Решение по делу № 2-3642/2024 от 30.05.2024

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 октября 2024 г. по гражданскому делу № 2-3642/2024

(43RS0002-01-2024-005020-88)

Октябрьский районный суд города Кирова в составе председательствующего судьи Гродниковой М.В., с участием:

истца (ответчика по встречному требованию) Рыбченко Е.В.,

представителя истца (ответчика по встречному требованию) Рыбченко Е.В. адвоката Бердниковой Е.Г.,

представителя ответчика (истца по встречному требованию) администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области по доверенности от 03.07.2023 № 6 Волковой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Юденко В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по иску Рыбченко Елены Васильевны к администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, и встречного требования администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области к Рыбченко Елене Васильевне об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение и признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Рыбченко Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области и министерству строительства Кировской области, указав, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Указанный дом признан аварийным и подлежит расселению в рамках областной адресной программы. Из трех способов переселения ею выбран способ переселения в двухкомнатную квартиру, приобретенную на вторичном рынке жилья на территории г. Кирова Кировской области. 20.04.2023 предложено переселиться в жилое помещение по адресу: <адрес>, 17.05.2023 ею в адрес администрации МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области направлен мотивированный отказ от переселения в указное жилое помещение, поскольку до заключения муниципального контракта не была приглашена на осмотры жилого помещения, предлагаемое жилое помещение не соответствует принципу равнозначности по количеству комнат и жилой площади. Между сторонами соглашение не достигнуто. С учетом отказа от иска в части требований к министерству строительства Кировской области, уточнения исковых требований просит возложить на администрацию МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области обязанность по предоставлению ей в собственность по договору мены благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, в границах МО «Город Киров», отвечающее санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям, за исключением жилого помещения по адресу: <адрес>.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 04.07.2024, к участию в деле привлечено Управление Росреестра по Кировской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Администрация МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области подала встречное исковое заявление к Рыбченко Е.В., указав, что в заявлении от 10.04.2019 Рыбченко Е.В. выразила согласие на вселение в помещение меньшей площади, однако, подписать соглашение о мене жилого помещения по адресу: <адрес>, на жилое помещение по адресу: <адрес>, отказалась, мотивируя тем, что оно не отвечает требованиям равнозначности и имеет проходные комнаты. С учетом уточнений просит изъять жилое помещение по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд путем выкупа – с установлением выкупной цены, равной рыночной стоимости 504 000 руб.; прекратить право собственности Рыбченко Е.В. на указанное жилое помещение; признать право собственности на данное помещение за МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области.

В судебном заседании истец (ответчик по встречному иску) Рыбченко Е.В., ее представитель адвокат Бердникова Е.Г. настаивали на удовлетворении требований с учетом уточнений, встречные требования не признали, поддержали доводы, отраженные в возражениях.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) администрации муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области Волкова Е.Б. заявленные исковые требования Рыбченко Е.В. не признала, поддержала позицию встречного иска, в удовлетворении требований Рыбченко Е.В. просила отказать, удовлетворив встречный иск.

Ответчик министерство строительства Кировской области представителя в судебное заседание не направило, извещено, представлен отзыв, согласно которому исковые требования не признает, дело просит рассмотреть без участия представителя.

В судебное заседание третье лицо Управление Росреестра по Кировской области представителя не направило, извещено, причины неявки суду не известны, ходатайств не поступало.

С учетом мнения участников судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношении, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ст. 1 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения и его сносом должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Статья 32 ЖК РФ предусматривает возможность как принудительного изъятия жилых помещений по решению суда, так и договорного способа передачи жилых помещений, в том числе путем предоставления взамен другого жилого помещения (ч. 8).

При этом, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Предоставление гражданам - собственникам жилых помещений другого жилья на основании заключенного соглашения или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда в связи с переселением также закреплено ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Нормы Федерального закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливают правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяют компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулируют отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

При этом собственник изымаемого помещения, действуя своей волей и в своем интересе, то есть в соответствии с основными началами гражданского законодательства, вправе как подписать предлагаемый договор, тем самым соглашаясь с предложенными условиями изъятия имущества, так и отказаться от заключения этого договора.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч. 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

Основания прекращения права собственности на имущество перечислены в ст. 235 ГК РФ.

