Решение по делу № 2-1621/2021 от 18.03.2021

Дело № 2-1621/21

УИД:76RS0014-01-2021-000816-36

изг.12.08.2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль                                03 августа 2021 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Петухова Р.В.,

при секретаре Осиповой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, Государственному казенному учреждению Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» и АО «Ярдормост» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, Государственному казенному учреждению Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ГКУ ЯО «Ярдорслужба») и АО «Ярдормост», в котором просил обязать Департамент в срок до 01.09.2022 года на участке автомобильной дороги «Иваново - Писцово - Гаврилов-Ям -Ярославль (до дер. Шопша)» с км 60+110 по км 60+160 в районе населенного пункта Панино Гаврилов-Ямского района на остановочных пунктах и пешеходном переходе установить стационарное электрическое освещение; напротив остановочных пунктов установить ограничивающие пешеходные ограждения; на остановочных пунктах установить тротуары.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Прокуратурой района по обращению Овсянникова Р.В., совместно со специалистом ОГИБДД ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, расположенных на территории Гаврилов-Ямского муниципального района, в частности содержания автомобильной дороги регионального значения «Иваново-Писцово-Гаврилов-Ям-Ярославль (до дер. Шопша)».

В ходе проверки, проведенной, в том числе, с выходом на место 26.02.2021 года было установлено, что в нарушение требований действующего законадательства на участке автомобильной дороги «Иваново - Писцово - Гаврилов-Ям - Ярославль (до дер. Шопша)» с км 60+110 по км 60+160 в районе населенного пункта Панино Гаврилов-Ямского района на остановочных пунктах и пешеходном переходе отсутствует стационарное электрическое освещение; напротив остановочных пунктов отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения; на остановочных пунктах отсутствуют тротуары.

Считает, что нарушение норм законодательства о безопасности дорожного движения может способствовать возникновению аварийных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, осуществляющих передвижение по названной дороге, в том числе, следующих к населенному пункту Панино Гаврилов-Ямского района и из него, а также водителей транспортных средств.

В ходе рассмотрения дела было подано уточненное заявление, в котором был изменен срок исполнения работ до 31.12.2022 года.

В судебном заседании представитель прокуратуры Кваша Н.Е. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание представитель Департамента дорожного хозяйства Ярославской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, указывая на то, что данная автомобильная дорога проходит через улицы населенного пункта. Работы по освещению улиц относятся к компетенции органов местного самоуправления. Поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется. В случае удовлетворения требований, просил учесть факт отсутствия недостаточного финансирования дорожной деятельности и увеличить срок для выполнения названных работ до 31.10.2023 года.

В судебное заседание представитель ГКУ ЯО «Ярдорслужба» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу. В случае удовлетворения иска просил предоставить срок для исполнения решения суда не менее 2-х лет.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2018 года №35-п «О реорганизации органов исполнительной власти», с 16.04.2018 года был образован Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, и ему переданы полномочия Департамента транспорта Ярославской области, в части: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Согласно Положению о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, Департамент дорожного Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.

Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является правопреемником Департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Департамент дорожного хозяйства Ярославской области осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области, осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.

Департамент дорожного хозяйства Ярославской области выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, а также представляет интересы Правительства области в судебных и иных органах при рассмотрении вопросов в пределах установленных полномочий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами организации безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

В силу пунктов 1,6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дopoжной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как следует из статьи 12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.Статьей 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно требованиям статьи 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.

На основании статьи 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Иваново - Писцово - Гаврилов-Ям - Ярославль (до дер. Шопша)» (идентификационный номер 78 ОП РЗ К-0007, протяженность 37,102 км) является автодорогой регионального значения и находится в собственности Ярославской области.

Таким образом, обязанность по содержанию данной автодороги лежит на Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.

Пунктами 4.6.1, 4.6.1.1 Национального стандарта РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» ГОСТ 52766-2007, утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ 52766-2007), предусмотрены требования о стационарном электрическом освещении на автомобильных дорогах.

В пункте 4.5.2.4 ГОСТ 52766-2007 указано, что стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) должны быть оборудованы пешеходные переходы.

Требования к стационарному электрическому освещению определены также в пункте 4.6.2 Межгосударственного стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» ГОСТ 33151-2014, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2015 № 959-ст (далее-ГОСТ 33151-2014).

В соответствии с пунктом 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 стационарное электрическое освещение устраивают, среди прочего, на пешеходных переходах по ГОСТ 32944; рекомендуется устраивать искусственное освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Согласно пункту 10.16 Свода правил «Автомобильные дороги. Актуализованная редакция. СНиП2.05.02-85* СП34.13330.2012», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 266, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Как следует из пункта 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, остановочный пункт должен состоять, в том числе, из тротуаров и/или пешеходных дорожек.

В соответствии с пунктом 8.1.29 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» ГОСТ 52289-2019, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.12.2019 № 1425-ст (далее-ГОСТ 52766-2007), ограничивающие пешеходные ограждения применяют на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей.

Судом установлено, что в результате проверки, проведенной прокуратурой, в том числе, с выходом на место 26.02.2021 года, установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований на участке автомобильной дороги «Иваново - Писцово - Гаврилов-Ям - Ярославль (до дер. Шопша)» с км 60+110 по км 60+160 в районе населенного пункта Панино Гаврилов-Ямского района на остановочных пунктах и пешеходном переходе отсутствует стационарное электрическое освещение; напротив остановочных пунктов отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения; на остановочных пунктах отсутствуют тротуары.

В акте проверки от 09.07.2021 года, составленного представителями Прокуратуры, ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и ПАО «МРСК «Центра-Ярэнерго», отражено, что техническая возможность подключения освещения на остановочных пунктах и пешеходном переходе к сетям ПАО «МРСК «Центра-Ярэнерго» имеется. Обустройство стационарного электрического освещения, ограничивающих пешеходных ограждений и тротуаров у остановочных пунктов осуществимо в рамках капитального ремонта указанного участка автомобильной дороги.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993№ 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с Перечнем документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р, применение ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 52289-2019 и СНиП 2.05.02-85* СП 34.13330.2012 в названной части является обязательным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Департамент, будучи лицом, обязанным в силу требований ст.12 Закона № 196-ФЗ, должен обеспечить соответствие дороги при ее содержании вышеуказанным требованиям законодательства.

Поэтому ссылки в возражениях представителя ответчика о том, что работы по освещению улиц относятся к компетенции органов местного самоуправления, являются несостоятельными.

В связи с тем, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены, суд возлагает на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области в срок до 31.12.2022 года на участке автомобильной дороги «Иваново - Писцово - Гаврилов-Ям -Ярославль (до дер. Шопша)» с км 60+110 по км 60+160 в районе населенного пункта Панино Гаврилов-Ямского района на остановочных пунктах и пешеходном переходе установить стационарное электрическое освещение;    напротив остановочных пунктов установить ограничивающие пешеходные ограждения; на остановочных пунктах установить тротуары.

При этом, предложенный прокурором срок является достаточным для выполнения указанных работ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Возложить обязанность на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области в срок до 31.12.2022 года на участке автомобильной дороги «Иваново - Писцово - Гаврилов-Ям -Ярославль (до дер. Шопша)» с км 60+110 по км 60+160 в районе населенного пункта Панино Гаврилов-Ямского района на остановочных пунктах и пешеходном переходе установить стационарное электрическое освещение;    напротив остановочных пунктов установить ограничивающие пешеходные ограждения; на остановочных пунктах установить тротуары.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья                                    Р.В.Петухов

2-1621/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области
Ответчики
ГКУ ЯО "Ярославская областная дорожная служба"
АО Ярдормост
Департамент дорожного хозяйства Ярославксой области
ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Петухов Руслан Вячеславович
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
19.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее