№ 2-1021/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Выльгорт 2 августа 2017 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
судьи Глобу Т.И.,
при секретаре судебного заседания Старцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Лэзым» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности подать заявление о постановке на учет бесхозяйной вещи,
установил:
Сыктывкарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации СП «Лэзым» о признании незаконным бездействие администрации СП «Лэзым» по неподаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - скважины, расположенной напротив жилого дома № 255 по ул. Центральная в с. Лэзым в границах СП «Лэзым» Сыктывдинского района и имеющей географические координаты - N 61°14.099’ Е 050°33.105’ и возложении на администрацию СП «Лэзым» обязанности в срок до 31.12.2017 подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - скважины, расположенной в границах сельского поселения «Лэзым» Сыктывдинского района и имеющей географические координаты - N 61°14.099’ Е 050°33.105’.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о недропользовании Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что на территории МО СП «Лэзым» Сыктывдинского района расположена скважина на воду, имеющая географические координаты - N 61°37.761’ Е 050°46.073’. Учитывая, что скважина является бесхозной, не имеющей собственника, несущего в соответствии с законодательством бремя содержания скважины, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, а также для окружающей природной среды, в связи с чем непринятие мер со стороны органа местного самоуправления, на котором лежит данная обязанность, по подаче заявления о принятии на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, свидетельствует о невыполнении администрацией СП «Лэзым» обязанности по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
В судебном заседании прокурор Селюков Д.Э. на исковых требованиях настаивал, уточнив, что при возложении обязанности необходимо установить срок её исполнения до 31.06.2018.
Представитель третьего лица Гломидова Е.В. вопрос об удовлетворении требований истца оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Костин В.В. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в силу следующего.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающиеся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
В силу ч. 3, 4 ст. 1, ч. 5, 6 ст. 5, ч. 6 ст. 8, ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, правоотношения, связанные с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.
Согласно ст. 23 Закона № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.
В соответствии со ст. 26 Закона № 2395-1 «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации - также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался, о находке, о безнадзорных животных и кладе, право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о недропользовании Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что на территории МО СП «Лэзым» Сыктывдинского района расположена скважина на воду, имеющая географические координаты - N 61°37.761’ Е 050°46.073’.
Согласно акта обследования от 25.04.2017 бесхозная водозаборная скважина расположена напротив жилого дома № 255 по ул. Центральная в с. Лэзым Сыктывдинского района с географические координаты - N 61°37.761’ Е 050°46.073’. В павильоне из бревенчатого сруба имеется накопительная емкость объемом около 20 куб. м. В 5-ти метрах за павильоном непосредственно скважина (обсадная труба). Устье скважины герметично, цементной отмостки скважины не видно под снегом. Ограждение зоны санитарной охраны строгого режима разрушено. К павильону скважины подведено электропитание, установлен насос, монометр для контроля работы насоса, автоматика, электрический счетчик. Водомерный счетчик отсутствует, кран для отбора проб отсутствует. Скважина является действующей, используется местным населением для разбора воды. На балансе администрации СП «Лэзым», либо администрации МО MP «Сыктывдинский» не состоит.
Согласно информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанную скважину отсутствуют, правопритязания также отсутствуют.
Из информации администрации МО MP «Сыктывдинский» следует, что сведения о принадлежности (МО MP «Сыктывдинский», сельскому поселению, либо иному лицу) указанной бесхозной эксплуатационной скважины на воду, обследованной с участием представителя администрации МО MP «Сыктывдинский» 25.04.2017, а также сведения о предыдущем/настоящем владельце отсутствуют. Копии каких-либо документов на скважины - отсутствуют, меры по постановке на учет и по принятию в собственность не принимались.
По сведениям ГБУ РК «ТФИ РК» Коми республиканский фонд геологической информации (Комигеолфонд) сведения об указанной скважине отсутствуют.
Из заключения № 1 от 25.04.2017 Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды следует, что спорная скважина является бесхозяйной, водопользование самовольным.
Таким образом, указанная скважина, является бесхозяйной, то есть данное имущество не имеет собственника (эксплуатирующую организацию), который обеспечивал бы охрану недр - подземной пресной воды при ее эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, в том числе с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Учитывая, что скважина является бесхозной, не имеющей собственника, несущего в соответствии с законодательством бремя содержания скважины, что может повлечь за собой негативные последствия для неопределенного круга лиц, а также для окружающей природной среды, в связи с чем непринятие мер со стороны органа местного самоуправления, на котором лежит данная обязанность, по подаче заявления о принятии на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, суд приходит к выводу о невыполнении администрацией СП «Лэзым» обязанности по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Требуемый истцом срок для устранения выявленных нарушений до 31.06.2018 является разумным и справедливым.
Руководствуясь ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Лэзым», - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Лэзым» по неподаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - скважины, расположенной напротив жилого дома № 255 по ул. Центральная в с. Лэзым в границах сельского поселения «Лэзым» Сыктывдинского района и имеющей географические координаты - N 61°14.099’ Е 050°33.105’.
Возложить на администрацию сельского поселения «Лэзым» обязанность в срок до 31.06.2018 подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - скважины, расположенной в границах сельского поселения «Лэзым» Сыктывдинского района и имеющей географические координаты - N 61°14.099’ Е 050°33.105’.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.И. Глобу