Подпунктом 3.2 п. 2 указанной выше статьи установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2).

В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным названным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Лишение гражданина имеющегося у него права пользования жилым помещением возможно только в силу прямого указания закона, договора либо в соответствии с решением суда.

Таким образом, указанные законоположения, учитывающие конституционный принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых жилых помещений и конкретизируют положения ст. 35 (ч. 3) и 40 (ч. 1) Конституции РФ о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии от 26.12.2016 № 80 жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с распоряжением администрации Омутнинского городского поселения от 28.12.2016 № 320/1 <адрес> значится в реестре аварийных домов, подлежащих сносу (л.д. 10).

С 18.01.2019 собственником <адрес>, расположенной в аварийном доме по адресу: <адрес>, площадью 39,2 кв. м является Рыбченко Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17.01.2019 (л.д. 9, оборот л.д. 63).

Жилой дом по адресу: <адрес>, включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017», утвержденную Постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П, и муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в МО «Город Киров» в 2019 - 2025 годах», утвержденную Постановлением администрации Омутнинского городского поселения от 21.03.2019 №232.

В заявлении от 10.04.2019 Рыбченко Е.В. просила переселить ее из жилого помещения по адресу: <адрес>, в жилое помещение, приобретенное на вторичном рынке жилья в границах территории г. Киров и Кировской области (л.д. 157).

17.06.2021 администрацией Омутнинского городского поселения направлено уведомление о выборе способа переселения (л.д. 176).

03.08.2021 администрацией Омутнинского городского поселения повторно направлено уведомление о выборе способа переселения (л.д. 171).

В заявлении от 06.08.2021 Рыбченко Е.В. просила переселить ее из жилого помещения по адресу: <адрес>, в жилое помещение, приобретенное на вторичном рынке жилья в границах территории г. Киров и Кировской области, указав, что согласна на вселение в жилое помещение меньшей площадью (л.д. 153).

Письмом от 04.02.2022 Рыбченко Е.В. уведомлена о том, что рамках реализации Программы переселение возможно только во вновь построенный дом на территории Омутнинского городского поселения (л.д. 154).

Уведомлением от 03.08.2022 Рыбченко Е.В. повторно предложено рассмотреть вопрос о выборе способа переселения из жилого помещения: выкуп занимаемого жилого помещения (л.д. 155).

19.10.2022 в адрес Рыбченко Е.В. направлено уведомление об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд (л.д. 175).

Из содержания заявления Рыбченко Е.В. от 07.11.2022 (вх. 10.11.2022) следует, что ею выбраны районы г. Кирова: Юго-Запад, Ленинский р-н, Октябрьский р-н, Первомайский р-н (л.д. 12).

16.11.2022 администрацией Омутнинского городского поселения сообщено Рыбченко Е.В. о том, что проводятся мероприятия по приобретению жилых помещений на вторичном рынке жилья, в том числе в г. Кирове (л.д. 173).

17.11.2022, 23.03.2023 администрация Омутнинского городского поселения просила Рыбченко Е.В. рассмотреть вопрос о приобретении жилого помещения в г. Кирове (без указания районов), за исключением микрорайонов, включенных в состав МО «Город Киров» (л.д. 156, 170).

Письмом от 20.04.2023 Рыбченко Е.В. предложено переселиться в жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 158).

Администрацией Омутнинского городского поселения 25.04.2023 на основании муниципального контракта № 03402000033230045590001 в рамках Программы приобретено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 80-82).

В этот же день в адрес Рыбченко Е.В. направлено письмо с соглашением об условиях переселения (л.д. 151).

12.05.2023 администрацией Омутнинского городского поселения принято распоряжение № 173 о предоставлении Рыбченко Е.В. жилого помещения (квартира) общей площадью 47,2 кв. м по адресу: <адрес> (л.д. 79).

Письмом от 17.05.2023 Рыбченко Е.В. разъяснен порядок заключения договора мены, получено ею 09.06.2023 (л.д. 165, 164).

13.06.2023 администрация Омутнинского городского поселения уведомила Рыбченко Е.В. о необходимости осмотреть в срок до 26.06.2023 жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 168). Уведомление Рыбченко Е.В. получено по двум адресам 16.06.2023 и 23.06.2023 (л.д. 166-167).

28.06.2023 Рыбченко Е.В. осмотрено предоставляемое жилое помещение по адресу: <адрес>.

В заявлении от 12.07.2023 Рыбченко Е.В. определены недостатки по указанному жилому помещению.

26.07.2023 администрацией Омутнинского городского поселения дан ответ, что доводы, изложенные в обращении, не соответствуют норме закона.

22.08.2023 администрацией Омутнинского городского поселения направлено извещение Рыбченко Е.В. о необходимости предоставить доступ в аварийное жилое помещение (л.д. 162).

Аналогичное уведомление продублировано 12.09.2023 (л.д. 160).

В адрес администрации Омутнинского городского поселения 25.08.2023 поступило обращение Рыбченко Е.В. с просьбой изменить вариант приобретения жилого помещения: <адрес>, либо предоставить жилищный сертификат на сумму 2 776 300 руб. (л.д. 50), ответ дан 12.09.2023 (оборот л.д. 49).

Письмом от 30.05.2024 Рыбченко Е.В. поставила администрацию Омутнинского городского поселения в известность о том, что она не дает согласие на снос аварийного дома по адресу: <адрес> (л.д. 49).

До настоящего времени между сторонами не достигнуто соглашение по вопросу предоставления жилого помещения взамен аварийного.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2).

В соответствии со ст. 1 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Граждане должны иметь возможность представлять, на какое жилое помещение они могут рассчитывать при переселении, это, по мнению суда, является реализацией принципов правовой определенности, доверия граждан органам местного самоуправления и закону.

Другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, и в ходе рассмотрения дела подтвердилось, что соглашение о предоставлении жилого помещения взамен аварийного с собственником изымаемого жилого помещения Рыбченко Е.В. не достигнуто.

В судебном заседании также установлено, что предоставляемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Рыбченко Е.В. до заключения муниципального контракта не осматривалось. Согласие на переселение в жилое помещение по адресу: <адрес>, истец не давала.

С учетом установленных обстоятельств дела, применяя указанные выше нормы действующего законодательства, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу об отказе администрации Омутнинского городского поселения в удовлетворении исковых требований об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности Рыбченко Е.В. на жилое помещение, признании права собственности.

Требования Рыбченко Е.В. к администрации Омутнинского городского поселения подлежат удовлетворению.

Суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию Омутнинского городского поселения обязанности предоставить в собственность Рыбченко Е.В. взамен аварийного жилого помещения, равнозначное ранее занимаемому, отвечающему санитарно-техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Город Киров», при этом указание в решении суда о необходимости приобретения жилого помещения за исключением жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не требуется, поскольку другое жилое помещение взамен изымаемого может быть приобретено лицом в собственность только с его согласия, а возможность принудительной передачи взыскателю в собственность жилого помещения, предложенного должником в порядке исполнения его обязанности по предоставлению жилого помещения, положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрена.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рыбченко Елены Васильевны <данные изъяты> к администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области (ИНН 4322008178) о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области (ИНН 4322008178) обязанность предоставить Рыбченко Елене Васильевне <данные изъяты> взамен аварийного жилого помещения, равнозначное ранее занимаемому, отвечающему санитарно-техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Город Киров».

В удовлетворении требований администрации муниципального образования Омутнинского городского поселения Омутнинского района Кировской области (ИНН 4322008178) к Рыбченко Елене Васильевне <данные изъяты> об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности Рыбченко Елены Васильевны на жилое помещение, признании права собственности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                             М.В. Гродникова

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2024 г.

2-3642/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Рыбченко Елена Васильевна
Ответчики
Администрация Омутнинского городского поселения
Министерство строительства Кировской области
Другие
Управление Росреестра по Кировской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
30.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее