Дело № 2-490/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Орск 09 апреля 2019 года
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре Дорожкиной Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Воробьева В.А.,
представителя истца Лыбы С.А. – Арзамасцевой Н.А.,
представителя ответчика МУ МВД России «Орское», третьего лица УМВД России по Оренбургской области – Кутубаевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыбы Сергея Александровича к ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина при выполнении обязанностей службы в органах внутренних дел,
у с т а н о в и л:
Лыба С.А. обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указывая, что 08.04.2008 года между истцом и МУ МВД России «Орское» заключен контракт о службе в ОВД. 31.07.2018 года контракт расторгнут, истец уволен в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. 30.07.2018 года истцом подан рапорт о выплате единовременного пособия в связи с получением повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, 10.08.2018 года ему отказано в данной выплате.
На основании изложенного просит признать отказ ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» от 10.08.2018 года в выплате единовременного пособия в размере 2 000 000 руб. в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы незаконным, обязать ответчиков выплатить истцу 2 000 000 руб.
Определением Октябрьского районного суда г.Орска от 13.02.2019года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление ГИБДД УМВД России по Оренбургской области, УМВД России по Оренбургской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ для дачи заключения привлечен прокурор Октябрьского района г.Орска.
Определением Октябрьского районного суда г.Орска от 13.03.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Орское».
В судебное заседание истец Лыба С.А. не явился, суду представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Арзамасцева Н.А. в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить, указывая, что имеется причинно-следственная связь между заболеванием и работой в органах внутренних дел. Заболевание было получено им на военной службе и в связи с исполнением военной обязанности.
Представитель ответчика МУ МВД России «Орское», третьего лица УМВД России по Оренбургской области – Кутубаева М.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска по тем основаниям, что военной травмы у истца не имеется, а значит, не имеется оснований для выплаты единовременного пособия.
Представитель ответчика ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское», представитель третьего лица Управления ГИБДД УМВД России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, заключение старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Воробьева В.А., считающего исковые требования не подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы иска, суд приходит к следующим выводам.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) и введенным в действие с 01 марта 2011 года Федеральном законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции»).
Пунктом 8 части 2 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Федерального закона «О полиции» при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
В судебном заседании установлено, что 08 апреля 2008 года между Лыба С.А. и МУ МВД России «Орское» заключен контракт о службе в органах внутренних дел, в соответствии с приказом УВД по МО г. Орск № 60 л/с от 08.04.2008 года.
03 июля 2018 г. Лыба С.А. освидетельствован военно-врачебной комиссией ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Оренбургской области». По результатам освидетельствования комиссией дано заключение о не годности Лыба С.А. к службе в органах внутренних дел Российской Федерации по категории «Д», в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел (диагноз: <данные изъяты>
31 июля 2018 г. контракт о службе от 08 апреля 2008 года расторгнут, Лыба С.А. уволен из органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по пункту 1 части 3 статьи 82, в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
30.07.2018 года Лыба С.А. обратился в ОБ ДПС ГИБДД МУ МВД России «Орское» с заявлением о выплате единовременного пособия, установленного п. 5 ст. 43 ФЗ «О полиции». В выплате указанного пособия истцу отказано письмом от 10.08.2018 года.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 года № 590.
Согласно п. 14 названной Инструкции выплата единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника и ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, производится после прекращения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 22 названной Инструкции для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника кадровым подразделением в комиссию представляются: копии материалов и заключение проверки, указанной в пункте 4 настоящей Инструкции; документ, подтверждающий прекращение службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в пункте 14 настоящей Инструкции; копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел» или «Д - не годен к службе в органах внутренних дел» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».
Так, причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы и категория годности военнослужащего к военной службе, а также причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением обязанностей военной службы определяется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ 04 июля 2013 года № 565.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (далее - Положение о ВВЭ, Положение), на военно-врачебную комиссию возлагаются: проведение медицинского освидетельствования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; определение категории годности граждан к военной службе (приравненной службе) по состоянию здоровья на момент их увольнения с военной службы (приравненной службы).
Пунктом 94 Указанного Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрены различные основания для вынесения комиссией заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировками: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», «общее заболевание».
П.п. «б» п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе предусматривает, что к заболеванию, возникшему в период военной службы, относится, в том числе, заболевание, возникшее в период прохождения военной службы; либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу; а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы.
В свою очередь пп. «а» п. 94 Положения к военной травме относит увечья, полученные при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности; заболевание, возникшее в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
Таким образом, по смыслу закона, само по себе возникновение того или иного заболевания в период несения военной службы, не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме. Для отнесения такого заболевания или увечья к военной травме необходимо наличие квалифицирующих признаков, которые связывают его получение с негативными последствиями прохождения службы (выполнение боевого задания, служебных обязанностей, воздействие вредных веществ и т.д.).
Согласно свидетельства о болезни № от 03.07.2018 г. военно-врачебной комиссией ФКУЗ «<данные изъяты> дано заключение о том, что «заболевание получено в период военной службы», что в соответствии с п. 94 раздела 9 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» не относится к категории «военная травма».
Разрешая спор и, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, учитывая фактические обстоятельства дела, в частности, отсутствие доказательств, подтверждающих факт получения истцом травмы в связи с осуществлением служебной деятельности, установленную причинно-следственную связь повреждения здоровья в формулировке «военная травма», что повлекло в дальнейшем для истца невозможность прохождения службы в органах внутренних дел, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчиков единовременного денежного пособия в соответствии с пунктом 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2019 ░░░░.