Решение по делу № 2-70/2011 от 28.12.2010

Решение по гражданскому делу
Печать решения

Дело №2-70/11

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года                                                                                               пос. Урмары

Урмарский районный суд Чувашской Республики

под председательством судьи Соловьевой К.А.

при секретаре Кузьминой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Петровой Г.Н. к администрации Урмарского района и к администрации Арабосинского сельского поселения Урмарского района о признании акта и заключения межведомственной комиссии и постановления главы Арабосинского сельского поселения незаконными и их отмене, и обязании администрации Арабосинского сельского поселения поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Петрова Г.Н. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании незаконными и отмене заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Урмарского района от 13.02. 2008 г. №, о признании ее жилого дома пригодным для проживания от 30 июня 2010 года № и постановления администрации Арабосинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года № об отказе в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также обязании администрации Арабосинского сельского поселения поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование своего иска она указывает, что 20 декабря 2010 постановлением главы Арабосинского сельского поселения № ей необоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пункта 53 ЖК РФ (последствия преднамеренного ухудшения жилищных условий). 30 июня 2010 межведомственная комиссия Урмарского района провела обследование ее жилого дома, расположенного по адресу: дер. <АДРЕС ИЗЬЯТ> <АДРЕС ИЗЬЯТ>, по результатам которого принято решение о признании ее жилого дома пригодным для проживания. Такое решение считает незаконным и подлежащим отмене, так как в акте обследования жилого дома указано, что для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянной эксплуатации необходимо произвести ремонт основных несущих конструкций жилого дома: усиление фундамента, ремонт кирпичных стен, ремонт оконных переплетов, смену кровельного покрытия, канализацию. Считает, что оценка состояния дома проведена формально, без соблюдения установленной процедуры, не дана оценка соответствия дома санитарно - эпидемиологическим, гигиеническим и другим требованиям, несмотря на то, что согласно ст. 44 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно- изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акта государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим), установленным в этом Положении требованиям и определение привлекаемых экспертов.

Далее истица указывает, что согласно техническому паспорту общая площадь ее жилого дома составляет 80,90 кв.м., жилая площадь 65,50 кв.м. Жилой дом состоит из двух строений, 1972 года постройки и 1976 года постройки. Жилое помещение 1972 года постройки изношено, ввиду чего там не безопасно проживать. Об этом в акте обследования жилого дома от 30 июня 2010 года также отмечено. Кроме того, 04 июня 2010 года в ее хозяйстве произошел пожар. В результате пожара огнем уничтожены надворные постройки, баня с предбанником, а также огнем поврежден жилой дом, то есть необходимо сменить кровельное покрытие дома. В настоящее время ей негде помыться, в доме отсутствует горячее водоснабжение и канализация. Жилое помещение 1976 года постройки, размером 41,10 кв.м. не может считаться пригодным для проживания, так как его размер не соответствует для проживания четырем членам семьи, которые проживали до июля 2010 года, так как норма на одного человека на территории Арабосинского сельского поселения составляет 13 кв.м. Просит признать незаконными и отменить заключение межведомственной комиссии от 30 июня 2010 года № о признании ее жилого дома пригодным для проживания, постановление главы Арабосинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года № об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Арабосинского сельского поселения поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В суде Петрова Г.Н. свой иск поддержала полностью и, уточняя его, просит признать и акт обследования жилого <АДРЕС ИЗЬЯТ> от 30.06.2010 года незаконным, и отменить, указав, что этот акт сам себе противоречит, то есть в нем указаны рекомендации и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянной эксплуатации жилого дома, и в заключении делается вывод, что жилые помещения площадью 80,90 кв.м. пригодны для проживания. Кроме того, при вынесении этого акта и заключения не учтено, что жилое помещение 1972 года постройки не пригодно для проживания из-за ветхости, разрушения фундамента и стен, необходимости ремонта оконных переплетов и дверей, а также замены кровельного железа, что перечислены в акте. Несмотря на эти обстоятельства, глава Арабосинского сельского поселения своим постановлением отказал ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по другим основаниям (из-за преднамеренного ухудшения жилищных условий), не обсуждая, и не изучая ее жилищные условия и без соответствующих на то выводов.

Представитель администрации Урмарского района ЧР Степанов Л.В. в суде иск Петровой Г.Н. признал частично и пояснил, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы Урмарского района от 13.02. 2008 г. №, по итогам обследования жилого дома истицы, вынесено заключение от 30.06.2010 года о признании жилого дома истицы пригодным для проживания. Однако в ходе рассмотрения настоящего дела, в результате выезда на место, осмотрев жилые помещения дома истицы в зимних условиях, считает жилое помещение, 1972 года постройки не пригодным для проживания из-за ветхости, указанным в акте обследования, соответственно, жилые помещения в целом нельзя признать пригодными для проживания. Так, на 30 июня 2010 года в жилом доме Петровой Г.Н. проживали вчетвером, а в июле этого же года были зарегистрированы еще трое. Однако жилое помещение 1976 года постройки, отдельно пригодным для проживания признать невозможно, так как его площадь составляет 41, 10 кв. м. С учетом того, что на территории Арабосинского сельского поселения учетная норма жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых условий, составляет 13 кв.м. на одного члена семьи, то необходимый размер жилой площади семьи истицы, пригодный для проживания, должен был составить не менее 52 кв.м. Поэтому истица нуждается в улучшении жилищных условий, и она должна быть поставлена главой Арабосинского сельского поселения на учет.

Представитель администрации Арабосинского сельского поселения в лице главы администрации Агеева А.Г. исковые требования истицы не признал, указав, что он сам на этой должности работает с октября 2010 года, поэтому не принимал участия в обследовании жилого помещения истицы. Однако межведомственная комиссия по жилищной политике администрации Урмарского района, обследовав жилые помещения истицы от 30 июня 2010 года, пришла к выводу о признании жилых помещений истицы площадью 80,90 кв.м. пригодными для проживания. Как ему известно, после этого, в июле месяце Петрова Г.Н. преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав по месту жительства еще троих человек, к ранее проживавшим четырем членам семьи, и в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ими отказано постановлением главы от 20 декабря 2010 года № по мотивам преднамеренного ухудшения жилищных условий обоснованно.

Свидетели ФАП, ПНИ и СМИ показали в суде, что жилой дом Петровой Г.И. состоит из жилого дома, 1972 года постройки и пристроя, 1976 года постройки. При этом жилой дом расположен рядом с оврагом и постоянно уходит в сторону оврага из-за плохого фундамента, поэтому он со всех четырех сторон закреплен угольниками, которые соединены стяжками. Несмотря на это стены с каждым годом разрушаются, на фундаменте и стенах имеются трещины, в этой части дома холодно, с оконных проемов продувает, переплеты окон и дверей смещены в сторону, а при пожаре кровельное железо дома повреждено, и баня с предбанником сгорели.

Суд, выслушав доводы истицы Петровой Г.Н., представителей ответчиков, показания свидетелей, изучив материалы, осмотрев жилой дом истицы с выездом на место в дер. <АДРЕС ИЗЬЯТ>, находит иск Петровой Г.И. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 4 пункт 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов, боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Таким образом, обеспечение жильем в качестве меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», предоставляется, во-первых, лицам, имеющим определенный статус, и, во-вторых, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании, истица состояла с умершим ППП в зарегистрированном браке. Справкой начальника отдела военного комиссариата ЧР по Урмарскому и Козловскому районам подтверждается, что муж Петровой Г.Н. - ППП, 1926 года рождения, уроженец дер. <АДРЕС ИЗЬЯТ> ЧР, действительно являлся участником Великой Отечественной войны и проходил военную службу в Советской Армии с ноября 1943г. по январь 1950 г., входил в состав Действующей Армии с июля 1944г. по февраль 1945 г. 238 отд. авт. батальон.

Согласно удостоверению от ДАТА Петрова Г.Н. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших участников Великой отечественной войны.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Петрова Г.Н., 1929 года рождения, имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ИЗЬЯТ> по этому адресу проживает постоянно.

Согласно справке Арабосинского сельского поселения от 23 декабря 2010 года в жилом доме Петровой Г.П. в <АДРЕС ИЗЬЯТ>, зарегистрированы, кроме самой истицы, еще 6 членов семьи.

Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, созданной в этих целях.

Порядок создания комиссии и порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением, утвержденным постановлением Правительством РФ №47 от 28.01.2006г., а порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентирован ЖК РФ.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются в том числе: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Требования, предъявляемые к жилым помещениям, установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, которым утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее положение).

Согласно п. 10 этого положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии.

В соответствии с п.13 указанного положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Согласно справке отделения государственного пожарного надзора Урмарского района 04 июня 2010 года в хозяйстве, расположенном по адресу: <АДРЕС ИЗЬЯТ>, в результате пожара огнем уничтожены надворные постройки (баня и хозблок).

Судом установлено, что межведомственная комиссия о признании помещений жилыми, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания создана на основании постановления главы Урмарского района от 13.08.08 года №. Указанная комиссия уполномочена признавать помещение жилым, жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Урмарского района, с включением в состав комиссии представителей соответствующих сельских поселений. Однако жилой дом истицы обследован, по итогам которого вынесен акт, на основании которого вынесено и заключение этой межведомственной комиссии, без участия представителя администрации Арабосинского сельского поселения Иванова Ю.А. и председателя самой комиссии Петрова Л.И, а также собственника жилого помещения Петровой Г.Н.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 30 июня 2010 года № жилой дом Петровой Г.Н. признан пригодным для проживания по результатам рассмотрения технического паспорта жилого дома и на основании акта межведомственной комиссии от 30.06.2010 года №, составленного по результатам обследования. Однако в самом акте указанной комиссии приводятся рекомендации и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянной эксплуатации здания. Такими мерами указаны следующие, необходимость проведения ремонта основных несущих конструкций жилого дома, то есть, усиление фундамента, ремонт кирпичных стен, ремонт оконных переплетов, смена кровельного покрытия, проведение канализации.

Постановлением главы Арабосинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года №, по результатам рассмотрения заявления вдовы умершего участника ВОВ Петровой Г.Н., ей отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ (последствия преднамеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий).

Согласно техническому паспорту жилой дом Петровой Г.Н. состоит из двух строений: жилого кирпичного дома 1972 года постройки и кирпичного пристроя, 1976 года постройки.

Судом установлено, что жилой дом 1972 года постройки расположен на склоне оврага, и его фундамент и стены разрушаются с каждым годом, истице ежегодно приходиться производить косметический ремонт стен и укреплять фундамент. Из-за места расположения, давнего времени постройки и длительного срока эксплуатации жилое помещение 1972 года постройки пришло в ветхое состояние. В связи с этим требуется укрепление фундамента, ремонт стен, частичный ремонт полов, дверей и оконных блоков, а также смена кровельного железа. Следовательно, часть жилого дома Петровой Г.Н. 1972 года постройки площадью 39,80 кв.м. является непригодным для проживания. Температура в жилом помещении 1972 года постройки низкая, на момент посещения участниками судебного разбирательства в дневное время она составила 17 градусов, а со слов истицы в ночное время температура в этом жилом помещении опускается до 14 градусов. Кроме того, в этой части жилого помещения продувает, так как на фундаменте и стене имеются трещины, что небезопасно для проживания вдовы в возрасте 82 лет, в жилом доме не имеется канализации, баня с предбанником уничтожены в результате пожара летом 2010 года. Площадь части жилого дома, 1976 года постройки, соответствующая требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, составляет 41,10 кв.м. Количество членов семьи, зарегистрированных в жилом доме Петровой Г.Н. по состоянию на июнь 2010 года, составлял 4 человека, общая площадь жилого дома, пригодного для проживания, составляет 41, 10 кв.м., вместо 52 кв.м. положенных.

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением главы Арабосинского сельского поселения № от 30.06.2006 года № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 13 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

Кроме того, согласно акту № от 30 июня 2010 года, был обследован жилой <АДРЕС ИЗЬЯТ>, расположенный на пер. <АДРЕС ИЗЬЯТ>, в котором проживает истица, являющаяся собственницей дома, и шестеро членов семьи. При этом в суде получило подтверждение то обстоятельство, что в указанном жилом доме до июля 2010 года проживали вчетвером, а еще трое зарегистрированы в июле 2010 года. Межведомственной комиссией принято заключение № от 30 июня 2010 года, которым, со ссылкой на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, жилые помещения площадью 80, 90 кв.м. <АДРЕС ИЗЬЯТ>, расположенного на <АДРЕС ИЗЬЯТ>, признаны пригодными для проживания.

Из акта обследования жилого дома межведомственной комиссией и заключения о признании жилого дома пригодным для проживания от 30 июня № следует, что согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения площадью 80.90 кв.м. <АДРЕС ИЗЬЯТ>, расположенного по <АДРЕС ИЗЬЯТ>, признаны пригодными для проживания. Однако при этом в самом акте указано, что для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянной эксплуатации здания: необходимо произвести ремонт основных несущих конструкций жилого дома: усиление фундамента, ремонт кирпичных стен, ремонт оконных переплетов, смену кровельного покрытия, канализацию.

Межведомственная комиссия администрации Урмарского района, созданная постановлением главы Урмарского района от 13 февраля 2008 года №, уполномочена признавать помещение жилым, жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Урмарского района, с включением в состав комиссии представителей соответствующих сельских поселений.

Вместе с тем, заключение межведомственной комиссии при главе Урмарского района ЧР от 30 июня 2010 года о признании жилого дома истицы пригодным для проживания, дано без учета требований п.п. 10, 33, 44, 46-47, 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006г. При этом решение комиссией принято без фактического голосования членов комиссии, в отсутствие председателя комиссии Петрова Л.И. и члена комиссии Иванова Ю.А., а также без участия самого собственника жилья Петровой Г.Н..

Решение, принятое по результатам работы межведомственной комиссии по заявлению Петровой Г.Н., не соответствует требованиям п.47 Положения, заключение о пригодности занимаемого жилого помещения сделано с оговоркой о необходимости выполнения произвести ремонт основных несущих конструкций жилого дома: усиление фундамента, ремонт кирпичных стен, ремонт оконных переплетов, смену кровельного покрытия, канализацию.

Таким образом, судом установлено, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы Урмарского района от 13.02. 2008 г. №, при даче заключения о пригодности для проживания жилого помещения Петровой Г.Н., создано препятствие для реализации права истицы, вдовы участника войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Суд приходит к выводу о том, что Петрова Г.Н. имеет право на получение мер социальной поддержки от государства в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г.

При таких обстоятельствах постановление главы Арабосинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года № об отказе истице в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежит отмене.

При указанных обстоятельствах исковое заявление Петровой Г.Н. является обоснованным и подлежит удовлетворению, то есть постановление главы Арабосинского сельского поселения от 20 декабря 2010 года №, а также акт и заключение межведомственной комиссии от 30 июня 2010 года №, являются незаконными и подлежащими отмене, и необходимо обязать администрацию Арабосинского сельского поселения поставить Петрову Г.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Петровой Г.Н. удовлетворить.

Признать постановление главы Арабосинского сельского поселения Урмарского района ЧР от 20 декабря 2010 года №, а также акт и заключение межведомственной комиссии от 30 июня 2010 года №, назначенной постановлением главы Урмарского района от 13.02. 2008 г. №, о признании жилых помещений площадью 80,90 кв.м. <АДРЕС ИЗЬЯТ>, расположенных по <АДРЕС ИЗЬЯТ>, пригодными для проживания незаконными и отменить.

Обязать администрацию Арабосинского сельского поселения Урмарского района поставить Петрову Г.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Объявить сторонам, что мотивированное решение суда будет составлено не позднее пяти дней со дня окончания разбирательства дела, стороны могут ознакомиться с ним в Урмарском районном суде ЧР не позднее 28 февраля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий:                                                                   К.А. Соловьева

2-70/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Урмарский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
urmarsky.chv.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее