___
Дело № 2а-8014/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 01 сентября 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Прокопьева Александра Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Прокопьев А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что письмом от ____ административный ответчик отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, для индивидуального жилищного строительства, как гражданину, имеющему трех и более детей. Основанием для отказа явилось то обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта. Ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, истец просит признать незаконным отказ № от ____, обязать ответчика принять положительное решение о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка для индивидуального строительства как гражданину, имеющему трех и более детей.
Определением суда от ____ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент по водным отношениям и экологическому просвещению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента по водным отношениям и экологическому просвещению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. С учетом мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Административный истец и его представитель Говоров И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Александрова С.Н. с иском не согласилась, полагая отказ законным и обоснованным.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По правилам ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, вправе в судебном порядке оспорить решение или бездействие публичного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обратился в суд с настоящим иском ____, оспариваемый отказ датирован ____, следовательно, установленный срок обращения в суд истцом не пропущен.
Судом установлено, что истец, как многодетный отец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Якутск, для индивидуального жилищного строительства.
Письмом Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска № от ____ отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ испрашиваемый земельный участок по адресу: ____, площадью ___ кв.м., расположен в кадастровом квартале № и в территориальной зоне Ж-2А, с зоной экологического ограничения: водоохранная зона: береговая полоса.
Предоставление земельных участков бесплатно в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в том числе приемным родителям (за исключением граждан, лишенных родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) предусмотрено статьей 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счет заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трех и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Положениями части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Одним из оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для принятия уполномоченным органом решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является изъятие из оборота или ограничение в обороте земельного участка, указанного в заявлении, и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.В силу специального правового режима береговой полосы не допускается ее купля-продажа, залог и другие сделки, а также совершение любых иных действий, если они влекут либо могут повлечь за собой ограничение прав граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что к поверхностным водным объектам отнесены водотоки (реки, ручьи, каналы).
В силу пункта 2 части 4 и части 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (части 1, 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
____ Управлением муниципального контроля Окружной администрацией г. Якутска проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: ____, площадью ___ кв.м.
По итогам данного обследования составлен акт №, из которого следует, что земельный участок по вышеуказанному адресу не сформирован, не освоен, не огорожен, на нем объекты капитального строительства – отсутствуют. В соответствии с Нормативным правовым актом Якутской городской думы от 25.12.2013 г. №169-НПА «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» земельный участок расположен в зоне Ж-2А.
Земельный участок расположен в пределах 20-ти метровой береговой полосы водного объекта, за территорией лесохозяйственного регламента лесных насаждений ГО «город Якутск». На нем лесные насаждения отсутствуют. Фактически на дату обследования водоем расположен за границей испрашиваемого земельного участка в непосредственной близости от земельного участка. В весенний паводковый период возможно частичное подтопление земельного участка.
К данному акту обследования приложены схематический чертеж, фототаблица.
По вопросам планировки территории в зоне, где расположен испрашиваемый участок, проведены публичные слушания, утверждены проект планировки и проект межевания территории, в котором в том числе установлены границы водоохраной зоны, где расположен спорный земельный участок.
Отсутствие сведений о водном объекте в государственном водном реестре не имеет правового значения.
В соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса.
Согласно ст. 31 Градостроительного кодекса РФ изменения в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, осуществляется с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний, поскольку затрагивает права и интересы других землепользователей в данной территориальной зоне.
Поскольку в данном случае спор возник в отношении береговой полосы водного объекта, относящейся к участкам общего пользования, без внесения изменений в установленном законом порядке в проект планировки и проект межевания территории, на которой располагается испрашиваемый участок, оспариваемый заявителем отказ не может быть признанным незаконным.
Таким образом, оспариваемый истцом отказ принят в соответствии с компетенцией административного ответчика и утвержденными документами территориального планирования, оснований для признания его незаконным не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В исковых требованиях Прокопьева Александра Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ____ № незаконным, отказать в удовлетворении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___
___