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения «<данные изъяты>» на решение Конаковского городского суда Тверской области от 03 апреля 2015 года, которым постановлено:
«Муниципальному учреждению «<данные изъяты>» Муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Конаковского района Тверской области в удовлетворении заявления о признании, незаконным и отмене сообщения от 10 марта 2015 исходящий № от 11 марта 2015 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязывании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области зарегистрировать право собственности Муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Конаковского района Тверской области на земельный участок из земель населённых пунктов с разрешённым использованием: под противопожарный пруд площадью 253 кв.м, расположенный по адресу: Тверская <адрес>, с кадастровым номером № отказать».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Муниципальное учреждение «<данные изъяты>» Муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Конаковского района Тверской области обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить сообщение от 10 марта 2015 года (исходящий № от 11 марта 2015 года) об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее Управление Росреестра по Тверской области) зарегистрировать право собственности Муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Конаковского района Тверской области на земельный участок из земель населённых пунктов с разрешённым использованием: под противопожарный пруд, площадью 253 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, район дома № (допущена техническая ошибка, район дома №), с кадастровым номером №.
В обоснование заявления указано, что Управление Росреестра по Тверской области сообщением от 10 марта 2015 года (исходящий № от 11 марта 2015 года) отказало в государственной регистрации права собственности Муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение Конаковского района Тверской области на земельный участок из земель населённых пунктов с разрешённым использованием: под противопожарный пруд, площадью 253 кв.м с кадастровым номером №. Основанием для отказа в регистрации права муниципальной собственности стал факт нахождения земельного участка в границах населённого пункта <адрес> который, по мнению, Управления Росреестра по Тверской области расположен на территории Госкомплекса «Завидово» ФСО России, и, следовательно, право муниципальной собственности на него не может быть зарегистрировано по той причине, что земельные участки, входящие в состав национального парка, относятся к федеральной собственности. Данное утверждение Управления Росреестра по Тверской области обосновано нормами ст. 95 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учётом норм, установленных Положением о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1217.
Однако в непосредственном владении ГК «Завидово» находится 91,7 тысяч га заповедных и особо охраняемых территорий, которые предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Указом Президента РФ. Территория 33,7 тысяч га является землями других собственников и землепользователей, т.е. земельные участки находятся в государственной собственности, право пользования на которые не разграничено.
Право собственности у Российской Федерации на земельный участок, расположенный в границах деревни не возникло и в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса РФ».
Право муниципальной собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано на основании пункта 4 статьи 7 указанного закона. Земельный участок необходим для исполнений полномочий органа местного самоуправления.
Судом к участию в деле привлечено ФГБУ «<данные изъяты>» в лице филиала по Тверской области.
В судебном заседании представитель заявителя требования полностью поддержал и просил их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Тверской области обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, просило в удовлетворении заявления отказать.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Росимущества в Тверской области обратилось с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на заявление указало на наличие спора о праве, который неподведомственен суду общей юрисдикции.
Представитель заинтересованного лица ГК «<данные изъяты>» Макеев Г.Н. в удовлетворении заявления просил отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Муниципального учреждения «<данные изъяты>» ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывается на то, что оснований, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для отказа в государственной регистрации права собственности не имелось, и оно должно было быть зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом норм статей 8 и 8.1 ГК РФ на основании заявления обладателя права, что сделано не было Управлением, следовательно, спор о праве отсутствует, так как право муниципальной собственности возникло в силу закона и в силу же закона должно было быть зарегистрировано в реестре прав. Надлежащих доказательств наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок ТУ Росимущества в Тверской области не представило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Бородулиной Е.А. и Неунываловой О.А., возражавших против жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии пунктами 1, 2 Положения о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1217) Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - Комплекс) включает в себя особо охраняемую природную территорию - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; закрытые военные городки, предназначенные для размещения военнослужащих и гражданского персонала Комплекса; подразделения, необходимые для обеспечения деятельности Комплекса, а также обслуживания официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации (резиденция «Русь»), расположенной на территории Комплекса.
С учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Комплекс, эта территория считается национальным парком.
Согласно статье 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, национальных парков.
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии со статьёй 2 закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются определённые категории указанных территорий, в том числе национальные парки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти,
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 3 июня 2006г.№73-ФЗ
«О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Из материалов дела усматривается, что администрация МО <данные изъяты> сельское поселение <адрес> обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о регистрации права собственности Муниципального образования Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области на земельный участок, на котором расположен противопожарный пруд, площадью 253 кв. м, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, район дома №.
Сообщением от 10 марта 2015 года Управлением Росеестра по Тверской области отказано в государственной регистрации права собственности Муниципального образования Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области на указанный земельный участок, т.к. документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с данным отказом, администрация Козловского сельского поселения обжаловала его в суд.
В соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статьям 13, 18 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при проведении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 20 указанного закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, заявление администрации Козловского сельского поселения о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:15:0243301:165 основано на положениях части 4 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».
Данный земельный участок расположен в границах Государственного комплекса «Завидово».
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором в Территориальное управление Росимущества в Тверской области был направлен запрос с просьбой сообщить, находится ли земельный участок в федеральной собственности.
Согласно ответу Территориального управления Росимущества в Тверской области от 22 января 2015 года (аналогичный ответ дан администрации Козловского сельского поселения 05 февраля 2015 года) земельный участок, входящий в состав национального парка, относится к объектам федеральной собственности.
Исходя из приведённых выше положений закона, государственным регистратором после поступления указанного ответа государственного органа, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, было отказано в регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Доводы заявителя о том, что регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен пруд, должна быть произведена в безусловном порядке государственным регистратором на основании части 4 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», обоснованно не приняты судом с указание на то, что решение об отказе в государственной регистрации права при наличии ответа Территориального управления Росимущества в Тверской области является законным, в данном случае усматривается спор о праве.
Между тем, полномочий разрешать вопросы, связанные со спором о праве, органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, законом не предоставлено.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением об оспаривании решения регистрирующего органа, заявитель фактически требует разрешить возникший спор о праве на земельный участок в рамках настоящего дела.
В силу положений статей 254-258 ГПК РФ при обращении организации, органа местного самоуправления с заявлением об обжаловании решений, действий (бездействия) государственных органов суд не вправе разрешать вопросы, подлежащие разрешению в порядке искового производства, в том числе спор о праве.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Данное решение не является препятствием для разрешения спора о праве на земельный участок в исковом порядке.
С учётом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 03 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения «<данные изъяты>» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи