Решение по делу № 33-2415/2024 от 16.04.2024

УИД 72RS0020-01-2023-000716-53

Номер дела в суде первой инстанции 2-19/2024

Дело № 33-2415/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень                                                    20 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Чесноковой А.В.,

судей:                            Малининой Л.Б. Шараповой Н.Ф.,

    при секретаре:                             Матвеевой О.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федерального казённого учреждения «Колония-поселение № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области», Федеральной службы исполнения наказаний России (с учётом дополнений) на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 15 февраля 2024 года, которым постановлено:

    «Исковые требования ФИО2 (<.......> года рождения, паспорт <.......> <.......>, выдан <.......> <.......>, код подразделения 720-020), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, <.......> года рождения, ФИО4, <.......> года рождения, удовлетворить в полном объеме.

    Признать незаконным отказ в предоставлении ФИО2, ФИО3, ФИО4 социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году, выраженный в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 26.07.2023 № ог-20-49057.

    Возложить обязанность на Федеральное Казенное учреждение «Колония-поселение № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области) (ИНН 7223005238, ОГРН 1027201296385) и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (УФСИН России по Тюменской области) (ИНН 7204003669, ОГРН 1027200856891) восстановить ФИО2 составом семьи 3 человека (ФИО2, ФИО3, ФИО4) в списках граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023, 2024 г.г. с сохранением очередности по дате первоначальной постановки на учет.

    Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) (ИНН 7706562710, ОГРН 1047797031479) предоставить ФИО2 на состав семьи 3 человека (ФИО2, ФИО3, ФИО4) социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., объяснения представителей ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, Федеральной службы исполнения наказаний России – ФИО14, действующей на основании доверенностей от 27.11.2023г., Федерального казённого учреждения «Колония-поселение № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области» - ФИО15, действующей на основании доверенности от 24.01.2024г., настаивавших на удовлетворении апелляционных жалоб, возражения представителя истца ФИО2ФИО26, действующей на основании доверенности от 26.10.2023г. и полагавшей апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчикам, просила признать незаконным отказ, выраженный в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 26.07.2023 № ог-20-49057, в предоставлении ФИО2, ФИО3, ФИО4 социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим своё участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году; возложить обязанность на ФКУ КП-9 УФСИН по Тюменской области и УФСИН России по Тюменской области восстановить ФИО2 с составом семьи 3 человека в списках граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023, 2024 гг. с сохранением очередности по дате первоначальной постановки на учет; обязать ФИО7 предоставить ФИО2 на состав семьи 3 человека социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 является сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходила службу в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области в период с сентября 2008 года по март 2020 года, с апреля 2020 года по настоящее время проходит службу в ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области в д.Лыткина в должности начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения. Выслуга составляет более 14 лет.

Между ФИО21 и ФИО24 06.09.2014 года был заключён брак, после заключения брака присвоена фамилия ФИО28. Брак расторгнут в 2015 году. ФИО16 и ФИО17 заключили брак 18.12.2021, после заключения брака присвоена фамилия ФИО27. Брак расторгнут 19.07.2022.

В связи с отсутствием жилья истец 11.06.2021 обратилась по месту службы с заявлением (рапорт) о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области от 21.06.2021 истец была признана кандидатом в участники ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с составом семьи 2 человека (заявитель - ФИО16, дочь - ФИО3).

По результатам проверки всех представленных документов, подтверждающих условия и основания, с которыми закон связывает право на получение социальной выплаты, согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии от 21.06.2021 истец была включена в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году.

В связи с рождением дочери ФИО4, <.......> г.р., состав семьи истца изменился на три человека. В 2023 году ФИО2 был получен отказ в предоставлении социальной выплаты в рамках указанной целевой программы, выраженный в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 26.07.2023 № ог-20-49057. Согласно выписки из протокола ЖБК КП-9 УФСИН России по Тюменской области №5 от 24.07.2023 ФИО2 исключена из сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как ранее реализовавшая право на получение ГЖС в составе семьи своего отца ФИО19 в 2003 году, о чем получено уведомление от 14.08.2023 №7419/14-3852. Данное решение об отказе в предоставлении социальной выплаты истец считает незаконным, нарушающим её гарантированное законом право на обеспечение жильем.

20 декабря 2023 года к участию в деле привлечен соответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Истец ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, в судебное заседание не явилась, её представитель ФИО26 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчиков ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России ФИО33 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчиков УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России ФИО10 Н.А. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчиков УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России ФИО34 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца.

Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Межрайонного управления социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы) ФИО18 в судебном заседании считала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны ответчики ФКУ «Колония-поселение № 9 УФСИН России по Тюменской области», УФСИН России по Тюменской области, ФСИН России.

В апелляционной жалобе представитель ФИО5 Е.В. просит решение суда отменить.

В доводах указывает, что 30.10.2003 года ФИО19 (отцу истца) в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» был выдан Государственный жилищный сертификат серии В 134444 на состав семьи 4 человека (ФИО19, ФИО20 - супруга, ФИО21 - дочь, ФИО22- сын). Выданный ФИО19 сертификат был реализован путем приобретения в 2004 году жилого помещения в Тюменской области, оформленного в долевую собственность заявителя и членов семьи. Истец указывает, что на момент постановки ФИО19 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ей было 16 лет, отказаться от участия в программе она не могла, так как согласие на участие было производным от права ее отца, как участника программы. На момент получения сертификата истцу было 17 лет.

Также заявитель указывает, что в апреле 2011 года ФИО2 совершила действия по отчуждению своей доли в жилом помещении путем заключения договора дарения в пользу отца ФИО19, на момент отчуждения Истцу было 25 лет.

Обращает внимание, что в соответствии с пунктом 11 части 1 Правил № 153 право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 7.1. к действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относится отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

Как полагает заявитель, факт передачи доли в праве собственности на квартиру имеет существенное значение для дела, однако судом первой инстанции не исследован, не принят во внимание при вынесении решения.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ФИО14 просит отменить решение суда и в удовлетворении исковых требований отказать.

В доводах жалобы указывает, что суд ошибочно применил Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации».

Выдача сертификатов ФСИН России осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, согласно пункту 11 которых право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

30.10.2003 в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» семье ФИО19 в составе 4 человека был выдан сертификат, который был реализован путём приобретения в 2004 году жилого помещения, оформленного в долевую собственность заявителя и членов семьи по адресу: <.......>, <.......>, площадью 81,2 кв.м., (т.е. 20,3 кв.м. на каждого члена семьи).

Согласно Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 (действующая редакция на момент реализации сертификата от 13.01.2001) «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» а) учетная норма площади жилья - уровень обеспеченности общей площадью в жилом помещении на одного члена семьи, при котором граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Учетная норма площади жилья в Тюменской области устанавливается в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи; б) социальная норма площади жилья - норма общей площади в жилом помещении, эквивалентная минимальному размеру предоставления жилых помещений; устанавливается в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека; в) норма площади жилья - максимальный размер предоставления жилых помещений в Тюменской области; устанавливается в зависимости от состава семьи: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек; 42 кв. м - на семью из двух человек; 33 кв. м - на одиноко проживающего человека.

Таким образом, как указывает заявитель, ФИО19 и члены его семьи - супруга и дети ФИО22 и ФИО27 (ФИО35.В., улучшили свои жилищные условия за счет средств федерального бюджета на состав семьи 4 человека 72 кв.м., что позволило им приобрести жилое помещение общей площадью 81.2 кв.м, на каждого по 20,3 кв.м. За счет государства им была предоставлена социальная выплата, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом, на состав семьи 4 человека в равных долях независимо от возраста гражданина, в связи с чем, как полагает заявитель жалобы, ФИО19 и члены его семьи улучшили свои жилищные условия в полном объеме.

На момент получения государственного жилищного сертификата ФИО19 и членами его семьи, Федеральной целевой программой было предусмотрено, что граждане могут реализовать своё право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья только один раз.

Исходя из изложенного, ФИО19 добровольно включил всех членов своей семьи (включая несовершеннолетних) на участие в программе для получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом. На момент получения сертификата истцу было 17 лет и право отказаться от покупки доли у истца на период совершения регистрационных действий уже возникло. В случае отказа истца, как члена семьи ФИО19, от доли был бы произведён перерасчет на состав семьи 3 человека с учетом исключения истца.

Обращает внимание, что в апреле 2011 года истец совершила действия по отчуждению ? доли в жилом помещении путем заключения договора дарения в пользу отца ФИО19

Также указывает, что согласно ст. 532 Гражданского кодекса РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются, в первую очередь дети, в связи с чем ФИО2 будет являться наследником своего отца по закону в отношении принадлежащей ему квартиры.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель истца ФИО26 просит решение суда оставить без изменения, жалобы ФСИН России, УФСИН по Тюменской области, ФКУ «Колония-поселение № 9 УФСИН по Тюменской области» - без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

    Истец ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представитель третьего лица – Межрайонного управления социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы) сектор по опеке, попечительству и охране прав детства, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.

    Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,

ФИО2 включена в сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее-сводный список), подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году, с составом семьи: двое, дата постановки на учет 21 июня 2021 года, протокол ЖБК от 21 июня 2021 года, учетное дело № 21 (том 1, л.д.25-26).

Начальником УКСНЭР ФСИН России ФИО23 26 июля 2023 года отказано ФИО2 в получении государственного жилищного сертификата в связи с использованием социальной выплаты, поскольку 30 октября 2003 года в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» ФИО19 был выдан сертификат серии В №134444 на состав семьи 4 человека (заявитель и его супруга ФИО20, сын (ФИО22) и дочь (ФИО27 (ФИО36.) на сумму 824 400 рублей (том 1, л.д.27).

14 августа 2023 года ФИО2 уведомлена об исключении из сводного списка, как ранее реализовавшая право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи своего отца ФИО19 в 2003 году (том 1, л.д.28).

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, обоснованно указал на то, что жилищно-бытовой комиссией УФСИН России по Тюменской области были рассмотрены все представленные истцом документы, и у комиссии отсутствовали предусмотренные законом основания для исключения ФИО2 из сводного списка граждан по тому основанию, что она, будучи несовершеннолетней, была учтена при расчете размера жилищной субсидии, предоставленной её отцу ФИО19

Суд первой инстанции не усмотрел законных оснований для отказа ФИО2 в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», решение об отказе, выраженное в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 26.07.2023, признал незаконным, и возложил на ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области обязанность восстановить ФИО2 с составом семьи 3 человека в списках граждан - участников ведомственной целевой программы с сохранением очередности по дате первоначальной постановки на учет, на ФСИН России возложил обязанность предоставить ФИО2 на состав семьи 3 человека социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности.

    С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия частично соглашается по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО27 (ФИО28) А.В., являясь старшим лейтенантом внутренней службы, начальником отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области, 11.06.2021 обратилась с заявлением (рапортом) о включении её в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состав семьи: дочь - ФИО3, <.......> года рождения (том 1, л.д.82-145).

Как следует из материалов дела, ранее 06 сентября 2014 года ФИО24 и ФИО21 заключили брак, который 12 сентября 2015 года был прекращен. После заключения брака жене присвоена фамилия – «ФИО28» (том 1, л.д. 21-22).

18 декабря 2021 года ФИО17 и ФИО28 (ФИО27) А.В. заключили брак, 19 июля 2022 года брак между ФИО17 и ФИО2 прекращен (том 1, л.д. 19-20).

Также из материалов дела видно, что ФИО3 родилась <.......> от брака с ФИО24, от брака с ФИО17 у ФИО2 <.......> родилась дочь ФИО4 (том 1, л.д.23-24).

Согласно представленному суду сводному списку граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - сводный список), подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023 году, ФИО2 включена в указанный список с составом семьи: двое, дата постановки на учет 21 июня 2021 года, протокол ЖБК от 21 июня 2021 года, учетное дело №21 (том 1, л.д.25-26).

Жилищно-бытовой комиссией УФСИН России по Тюменской области установлено, что ФИО27 (ФИО28) А.В., <.......> года рождения, лейтенант внутренней службы начальник отдела КБиХО ФКУ КП-9, выслуга лет в календарном исчислении которой составляет более 13 лет; с 17 мая 2021 года зарегистрирована и проживает по адресу: <.......> составом семьи: дочь ФИО3, <.......> г.р. Согласно выписке из базы данных информационной системы государственных жилищных сертификатов ФИО2 получила государственный жилищный сертификат в 2003 году в составе семьи своего отца ФИО19 Государственный жилищный сертификат выдан 30 октября 2003 года. ФИО2 участвовала в федеральной программе «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы». ФИО2 исключена из сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2024 году, по дате заявлений граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, как ранее реализовавшая право обеспечения жилым помещением с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом за счет средств федерального бюджета (том 1, л.д.56-57).

14 августа 2023 года ФИО2 уведомили об исключении её из сводного списка, как ранее реализовавшей право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи своего отца ФИО19 в 2003 году (том 1, л.д.28).

Суду представлен договор купли-продажи жилого помещения (квартиры), оплачиваемой посредством государственного жилищного сертификата от 02 марта 2004 года, согласно которому ФИО19, действовавший за себя и на основании доверенности за ФИО22, ФИО20, ФИО21, как участник федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 года №71 «О федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» в редакции постановления Правительства РФ от 08 апреля 2000 года №315, приобрели квартиру по адресу: <.......> общую долевую собственность по ? доле в праве собственности каждому (том 1, л.д.29-31).

Согласно договору дарения ? доли квартиры от 11 апреля 2011 года, ФИО22 и ФИО21 передали в собственность ФИО19 и ФИО20 ? доли в праве собственности на указанную квартиру, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22 апреля 2011 года (том 1, л.д.32-34).

На основании договора найма специализированного жилого помещения от 19 сентября 2014 года ФИО24 предоставлено жилое помещение общей площадью 71 м2 по адресу: ФИО8, <.......>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: жена - ФИО16, <.......> г.р. (том 1, л.д.35-36).

В силу договора найма служебного жилого помещения от 29 апреля 2021 года и дополнительных соглашений к договору найма жилого помещения от 11 сентября 2023 года ФИО27 (ФИО28) А.В. предоставлено жилое помещение общей площадью 48,6 м2 по адресу: <.......>, совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: дочь – ФИО3, <.......> года рождения, дочь – ФИО4, <.......> года рождения (том 1, л.д.37-41).

Выпиской из похозяйственной книги Администрации Малозоркальцевского сельского поселения от 24 августа 2023 года, адресными справками от 01 июня 2021 года, 09 июня 2021 года подтверждается, что в квартире по адресу: <.......>, ФИО2 зарегистрирована и проживает с дочерьми ФИО3, ФИО4 (том 1, л.д.42, 96, 97).

Согласно справок ФКУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области №3 от 26 мая 2021 года, ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области от 28 июня 2021 года, ФИО16 единовременную выплату (субсидию) в целях приобретения (строительства) жилого помещения в период прохождения службы с 22 сентября 2008 года по 31 марта 2020 года, а также в период с 01 апреля 2020 года по настоящее время, не получала (том 1, л.д.43,45).

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ФИО27 (ФИО28) А.В., ФИО3, ФИО4 (том 1, л.д.94,95,222,223,224,225,226).

05 мая 2023 года ФИО2 обратилась с заявлением (рапортом) о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2024 году, указан состав семьи: дочь - ФИО3, <.......> года рождения, дочь – ФИО4, <.......> года рождения (том 1, л.д.141).

26 июля 2023 года начальником УКСНЭР ФСИН России ФИО23 отказано ФИО2 в получении государственного жилищного сертификата в связи с использованием социальной выплаты, поскольку 30 октября 2003 года в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» ФИО19 был выдан сертификат серии В №134444 на состав семьи 4 человека (заявитель и его супруга ФИО20, сын (ФИО22) и дочь (ФИО27 (ФИО37 А.В.) на сумму 824 400 рублей (л.д.27).

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

В соответствии со ст.4 данного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.ч. 3, 5 ст.4 Федерального закона №283-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.1 указанного Федерального закона членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.4 Федерального закона №283-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно п.2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

Установлен перечень обязательных документов, которые прилагаются к заявлению.

Так, к заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Таким образом, пункт 5 вышеуказанных Правил, закрепляет исчерпывающий перечень документов, которые требуется представить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п.7 Правил).

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.

Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.

Согласно п.17 Правил членами семьи гражданина - участника процессных мероприятий (за исключением граждан, указанных в пунктах 17(1) и 17(2) настоящих Правил) признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Пунктом 19 этих же Правил предусмотрено, что для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в учреждения федеральных органов заявление (рапорт) об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N1 с приложением документов.

Согласно п.21 Правил подразделения, осуществляющие учет граждан, осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником процессных мероприятий.

В случае признания гражданина участником процессных мероприятий на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Пунктом 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании то обстоятельство, что ФИО2 проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности старшего лейтенанта внутренней службы начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области и её выслуга в календарном исчислении составляет более 14 лет.

11.06.2021 года ФИО2 обратилась в УФСИН России по Тюменской области с заявлением (рапортом) о включении её в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, представив пакет документов для рассмотрения соответствующего вопроса на состав семьи из двух человек - дочь ФИО3, <.......> года рождения.

Из представленного в суд апелляционной инстанции решения ЖБК ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области от 21 июня 2021 года следует, что представленные истцом документы были проверены, она была признана кандидатом в участники ведомственной целевой программы, что отражено в протоколе №6 от 21 июня 2021 года.

При обращении с заявлением (рапортом) о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты в 2023 году, ФИО2 были указаны в качестве членов семьи дочь ФИО3, затем 05 мая 2023 года указан состав семьи: дочь ФИО3 и дочь ФИО4

Решением ЖБК ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области от 24 июля 2023 года ФИО2 была исключена из сводного списка, как ранее реализовавшая право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи своего отца ФИО19 в 2003 году.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО19 (отец ФИО2) ранее являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы и получил 30.10.2003 жилищный сертификат в рамках другой федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», в соответствии с действующими на тот момент Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам – участникам программы, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 19.03.2002 №168.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы представителя ответчиков о том, что ФИО2 предоставила недостоверные сведения о неполучении ею и членами её семьи ранее жилищного сертификата, поскольку на момент подачи истицей заявления об участии в программе отец, мать и брат ФИО2, в соответствии с пунктами 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 №283, не являются членами ее семьи. Также правомерно суд отклонил доводы ответчиков о том, что истец могла отказаться от участия в Программе в 2003 году, но намерено этого не сделала, поскольку на момент реализации своих прав её отцом ФИО19, ФИО2 была несовершеннолетней, тогда как в соответствии со статьёй 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что у жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Тюменской области с учетом представленных ФИО2 документов отсутствовали предусмотренные законом основания для исключения её из сводного списка граждан по тому основанию, что она, будучи несовершеннолетней, была учтена при расчете размера жилищной субсидии, предоставленной её отцу ФИО19

Кроме того, согласно ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах имеет сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, а на момент реализации своего права ФИО19 его несовершеннолетняя дочь ФИО2 не состояла на государственной службе и не являлась сотрудником государственных учреждений и органов.

Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что 30 октября 2003 года именной государственный жилищный сертификат серии В № 134444 на приобретение жилья был предоставлен отцу ФИО2ФИО19 членом семьи которого она являлась будучи несовершеннолетней. При этом на тот момент ведомственная целевая программа «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», принята не была, равно как и отсутствовали Правила N 153, которыми регламентируются правоотношения, возникшие между ФИО2 и ответчиками в настоящее время.

Таким образом, ФИО2 участвовала в получении социальной выплаты на приобретение жилья в 2003г. на иных условиях, в порядке, предусмотренном иным нормативным актом и в рамках реализации иной государственной программы. Получателем жилищного сертификата в 2003 году сама ФИО2 не являлась, она была лишь учтена в качестве члена семьи получателя сертификата в целях расчета размера выплаты, удостоверяемой сертификатом.

В свою очередь ФИО2, достигнув выслуги лет в органах уголовно-исполнительной системы более десяти лет, приобрела самостоятельное право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

В связи с отсутствием собственного жилья и проживанием совместно со своими членами семьи – дочерьми в служебной квартире, ФИО2 вправе была и в 2021 году обратилась по месту службы с заявлением (рапортом) о включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области истец обоснованно была признана кандидатом в участники программы, поскольку имела самостоятельное право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, связанное с наличием лично у неё статуса сотрудника УФСИН.

При таких обстоятельствах, учитывая, что данным правом ФИО2 не воспользовалась, сертификат на её имя не выдавался и субсидия для приобретения или строительства жилья в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ей не предоставлялась (том 1, л.д. 88-89), отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты в связи с получением ранее государственного жилищного сертификата правомерно признан судом незаконным.

Учитывая изложенное, доводы апелляционных жалоб о том, что истец ранее уже реализовала право на обеспечение ее субсидией в целях улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, основаны на неверном толковании закона.

Как следует из буквального толкования положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и пункта 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, правом получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения лицо может воспользоваться один раз за весь период прохождения службы, однако, приведенные положения распространяются на тех лиц, на имя которых был выдан сертификат, то есть на лиц, получивших именное свидетельство.

Согласно пункту 2 указанных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Положения части 11 Правил N 153, на которые ссылаются ответчики, были приняты уже после обеспечения отца истицы ФИО2ФИО19 жилищным сертификатом.

Кроме того, юридически значимым является и то обстоятельство, что семейные и жилищные условия истца ФИО2 с 2003 года существенным образом изменились. Так, истец дважды вступала в брак, в настоящее время имеет двоих детей, проживающих совместно с ней. В период прохождения ею службы в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Тюменской области с 22.09.2008 по 31.03.2020г. единовременную социальную выплату (субсидию) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не получала (том 1, л.д. 89), равно как и в период прохождения службы в ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области в период с 01.04.2020 по настоящее время (т. 1, л.д. 88).

Таким образом, истец ФИО2 вправе была поставить вопрос об обеспечении ее и совместно проживающих с ней членов семьи - несовершеннолетних детей, жилым помещением по установленным нормам.

    Учитывая изложенное, разрешая заявленные требования о признании незаконным отказа в предоставлении ФИО2.В, ФИО3, ФИО4 социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках вышеуказанной ведомственной целевой программы в 2023 году, выраженный в письме УКСНЭР ФСИН России от 26.07.2023 № ог-20-49057, а также в части возложения обязанности на ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области и УФСИН России по Тюменской области восстановить ФИО2 с составом семьи 3 человека (ФИО2, ФИО3, ФИО4) в списках граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердившим свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2023, 2024 г.г. с сохранением очередности по дате первоначальной постановки на учет, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем оснований для отмены решения в указанной части не имеется.

В то же время судебная коллегия полагает, что исковые требования ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, о возложении обязанности на ФИО7 по предоставлению ФИО2 на состав семьи 3 человека с учетом несовершеннолетних детей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» являются излишне заявленными, оснований для удовлетворения этих требований не имелось.

Выпуск и распределение сертификатов на соответствующий год осуществляется в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, а Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ», которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

Поскольку, как указано выше, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для отказа ФИО2 в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в ходе рассмотрения дела не установлено, то решение об отказе, выраженное в письме Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний (УКСНЭР ФСИН России) от 26.07.2023, является незаконным, суд правильно возложил на ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Тюменской области обязанность восстановить ФИО2 с составом семьи 3 человека в списках граждан - участников ведомственной целевой программы с сохранением очередности по дате первоначальной постановки на учет.

Учитывая, что права ФИО2 были восстановлены в виду удовлетворения вышеуказанных исковых требований, то вопрос по выдаче государственного жилищного сертификата является последующим организационно-процессуальным решением, а не предметом иска, а потому не требует судебной защиты, в связи с чем предъявленные исковые требования о возложении на ответчика ФИО7 обязанности по предоставлению ФИО2 на состав семьи 3 человека (ФИО2, ФИО3, ФИО4) социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности» являются излишне заявленными.

Как следует из представленного на запрос суда апелляционной инстанции ответа о предоставлении государственных жилищных сертификатов, в 2023 году было предоставлено 6 сертификатов, из объяснений представителей ответчиков в суде апелляционной инстанции следует, что оставшиеся необеспеченные государственным жилищным сертификатом в списке кандидаты-участники ведомственной целевой программы перешли на следующий 2024 год в порядке очередности.

        При изложенных обстоятельствах решение суда в части возложения на ответчика ФСИН России обязанности по предоставлению ФИО2 на состав семьи 3 человека (ФИО2, ФИО3, ФИО4) социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности», подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Доводы жалобы ответчиков о том, что согласно ст. 532 Гражданского кодекса РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются, в первую очередь дети, в связи с чем ФИО2 будет являться наследником своего отца по закону в отношении принадлежащей ему квартиры, судебная коллегия не принимает, поскольку они являются предположениями, в то время как согласно норм действующего законодательства у наследодателя при жизни есть право распорядиться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что истица произвела в 2011 году отчуждение ? доли жилого помещения, принадлежащей ей на праве собственности в квартире, расположенной по адресу: <.......>, чем намеренно ухудшила свои жилищные условия, не влекут отмену принятого по делу решения по следующим основаниям.

Исходя из анализа ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, п. 5, 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ФИО2 была включена в сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с составом семьи: двое, дата постановки на учет 21 июня 2021 года, протокол ЖБК от 21 июня 2021 года, тогда как отчуждение ею своей доли в праве собственности на квартиру в пользу своего отца было 11 апреля 2011 года, то есть вышеуказанный пятилетний срок истёк.

Доводы апелляционной жалобы ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области в части ошибочного применения Постановления Правительства РФ № 369 от 24.04.2013 судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они сводятся к неверному толкованию норм материального права.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

        решение Тобольского районного суда Тюменской области от 15 февраля 2024 года отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО2 (<.......> года рождения, паспорт <.......>, выдан 25.01.2022 УМВД России по Тюменской области, код подразделения 720-020), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, <.......> года рождения, ФИО4, <.......> года рождения, о предоставлении Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) (ИНН 7706562710, ОГРН 1047797031479) ФИО2 на состав семьи 3 человека (ФИО2, ФИО3, ФИО4) социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы «Оказание жилищной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» согласно очередности», в указанной части принять новое решение об отказе в иске в данной части.

        В остальной части решение Тобольского районного суда Тюменской области от 15 февраля 2024 года – оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июня 2024 года

33-2415/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фетисова Анна Васильевна, действующая в своих интересах и несовершеннолетних Межуевой В.Ю., Фетисова А.С.
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказания России (ФСИН России)
ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области
УФСИН России по Тюменской области
Министерство строительства и сельского хозяйства Российской Федерации
Другие
Сектор по опеке, попечительству и охране прав детства Межрайонного управления социальной защиты населения (Тобольский, Ярковский районы)
Третьякова Лариса Викторовна
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Чеснокова Анжелла Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
16.04.2024Передача дела судье
13.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024Передано в экспедицию
20.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее