Дело № 33-1272/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 13 марта 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.
судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.
при секретаре Ильященко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного автономного учреждения Тюменской области Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 декабря 2018 г., которым постановлено:
«исковые требования удовлетворить.
Признать причину неявки Васильева Дмитрия Владимировича в Государственное автономное учреждение Тюменской области Центр занятости населения города Тюмени и Тюменского района 09.08.2018 уважительной.
Признать за Васильевым Дмитрием Владимировичем право на выплату пособия по безработице за период с 25.07.2018 по 24.10.2018».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Государственного автономного учреждения Тюменской области Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района - Сербина А.Ю., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Васильева Д.В. и его представителя Реу В.А., действующего на основании доверенности, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Васильев Д.В. обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению Тюменской области Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района (далее по тексту - ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района), просил признать причину неявки 09 августа 2018 г. для перерегистрации в качестве безработного уважительной и признать за ним право на выплату пособия по безработице за период с 25 июля по 24 октября 2018 г.
Требования были мотивированы тем, что 14 ноября 2017 г. Васильев Д.В. встал на учет в качестве безработного в ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района. 09 августа 2018 г. истец не смог явиться на очередную перерегистрацию в данном качестве по причине отбывания наказания в виде административного ареста с 07 по 17 августа 2018 г. В первый рабочий день после освобождения Васильев Д.В. обратился в центр занятости для перерегистрации, где узнал о приостановлении выплаты ему пособия на три месяца в связи с неявкой в учреждение 09 августа 2018 г. По мнению истца, причина данной неявки является уважительной, вследствие чего за ним должно быть признано право на получение пособия в период с июля по октябрь 2018 года.
В судебное заседание истец Васильев Д.В. не явился, его представитель Реу В.А., действовавший на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района - Сербин А.Ю., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылался на то, что отбывание наказания за совершение административного правонарушения в случае законности постановления не может быть отнесено к уважительным причинам неявки в центр занятости для перерегистрации в качестве безработного.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Обращает внимание на то, что истец имеет востребованную на рынке труда профессию «<.......>», уволился с последнего места работы по собственному желанию, отказался от расширения вариантов работы и прохождения обучения. Указывает, что причиной привлечения истца к административной ответственности послужила неуплата алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка без уважительных причин более двух месяцев. Отмечает, что учреждение начало удерживать алименты из выплачиваемого истцу пособия с опозданием по вине истца, не своевременно представившего копию судебного приказа о взыскании с него алиментов. Приводит довод о том, что законность постановления о привлечении истца к административной ответственности была подтверждена судами апелляционной и кассационной инстанций.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истец Васильев Д.В. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (абзац 1 пункта 1).
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1). Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2). Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (абзац 1 пункта 3). Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункт 6).
В силу абзаца 5 пункта 3 статьи 35 того же закона в действовавшей в спорный период редакции, выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. № 891 были утверждены Правила регистрации безработных граждан (далее по тексту - Правила).
Согласно Правилам, государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы (пункт 13). Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки (пункт 14).
Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержден приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. № 10н (далее по тексту - перечень). К числу таких документов отнесено решение суда об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 мая 2010 г. № 698-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова А.Л. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами. Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня «уважительных причин» само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Как следует из дела, с 14 ноября 2017 г. Васильев Д.В. был зарегистрирован ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района в качестве безработного, ему назначено пособие по безработице (л.д. 7).
Очередная явка истца для перерегистрации в качестве безработного была назначена на 09 августа 2018 г.
В этот день истец в ГАУ ТО ЦЗН г. Тюмени и Тюменского района не явился, поскольку с 07 августа 2018 г. отбывал административный арест за неуплату алиментов с 01 апреля по 30 июня 2018 г. без уважительных причин (л.д. 12, 30 - 31).
Приказом ответчика от 10 августа 2018 г. выплата Васильеву Д.В. пособия по безработице была приостановлена с 25 июля по 24 октября 2018 г. по причине нарушения истцом без уважительных причин условий и сроков перерегистрации (л.д. 11).
Из объяснений истца в суде следует, что сразу после того как обстоятельства, объективно лишавшие его возможности явиться для перерегистрации в качестве безработного, он исполнил обязанность по данной явке и сообщил ответчику о причине своей неявки. Представитель ответчика это обстоятельство не отрицал.
Разрешая спор, суд исходил из того, что истец в назначенный для перерегистрации день был ограничен в свободе передвижения и не имел возможности сообщить об этом ответчику. Удовлетворяя иск, суд учел, что следствием приостановления выплаты пособия явилось возникновение у истца новой задолженности по алиментам за три месяца (период приостановления выплаты пособия), влекущее его повторное привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов. В этой связи, суд признал за истцом право на выплату пособия в спорный период.
Судебная коллегия находит необходимым отметить следующее.
Поскольку привлечение лица к административной ответственности обусловлено его виновным противоправным поведением, отбывание на законных основаниях наказания за совершение административного правонарушения не может расцениваться во всяком случае в качестве уважительной причины неявки для перерегистрации в качестве безработного.
Между тем, принимая во внимание характер правонарушения, за совершение которого истцу было назначено административное наказание, исключившее возможность его своевременной явки для перерегистрации в качестве безработного, и, учитывая, что в данном конкретном случае причиной неявки истца для перерегистрации в качестве безработного не служило намерение уклониться от трудоустройства, а перечень уважительных причин неявки граждан для такой перерегистрации в государственные учреждения службы занятости населения не является закрытым, судебная коллегия считает удовлетворение судом требований Васильева В.Н. верным.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку не влияют на правильность принятого судом решения, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств, достаточных оснований для которой судебная коллегия не находит.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с изложенным обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения Тюменской области Центр занятости населения г. Тюмени и Тюменского района - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи