Решение по делу № 2а-3076/2018 от 28.06.2018

Дело № 2а-3076/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2018 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Атачкиной Е.А.,

с участием представителя административного истца – помощник прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Калачян К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить установление границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водного объекта,

установил:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании бездействия, выразившегося в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки ------ (код водного объекта -----) незаконным; о возложении обязанности по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы; по описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах; по установлению границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы непосредственно на местности, на всем протяжении водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки ------ посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; по предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского Бассейнового Водного Управления для внесения их в государственный водный реестр в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления указал следующее. Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Чувашской Республики законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. Проверкой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки ------. По данному факту в адрес Минприроды Чувашии было внесено представление об устранении отмененных нарушений закона, однако, исходя из ответа действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято.

Представитель административного истца помощник прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Калачян К.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд поступило заявление, из которого следует, что Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 октября 2015 г. № 370 в области водных отношений выполняет функции организатора в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Чувашской Республики. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за счет субвенций, выделяемых Чувашской Республике, ежегодно осуществляет меры по определению границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос водных объектов и установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полосы водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки ------ непосредственно на местности на всем протяжении водоохранной зоны на территории Чувашской Республики Министерство не осуществляло. Министерство заявляет о признании административного иска в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Отдела водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского БВУ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором содержится просьба рассмотреть дело без участия представителя. Из отзыва следует, что согласно сведениям, содержащимся в государственном водном реестре, на территории Чувашской Республики расположен водный объект – река ------ (код водного объекта -----). В ----- году предусмотрено выделение средств из федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций в размере ----- млн.руб. на закрепление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек адрес на завершение руслорегулирующего мероприятия на адрес На основании вышеизложенного, считает административный иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, огласив письменные отзывы, суд приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В силу ч.2 ст.7 Водного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.ч. 1, 2 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации).

Частями 15 – 17 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.18 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

В силу п.3 Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр (п.5 Правил).

Органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (п.6 Правил).

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (п.2 Правил).

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (п.5 (1) Правил).

Согласно пункту 4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Частями 2, 5 ст.30, пунктом 6 ч.4 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, в составе правил землепользования и застройки, а также в материалах по обоснованию проекта планировки территории в графической форме.

Согласно пункту 9 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с ч.6 ст.32 указанного Федерального закона орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений о водных объектах направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно пункту 22 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1532, в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, имеют возможность сообщить заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.

Однако при отсутствии указанных сведений в ГКН, при рассмотрении вопросов, например, о предоставлении земельных участков, возможно принятие решения о предоставлении и использовании территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями использования, с отступлением от требований законодательства.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 октября 2015 г. № 370 Министерство является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия в области водных отношений, в том числе переданные полномочия Российской Федерации в указанной области.

Согласно пункту 2.1 Положения к числу основных задач Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики относятся реализация государственной политики в области природопользования, организации, использования и охраны водных объектов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики.

Согласно пункту 3.9 Положения, в области водных отношений Минприроды Чувашии исполняет функции: организатора в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Чувашской Республики; организатора в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Чувашской Республики; реализует от имени Чувашской Республики в пределах своей компетенции установленное Водным кодексом Российской Федерации право участия в водных отношениях.

Минприроды Чувашии осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти Чувашской Республики в области водных отношений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает участие: в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; в разработке и реализации программ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Чувашской Республики. Осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений: предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в Федеральной собственности и расположенные на территории Чувашской Республики, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления в пользование водных объектов особого пользования для обеспечения обороны страны и безопасности государства; осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Чувашской Республики; осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Чувашской Республики.

Пунктами 7.3 и 7.4 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629, предусмотрено направление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий средств нераспределенного резерва.

Пунктом 3 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно сведениям государственного водного реестра, на территории Чувашской Республики расположен водный объект – река ------ (код водного объекта -----), тип водного объекта – -----, протяженность – -----

В ходе рассмотрения дела установлено, что границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки ------ административным ответчиком не установлены, специальные информационные знаки не размещены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не направлены.

Данное обстоятельство не оспаривается Минприроды Чувашии, что следует из письменного заявления о признании иска.

По данному факту в адрес Минприроды Чувашии административным истцом было внесено представление об устранении отмеченных нарушений закона. Однако исходя из ответа на представление, поступившее в прокуратуру, действенных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято.

Из письменного отзыва заинтересованного лица следует, что в ----- г. предусмотрено выделение субвенций на закрепление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос ряда рек.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд.

Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Минприроды Чувашии не была исполнена возложенная на него законом обязанность по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы; по описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах; по установлению границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы непосредственно на местности, на всем протяжении водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки ------ посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; по предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского Бассейнового Водного Управления для внесения их в государственный водный реестр.

Учитывая вышеизложенное, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая требования действующего законодательства, учитывая, что при рассмотрении дела было установлено отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора.

В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий (подача заявления компетентным органам), суд полагает возможным в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, определить срок исполнения – в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки ------ (код водного объекта -----), незаконным.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в отношении реки ------ (код водного объекта -----) обязанность по:

- определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы;

- описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;

- установлению границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы непосредственно на местности, на всем протяжении водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки ------ посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;

- предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Отдел водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского Бассейнового Водного Управления для внесения их в государственный водный реестр.

Указанные мероприятия выполнить в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья                 Н.В. Архипова

Мотивированное решение составлено 23 августа 2018 года.

2а-3076/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации
Ответчики
Отдел водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского Бассейнового Водного Управления
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее