РЕШЕНИЕ
Имением Российской Федерации
08 августа 2023 года гор. Щелково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Иваненко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4884/2023 по иску ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» к Арефьеву ФИО8 о возмещении ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», уменбшив исковые требования, обратилось в суд с иском к Арефьеву А.А. о взыскании ущерба, причиненного природным комплексам Национального парка «Лосиный остров» в результате складирования грунта в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров», с учетом уточнений истец просит взыскать с ответчика ущерб в размере 240 548,00 рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что Национальный парк «Лосиный остров» создан постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и расположен на территории города Москвы. Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что место, в котором Арефьев А.А. складировал грунт в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров» повлекло за собой нарушение почвенного покрова на площади 44,2 кв.м. и привело к несоблюдению обязательных требований природоохранного законодательства РФ.
Представитель истца Соловьева М.Д. в судебном заседании уточненные исковые требования, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представила суду письменные объяснения.
Ответчик Арефьев А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд направил своего представителя. Представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Пилипенко Р.А., в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Щелково в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд с учетом требований ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные ГПК РФ, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ст. ст. 58, 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природнозаповедный фонд. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно ст. ст. 6, 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 9 п.п. 1 и 5 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", гласит что, на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
Судом установлено, что Национальный парк «Лосиный» создан постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 3 Положения о Национальном парке «Лосиный остров» установлено, что Национальный парк «Лосиный остров» расположен на территории города Москвы, Мытищинского, Пушкинского, Щелковского, Балашихинского районов и городского округа Королев Московской области.
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области №329-ПГ от 15.07.2020 г. «Об учетных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области» установлено, что Щелковский район входит в состав субъекта РФ - Московская область.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Арефьев А.А. складировал грунт в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров», что повлекло за собой нарушение почвенного покрова на площади 44,2 кв.м. территориально расположенного в административных границах Щелковского района Московской области, по адресному ориентиру: <адрес> (л.д. 12)
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Арефьев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп. Данное постановление вступило в законную силу и не обжаловано. (л.д. 13-14)
Постановление по делу об административном правонарушении имеет преюдициальное значение в гражданском процессе на основании абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении», согласно которому на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
В соответствии с объяснениями председателя ПСК «Ледово» Дворцовой С.В., представленными в материалы дела, ДД.ММ.ГГГГ ей стали поступать звонки от жителей ПСК «Ледово» с информацией о том, что на улице Военной заезжают огромные машины, нарушая покров почвы, ломая ветки деревьев. Приехав на указанное место, она обнаружила машины с грунтом, которые заехали на территорию «Лосиного острова», около дома № Принимавшая груз супруга собственника № не отреагировала на требования и продолжала руководить выгрузкой прямо на территорию заповедника. При поднятии бортов, высыпая груз, ломались большие ветки деревьев, грунт рассыпался по покровному грунту, засыпая поросль мелких, молодых деревьев. (л.д.81-82)
Согласно ч.1 ст. 85 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. №200-ФЗ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий.
Документом лесного планирования является лесной план субъекта РФ, подготовленный на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, документов территориального планирования, материалов государственной инвентаризации лесов (ч.3. ст. 85 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Губернатора Московской области от 21.03.2019 г. №116-ПГ утвержден «Лесной план Московской области на 2019-2028 годы».
Согласно п. 2.7. Лесного плана установлено, что преобладающей породой на территории субъекта РФ – Московской области является береза.
Из ответа Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с разделом 2.7. «распределение площади лесов и запаса древесины по основным лесообразующим породам за год, предшествующий разработке лесного плана Московской области» книги 1 Лесного плана и приложением №13 книги 2 Лесного плана основной лесообразующей породой в Московской области является береза».
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» вред, причинений природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 года №1730 утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», при этом применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Таким образом, при осуществлении расчета ущерба и применения требований, установленных пунктом 6 приложением №3 Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ основной древесной породой в субъекте РФ Московская область, является древесная порода – береза.
Исходя из вышеизложенного, размер ущерба определяется следующим образом.
Согласно протоколу об административном правонарушении в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров» в результате складирования грунта площадь повреждения почвы составляет 44,2 кв.м.
В соответствии с п.8 приложения 4 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 года №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» размер такс подлежит увеличению в 5 раз при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в лесах, расположенных на особо охраняемых территориях.
Согласно п.6 приложения №3 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 года №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» за снятие, уничтожение или порчу 1 кв.м. почв взимается плата в размере 4-кратной наибольшей ставки платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. №310 «О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлены ставки платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы: береза - 103,86 руб./м3.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 г. №1318 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» ставки платы в 2020 г применяются с коэффициентом 2,62.
Согласно п. 5 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 г. №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», размер вреда, подлежащего возмещению определяется с точностью до 1 рубля.
Таким образом, представленный истцом расчет о размере причиненного ущерба в результате порчи почв в размере 240 548 руб.00 коп. суд признает математически верным.
Доводы ответчика о том, что данный расчет является недопустимым доказательством, суд отклоняет.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено упущенная выгода).
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вред, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ущерб, причиненный в результате порчи почвы в размере 240 548 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Арефьева А.А. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 605 руб. 48 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» к Арефьеву ФИО9 о возмещении ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории удовлетворить.
Взыскать с Арефьева ФИО10 в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, ущерб, причиненный природным комплексам национального парка «Лосиный остров» в результате складирования грунта в выделе 19 квартала 13 Щелковского лесопарка Национального парка «Лосиный остров» в размере 240 548 руб. 00 коп.
Взыскать с Арефьева ФИО11 в доход бюджета государственную пошлину в размере 5605 руб. 48 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щёлковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Торбик