Дело № 2-4752/2023
УИД 59RS0007-01-2023-003039-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием истца Насибуллиной А.Н.,
представителя ответчика Балтиковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Насибуллиной А. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности.
У С Т А Н О В И Л :
Насибуллина А.Н. обратилась в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обращалась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком отказано истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ (лечебная деятельность). В специальный стаж истца не зачтен ряд периодов работы истца или зачтен календарно без учета льготы (работа в сельской местности). Считает решение ответчика об отказе в назначении пенсии незаконными. На основании изложенного просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность исчислить в льготном исчислении (1:1,25) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в соответствующей части признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
В соответствие с частью 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (отложенное право).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 30 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно части 4 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Насибуллина А.Н. обратилась в ГУ – ОПФР по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 76-77).
Решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ Насибуллиной А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью не менее 30 лет и не соблюдением срока обращения за предоставлением государственной услуги по установлению страховой пенсии, предусмотренного пунктом 13 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №н (л.д. 10-12, 70-71).
Специальный стаж исчислен (с учетом льготного исчисления) в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
При определении ответчиком продолжительности специального стажа ответчиком не учтены, в том числе периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (как отпуск без сохранения заработной платы), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения даны без кода льготы), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (как учебные отпуска); учтен календарно период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что исключение из специального стажа (исчисление в календарном порядке) указанных периодов, незаконно, истец обратилась в суд с иском к ОСФР по Пермскому краю с вышеуказанными требованиями.
01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Рассматривая требование истца об исключении из специального стажа периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расцененного ответчиком как отпуск без сохранения заработной платы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно трудовой книжке истца (л.д. 12-26) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты>, уволена ДД.ММ.ГГГГ переводом в <данные изъяты>.
Истец имеет ребенка Насибуллина А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копиями свиедетельств о рождении (л.д. 49).
Согласно справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), выданной правопреемником <данные изъяты>, указанный период отражен как отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы, основание – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
При подаче заявления о назначении пенсии истцом была представлена справка, уточняющая условия работы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82), выданной правопреемником МСЧ <данные изъяты> где указанный период отражен как отпуск без сохранения заработной платы, основание – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82).
Судом установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по МСЧ № (параграф 12) Насибуллиной А.Н. был предоставлен частично оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком до достижению им возраста 1 года.
Из представленных суду копий приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по МСЧ № следует, что истцу разрешен отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребенком (л.д. 47-48).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ребенок истца Насибуллин А.Н. достиг возраста 1,5 лет.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный период отражен без кода льготы (л.д. 89-90).
Из лицевого счета истца за 1989 год следует, что с января 1989 по октябрь 1989 ей выплачивалось пособие по уходу за ребенком.
Таким образом, судом установлено, что как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком Насибуллиным А.Н. до достижения им возраста 1,5 лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992.
Так как отпуск по уходу за ребенком Насибуллиным А.Н. начался ДД.ММ.ГГГГ, то период такого отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж истца.
Таким образом, требование истца о включении в ее специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) подлежат удовлетворению.
Также подлежат удовлетворению требование истца об исчислении периода отпуска по уходу за ребенком ФИО7 до достижения ею возраста 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца в льготном порядке (один год 3 месяца за один год работы) в силу следующего.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в <данные изъяты> (трудовая книжка истца, л.д. 12-26), находящейся в <адрес>, то есть, в сельской местности, что подтверждается соответствующей справкой (л.д. 28-29, 50, 86).
В пункте 1 Списка профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Кроме того, абзацем 2 пункта 2 постановления Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражен без кода льготы как отпуск по уходу за детьми (л.д. 89-90). До него следует период работы и период отпуска по беременности и родам (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с кодом льготы <данные изъяты> (сельская местность). После спорного периода следует период работы с кодом льготы <данные изъяты> (сельская местность).
В силу вышеприведенного правового регулирования, так как отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет начался до ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный период подлежит исчислению в льготном исчислении, как основная работа - 1 год работы - за 1 год и 3 месяца как работа в сельской местности.
Так как указанный период продолжительностью <данные изъяты> включен в специальный стаж календарно, специальный стаж истца подлежит увеличению дополнительно на <данные изъяты>
Истцом заявлено требование о включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (нахождение на курсах повышения квалификации).
Указанные периоды исключены ответчиком из специального стажа истца, так как в выписке из ИЛС они отражены без кода льготы (период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без указания причин, остальные периоды – как учебные отпуска).
Рассматривая данное требование истца, суд приходит к следующему.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в должности медицинской сестры в ГБУЗ ПК «ПККГВВ», находящемся в <адрес> (трудовая книжка, справка на л.д. 27).
При обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии истцом представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющая условия работы, выданная <данные изъяты> (л.д. 83), согласно которой указанные периоды поданы как отвлечения без кода льготы с указанием причины отвлечения – <данные изъяты>
Истцом дополнительно представлены: справка от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя (л.д. 27), приказы о направление на курсы повышения квалификации (л.д. 31-34) с сохранением средней заработной платы.
Факт прохождения курсов повышения квалификации подтверждаются свидетельствами, удостоверениями, сертификатами (л.д. 35-40).
Сохранение за истцом заработной платы на время нахождения ее на спорных курсах подтверждено расчетными листками (л.д. 41-46).
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Более того, в силу специального правового регулирования в сфере здравоохранения повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием осуществления их профессиональной деятельности.
В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, он подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, судом установлено, что как до направления истца на курсы повышения квалификации, так и после них непосредственно предшествовала и за ними следовала работа, которая учтена ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Таким образом, включению в специальный стаж Насибуллиной А.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подлежат периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), итого <данные изъяты>
Требование истца о признании в соответствующей части признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № также подлежит удовлетворению.
Итого, исчисленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом специальный стаж истца в <данные изъяты> дополнительно подлежит увеличению на <данные изъяты> и составит <данные изъяты>, что означает, что специальный стаж истца 30 лет выработан истцом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано выше, в силу части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Закона № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021 – не ранее чем через 36 месяцев, в 2022 – через 48 месяцев, в 2023 и позднее – через 60 месяцев (отложенное право).
Так как стаж 30 лет лечебной деятельности выработан истцом в ДД.ММ.ГГГГ году, следовательно, отложенное право на пенсию возникнет у истца по истечении не ранее чем через <данные изъяты> месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, то есть не ранее <данные изъяты>
При этом требований о назначении досрочной пенсии истцом не заявляется.
С учетом изложенного суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты>. как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 8), исковые требования удовлетворены, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Насибуллиной А. Н., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС <данные изъяты>, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж Насибуллиной А. Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении следующие период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю исчислить специальный стаж Насибуллиной А. Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год по периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения (исчисления в календарном порядке) указанных выше периодов из специального стажа Насибуллиной А. Н..
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Насибуллиной А. Н. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 ноября 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва