Решение по делу № 2-4884/2023 от 02.06.2023

РЕШЕНИЕ

Имением Российской Федерации

08 августа 2023 года                                     гор. Щелково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Иваненко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4884/2023 по иску ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» к Арефьеву ФИО8 о возмещении ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории

УСТАНОВИЛ:

ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», уменбшив исковые требования, обратилось в суд с иском к Арефьеву А.А. о взыскании ущерба, причиненного природным комплексам Национального парка «Лосиный остров» в результате складирования грунта в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров», с учетом уточнений истец просит взыскать с ответчика ущерб в размере 240 548,00 рублей.

В обоснование исковых требований истец указал, что Национальный парк «Лосиный остров» создан постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и расположен на территории города Москвы. Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что место, в котором Арефьев А.А. складировал грунт в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров» повлекло за собой нарушение почвенного покрова на площади 44,2 кв.м. и привело к несоблюдению обязательных требований природоохранного законодательства РФ.

Представитель истца Соловьева М.Д. в судебном заседании уточненные исковые требования, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представила суду письменные объяснения.

Ответчик Арефьев А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд направил своего представителя. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Пилипенко Р.А., в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Администрации городского округа Щелково в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные ГПК РФ, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ст. ст. 58, 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природнозаповедный фонд. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 9 п.п. 1 и 5 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", гласит что, на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

Судом установлено, что Национальный парк «Лосиный» создан постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 3 Положения о Национальном парке «Лосиный остров» установлено, что Национальный парк «Лосиный остров» расположен на территории города Москвы, Мытищинского, Пушкинского, Щелковского, Балашихинского районов и городского округа Королев Московской области.

В соответствии с постановлением Губернатора Московской области №329-ПГ от 15.07.2020 г. «Об учетных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области» установлено, что Щелковский район входит в состав субъекта РФ - Московская область.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Арефьев А.А. складировал грунт в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров», что повлекло за собой нарушение почвенного покрова на площади 44,2 кв.м. территориально расположенного в административных границах Щелковского района Московской области, по адресному ориентиру: <адрес> (л.д. 12)

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Арефьев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп. Данное постановление вступило в законную силу и не обжаловано. (л.д. 13-14)

Постановление по делу об административном правонарушении имеет преюдициальное значение в гражданском процессе на основании абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении», согласно которому на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

В соответствии с объяснениями председателя ПСК «Ледово» Дворцовой С.В., представленными в материалы дела, ДД.ММ.ГГГГ ей стали поступать звонки от жителей ПСК «Ледово» с информацией о том, что на улице Военной заезжают огромные машины, нарушая покров почвы, ломая ветки деревьев. Приехав на указанное место, она обнаружила машины с грунтом, которые заехали на территорию «Лосиного острова», около дома Принимавшая груз супруга собственника не отреагировала на требования и продолжала руководить выгрузкой прямо на территорию заповедника. При поднятии бортов, высыпая груз, ломались большие ветки деревьев, грунт рассыпался по покровному грунту, засыпая поросль мелких, молодых деревьев. (л.д.81-82)

Согласно ч.1 ст. 85 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. №200-ФЗ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.

Документом лесного планирования является лесной план субъекта РФ, подготовленный на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, документов территориального планирования, материалов государственной инвентаризации лесов (ч.3. ст. 85 Лесного кодекса РФ).

Постановлением Губернатора Московской области от 21.03.2019 г. №116-ПГ утвержден «Лесной план Московской области на 2019-2028 годы».

Согласно п. 2.7. Лесного плана установлено, что преобладающей породой на территории субъекта РФ – Московской области является береза.

Из ответа Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с разделом 2.7. «распределение площади лесов и запаса древесины по основным лесообразующим породам за год, предшествующий разработке лесного плана Московской области» книги 1 Лесного плана и приложением №13 книги 2 Лесного плана основной лесообразующей породой в Московской области является береза».

В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» вред, причинений природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 года №1730 утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», при этом применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

Таким образом, при осуществлении расчета ущерба и применения требований, установленных пунктом 6 приложением №3 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ основной древесной породой в субъекте РФ Московская область, является древесная порода – береза.

Исходя из вышеизложенного, размер ущерба определяется следующим образом.

Согласно протоколу об административном правонарушении в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров» в результате складирования грунта площадь повреждения почвы составляет 44,2 кв.м.

В соответствии с п.8 приложения 4 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 года №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» размер такс подлежит увеличению в 5 раз при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в лесах, расположенных на особо охраняемых территориях.

Согласно п.6 приложения №3 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 года №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» за снятие, уничтожение или порчу 1 кв.м. почв взимается плата в размере 4-кратной наибольшей ставки платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. №310 «О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлены ставки платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы: береза - 103,86 руб./м3.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 г. №1318 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставки платы в 2020 г применяются с коэффициентом 2,62.

Согласно п. 5 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 г. №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», размер вреда, подлежащего возмещению определяется с точностью до 1 рубля.

Таким образом, представленный истцом расчет о размере причиненного ущерба в результате порчи почв в размере 240 548 руб.00 коп. суд признает математически верным.

Доводы ответчика о том, что данный расчет является недопустимым доказательством, суд отклоняет.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено упущенная выгода).

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вред, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ущерб, причиненный в результате порчи почвы в размере 240 548 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Арефьева А.А. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 605 руб. 48 коп.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» к Арефьеву ФИО9 о возмещении ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории удовлетворить.

Взыскать с Арефьева ФИО10 в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, ущерб, причиненный природным комплексам национального парка «Лосиный остров» в результате складирования грунта в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров» в размере 240 548 руб. 00 коп.

Взыскать с Арефьева ФИО11 в доход бюджета государственную пошлину в размере 5605 руб. 48 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                            А.В. Торбик

2-4884/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГБУ "Национальный парк Лосиный остров"
Ответчики
Арефьев Александр Андреевич
Другие
Администрация г.о. Щёлково Московской области
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
02.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2023Передача материалов судье
05.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Подготовка дела (собеседование)
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее