2а-3160/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2017 года город Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Суфиевой А.К.,
с участием представителя административного истца Каримова А.З. –Мансурова А.Р.,
представителя административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - Кочиной К.М.,
представителя заинтересованного лица ООО «Строй – офис» - Подцепня А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каримова А.З. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущество в Республике Башкортостан об обжаловании распоряжения об отмене распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года № от 23 июня 2017 года №
УСТАНОВИЛ:
Каримов А.З. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущество в Республике Башкортостан об отмене распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года № от 23 июня 2017 года №.
В обосновании иска указано, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года № административный ответчик распорядился: 1. расторгнуть с 25 января 2016 года договор аренды земельного участка № от 31 марта 2015 года,
заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и Каримовым А.З.; 2. отделу управления земельным фондом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в
установленном порядке подготовить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № от 31 марта 2015 года; 3. гражданину Российской Федерации Каримову А.З. передать по акту
приема-передачи земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, решенное использование: для обслуживания ботанического сада, общей площадью 6 885 кв.м., с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, положенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> 4. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан предоставить Каримову А.З., являющему обладателем права собственности на объект недвижимости: пункт хранения (выдачи) хозяйственного инвентаря, назначение: нежилое здание, площадь 24,5 кв.м., количество этажей 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ года № №, в собственность земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использование ботанического сада, общей площадью 6 885 кв.м., с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, по цене, равной растровой стоимости, в размере 3 098 (три тысячи девяносто восемь) рублей 25 копеек, принадлежащий Российской Федерации на праве собственности, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 5 апреля 2007 года №, реестровый номер в РФИ №; 5. отделу управления земельным фондом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в
установленном порядке оформить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №; 6. отделу учета и проверок федерального имущества Территориального управления
Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан внести соответствующие изменения в реестр федерального имущества; 7. гражданину Российской Федерации Каримову А.З. произвести оплату стоимости земельного участка в порядке и сроки установленные договором купли-продажи и обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в месячный срок с момента издания настоящего
распоряжения; 8. контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя руководителя.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан об отмене Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года № от 23 июня 2017 года № административный ответчик распорядился: 1. отменить Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года № о приватизации земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности Каримова А.З.; 2. контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя.
Административный истец считает, что принятое Распоряжение № от 23 июня 2017 года нарушает его права.
Апелляционным Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2016 года по делу № производство по делу прекращено без рассмотрения по существу требований Каримова А.З.
Определение не содержит требования о вынесении какого-либо Распоряжения об отмене Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года №
Апелляционным Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2016 года по делу № решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан отменено, производство по административному исковому заявлению Каримова А.З. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан прекращено. В обоснование суд указал, что дело подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, поскольку такое заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Указанным судебным актом правовая оценка законности действий Административного ответчика в отказе в приватизации спорного земельного участка не дана.
Между тем, в резолютивной части указанного судебного акта не возложена обязанность на административного ответчика по вынесению каких-либо ненормативных правовых актов.
В оспариваемом распоряжении отсутствует конкретное нормативное обосновании, в соответствии с которым оспариваемое Распоряжение является законным и обоснованным.
Указанный распоряжением ответчик создает возможность незаконного лишения имущества Административного истца без какого либо равноценного возмещения и уважительной причины. Таким образом, административный истец полагает, что оспариваемое является законным и обоснованным,
На основании изложенного, административный истец просит суд признать распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 23 июня 2017 года № незаконным, взыскать в пользу административного истца госпошлина в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Каримова А.З. –Мансуров А.Р. иск поддержал, просил суд удовлетворить.
Административный истец Каримов А.З., извещенный о дате и месте рассмотрения настоящего административного дела, в суд не явился, причину не явки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - Кочина К.М. иск не признала, просила отказать за необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица ООО «Строй – офис» - Подцепня А.Е. иск поддержал, просил его удовлетворить.
Суд, руководствуясь п. 6 ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных лиц.
Выслушав доводы сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Судом установлено, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и Каримовым А.З. заключен договор аренды земельного участка № от 31 марта 2015 года. 18 августа 2015 года, Каримов А.З. обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 6885 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на котором расположено находящееся в его собственности здание, представив все необходимые документы.
Согласно письму № от 28 августа 2015 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан отказало Каримову А.З. в предоставлении государственной услуги по приватизации вышеуказанного земельного участка со ссылкой на имеющуюся задолженность по арендной плате.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 октября 2015 года отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан в продаже (приватизации) земельного участка площадью 6885 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> выраженный в письме исх. № от 28 августа 2015 года, признан незаконным. Также указанным решением постановлено обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан устранить препятствия к осуществлению прав, путем принятия решения о продаже (приватизации) заявителю земельного участка площадью 6885 кв.м. с кадастровым номером № № расположенного по адресу: <адрес> и передать заявителю подписанный со стороны Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан договор купли-продажи земельного участка площадью 6885 кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (с передаточным актом), в срок 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2015 года решение суда от 21 октября 2015 года оставлено без изменения.
21 октября 2015 года Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан издало распоряжение от 25 января 2016 года № «О приватизации земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящегося в собственности Каримова А.З.» и 25 января 2016 года между Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и Каримовым А.З. заключен договор купли-продажи земельного участка № 1/2016.
28 июля 2016 года между Каримовым А.З. и ООО «Строй – Офис» заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 28 июля 2016 года, по условиям которого ООО «Строй – Офис» приобрело земельный участок общей площадью 6 885 кв.м. с кадастровым номером № и расположенный на нем пункт хранения (выдачи) хозяйственного инвентаря.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2016 года апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2015 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2016 года решение Ленинского районного суда г. Уфы от 21 октября 2015 года отменено, производство по делу прекращено.
В связи с отменой решения Ленинского районного суда г. Уфы от 21 октября 2015 года, на основании которого было издано распоряжение от 25 января 2016 года № «О приватизации земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящегося в собственности Каримова А.З.», Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан 23 июня 2017 года издано распоряжение № № «Об отмене распоряжение от 25 января 2016 года №№.»
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о том, что административный ответчик не обладает полномочиями по отмене ранее принятых им ненормативных правовых актом не могут быть приняты судом. Так Распоряжение от 25.01.2016 года о приватизации земельного участка было вынесено на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Уфы от 21.10.2015 года. В последующем указанное решение суда было отменено, в связи с чем и было вынесено Распоряжение от 23.06.2017 года.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемое распоряжение административного ответчика соответствует положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем основания для удовлетворения административного искового заявления Каримова А.З. об отмене распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года № от 23 июня 2017 года № не имеется.
Ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Соответственно, в удовлетворении исковых требований административного истца о взыскании государственной пошлины в размере 300 рублей не имеется оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Каримова А.З. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имущество в Республике Башкортостан о признании незаконным Распоряжения об отмене Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 25 января 2016 года №, о взыскании государственной пошлины - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов