УИД 23RS0040-01-2024-000367-20
К делу № 5-22/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 марта 2024 года город Краснодар
судья Первомайского районного суда г. Краснодара Медоева Е.Н., при секретаре Бесчастном А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отдела сопровождения финансов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Макаровой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Азербайджанской ССР, зарегистрированной по адресу: <адрес>А,
УСТАНОВИЛ:
в Первомайский районный суд г. Краснодара из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении Макаровой Т. В..
Представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в действиях Макаровой Т.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, что подтверждается составленным протоколом, доказательств иного не представлено, нарушения процессуальных норм при составлении протокола не допущено, оснований для прекращения производства по делу нет, просила привлечь Макарову Т.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа полагается на усмотрение суда.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Макарова Т.В. в судебном заседании просила производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении нее прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что на основании п. 1.29 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2023 год проведено контрольное мероприятие «Проверка предоставления и эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию регионального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» в 2022-2023 годах» в рамках которого установлено следующее.
В рамках указанного мероприятия рассмотрен вопрос о выполнении условий соглашения о предоставлении из бюджета Краснодарского края 2 субсидий в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - субъектам санаторно-курортного и туристского комплекса краснодарского края - на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры, утвержден приказом Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 25.08.2022 года № 216.
Вышеуказанный порядок разработан во исполнение статьи 78 БК РФ, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» и главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.11.2015 № 1007 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» и о внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2011 № 1129 «О предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края».
Одним из условий предоставления субсидий согласно п. 3.5 Порядка от 25.08.2022 года № 216 является перечисление субсидии в соответствии с Соглашениями на казначейский счет, открытый министерству финансов Краснодарского края в Управлении Федерального казначейства по Краснодарскому краю, для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, не позднее 5-го рабочего дня, с даты заключения соглашений.
Министерством в соответствии с приказом № 219 от 28.07.2023 «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - субъектам санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края - на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры»:
- с ООО «КУБАНЬ-ВИНО» заключено соглашение о предоставлении из бюджета Краснодарского края субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю - субъекту санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края - на финансовое обеспечение затрат, связанных с развитием инфраструктуры туризма (далее - Соглашение) от 27.09.2023 № 10-2023-081415 на сумму 349,47 тыс. рублей. Лицевой счет Обществом согласно информации, представленной министерством финансов Краснодарского края (исх № 205-11.03-04-6485/23 от 26.09.2023), открыт 05.09.2022. 5-дневный срок перечисления субсидии на открытый лицевой счет ООО «КУБАНЬ-ВИНО» истек 04.10.2023, Министерством субсидия перечислена 13.10.2023 (платежное поручение № 756144 от 13.10.2023 на сумму 349 467,50 рублей);
- с ИП ФИО5 заключено Соглашение от 27.09.2023 № 10-2023-0821 13 на сумму 3 437,12 тыс. рублей. Лицевой счет индивидуальным предпринимателем согласно информации, представленной министерством финансов Краснодарского края (исх. № 205-11.03-04-6293/23 от 19.09.2023, открыт 06.10.2022. 5-дневный срок перечисления субсидии на открытый лицевой счет ИП ФИО5 истек 04.10.2023, Министерством субсидия перечислена 13.10.2023 (платежное поручение № 756164 от 13.10.2023 на сумму 3 437 118,0 рублей);
- с ИП ФИО6 заключено Соглашение от 28.09.2023 № 10-2023-083073 на сумму 3 898,82 тыс. рублей. Лицевой счет индивидуальным предпринимателем согласно Письму Минфина от 19.09.2023, открыт 24.10.2022, 5-дневный срок перечисления субсидии на открытый лицевой счет ИП ФИО6 истек 05.10.2023, Министерством субсидия перечислена 13.10.2023 (платежное поручение № 756188 от 13.10.2023 на сумму 3 898 819,0 рублей);
- с ООО «ЦВТ АБРАУ-ДЮРСО» заключено Соглашение от 04.10.2023 № 10-2023-083362 на сумму 1 533,1 тыс. рублей. Лицевой счет Обществом согласно Письму Минфина от 19.09.2023 открыт 11.11.2022. 5-дневный срок перечисления субсидии на открытый лицевой счет ООО «ЦВТ АБРАУ- ДЮРСО» истек 11.10.2023, Министерством субсидия перечислена 13.10.2023 (платежное поручение № 756180 от 13.10.2023 на сумму 1 533 097,0 рублей).
Таким образом, Министерством при предоставлении в 2023 году субсидии четырем получателям нарушено одно из условий ее предоставления, предусмотренное п. 3.5 Порядка от 25.08.2022 № 216, - перечисления сумм субсидий произведено с нарушением 5-дневного срока с момента заключения соглашений о предоставлении субсидии.
За вышеуказанное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Полагая, что начальник отдела сопровождения финансов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Макарова Т. В., как должностное лицо несет ответственность за указанное нарушение, должностным лицом Контрольно-счетной палаты Краснодарского края в отношении Макаровой Т.В. составлен протокол №6-П/2024 от 15.01.2024г.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу положений статьи 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции определены в Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19 (п. 4, 5). Должностные лица, выполняющее обязанности по руководству трудовым коллективом, предприятием в целом, отдельным его подразделением или отдельными работниками исполняют организационно-распорядительные функции. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Согласно приказу Министерства «О назначении Макаровой Т.В.» от 26.07.2023 № 92-л на должность начальника одела сопровождения финансов Министерства с 27.06.2023 назначена Макарова Т. В..
Согласно п. 3 должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела сопровождения финансов Министерства от 13.06.2023, одними из должностных обязанностей начальника отдела являются:
осуществление непосредственного руководства отделом, несение персональной ответственности за выполнение возложенных на отдел функций и полномочий;
обеспечение исполнения бюджетных полномочий министерства как главного распорядителя бюджетных средств;
осуществление контроля за соблюдением порядка оформления первичных документов, расчетов и платежных обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;
организация работы по обмену электронными документами в системе министерства финансов Краснодарского края, Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю.
Часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.
В качестве субъектов административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Начальнику одела сопровождения финансов Министерства Макаровой Т.В. вменяется не обеспечение надлежащего исполнения должностных полномочий, что повлекло несвоевременное перечисление субсидий в соответствии с соглашениями, заключенными с получателями и, как следствие, нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных п. 3.5 Порядка от 25.08.2022 №216.
При этом, в перечень должностных обязанностей, определенных должностной инструкцией, начальника одела сопровождения финансов Министерства, указанные полномочия не входят.
Кроме того, начальник одела сопровождения финансов Министерства имеет право на распределение субсидий только на основании соответствующего приказа, который был направлен Макаровой на электронную почту лишь 10.08.2023г.
Указанные обстоятельства исключают возможность привлечения Макаровой Т.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Соблюдение положений ст. 24.1 КоАП РФ означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Контрольно-счетной палатой Краснодарского края неверно определен субъект вменяемого правонарушения, что исключает возможность привлечения Макаровой Т.В. к административной ответственности в рамках настоящего дела.
Макарова Т.В. уволена 22.12.2023 года приказом №189-л, служебный контракт расторгнут, при этом в протоколе №6-П/2024 об административном правонарушении от 15 января 2024 года указано лицо привлекаемое к административной ответственности – должностное лицо – начальник отдела сопровождения финансов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Макарова Т.В., что так указывает на неточности в протоколе об административном правонарушении, при установлении субъекта правонарушения.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что в действиях Макаровой Т.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отдела сопровождения финансов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Макаровой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Азербайджанской ССР, зарегистрированной по адресу: <адрес>А, паспорт серия 03 19 №, выдан ГУ МВД России по <адрес> 21.05.2020г., прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Жалоба на постановление может быть подана в апелляционном порядке в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодар п Е.Н. Медоева.