Дело № 2-550/2023 24RS0057-01-2023-000305-40
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующей судьи Байтеряковой Р.В.,
при секретаре судебного заседания Осипенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межмуниципального отдела МВД России «Шарыповский» к Насибовой Н.М. Насибовой Н.М. Насибовой Н.М. об изъятии из оборота и направлении на уничтожение алкогольной продукции,
у с т а н о в и л :
Истец Межмуниципальный отдел МВД России «Шарыповский» (далее - МО МВД России «Шарыповский») обратился в суд с указанным иском, в котором просит изъять из оборота и направить на уничтожение алкогольную продукцию.
Требования обоснованы тем, что в период до ДД.ММ.ГГГГ, неустановленное лицо, находясь в неустановленном следствием месте, использовало для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельные федеральные специальные марки, изъятые ДД.ММ.ГГГГ из магазина <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками МО МВД России «Шарыповский» проведен осмотр места происшествия по факту реализации алкогольной продукции с поддельными ФСМ в магазине «<адрес>», расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, в ходе которого была изъята алкогольная продукция, оклеенная федеральной специальной маркой (ФСМ), которая согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовлена не по технологии предприятия ФГУП «Гознак».
Каких-либо документов, подтверждающих законность нахождения и реализации данной алкогольной продукции, на момент осмотра не имелось.
Алкогольная продукция в количестве 5 бутылок, общим объемом 1,43 литра, после исследования переданы на хранение Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело № прекращено по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Представитель истца МО МВД России «Шарыповский» - Шкуратова В.И. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ответчик Насибовой Н.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело в её отсутствие, с исковыми требованиями согласна.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Шарыповского городского суда Красноярского края shargor.krk@sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство», подраздел «Производство по гражданским и административным делам»).
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» безопасность пищевых продуктов – состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений; под нормативными документами понимаются документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования; под техническими документами понимаются документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие).
Согласно п. 2 ст.3 указанного Федерального закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Абзацем 27 п.1 ст.26 указанного Федерального закона установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются, в том числе без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст.10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п.3 ст.11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. 1,3 п.1 ст.10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: товарно-транспортной накладной, а также справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
В соответствии с п.2 ст.10.2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п.1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются: без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных п.5 ст.20 настоящего Федерального закона; без маркировки в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Согласно п.2 ст.25 указанного Федерального закона изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1-3, 8 п.1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 п.1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такие меры применяются законодателем в связи с повышенной общественной опасностью преступлений, связанных с нелегальным оборотом алкогольной продукции.
Тем самым, тот факт, что продукция находилась в нелегальном обороте и была законно изъята в установленном порядке, говорит о том, что в дальнейшем она должна быть уничтожена независимо от результатов предварительного следствия, производства по делу об административном правонарушении, независимо от признания ее вещественным доказательством.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ следователем СО МО МВД России «Шарыповский» капитаном юстиции ФИО5 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 327.1 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками полиции ОЭБиПК МО МВД России «Шарыповский» в ходе осмотра места происшествия, а именно магазина «<адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> выявлен факт нахождения и реализации алкогольной продукции с признаками подделки ФМС.
Согласно протоколу осмотра места происшествия, составленного ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным ОЭБиПК МО МВД России «Шарыповский» капитаном полиции ФИО6, с участием ФИО7, и сотрудников полиции МО МВД России «Шарыповский» ФИО8 и ФИО9, с применением технических средств, по адресу: <адрес>, <адрес>, в магазине «<адрес> обнаружена и изъята алкогольная продукция, с признаками подделки ФСМ.
Из материалов дела следует, что каких-либо документов, подтверждающих законность нахождения и реализации данной алкогольной продукции на момент проверки, не имелось.
Согласно протоколу допроса свидетеля Насибовой Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собственности её мужа ФИО10, который скончался, имелось ООО «<адрес> О том, что в магазинах ООО <адрес> продавалась алкогольная продукция, маркированная поддельными федеральными специальными марками, ей не было известно.
Согласно технико-криминалистической экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ, по уголовному делу №, федеральные специальные марки требованиям ФГУП «ГОСЗНАК» не соответствуют.
Согласно акту приема-передачи продукции и (или) предметов №у6-2605/05(1) от ДД.ММ.ГГГГ, указанная изъятая продукция находится на хранении в ОАО «Росспиртпром».
Начальником отделения СО МО МВД России «Шарыповский» ФИО11 вынесено постановление о прекращении уголовного дела № по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Документы, подтверждающие легальность производства изъятой спиртосодержащей продукции, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку изъятая у ответчика алкогольная продукция не признана вещественным доказательством, запрещена к обращению, по данному факту производство по уголовному делу прекращено, суд приходит к выводу о необходимости направления на уничтожение изъятой у ответчика алкогольной продукции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования МО МВД России «Шарыповский» к Насибовой Н.М. Насибовой Н.М. Насибовой Н.М. о направлении на уничтожение алкогольной продукции, удовлетворить.
Направить на уничтожение алкогольную продукцию в Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому Федеральному округу, <адрес>, <адрес>) количестве 5 бутылок общим объемом 1,43 литра.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме).
Мотивированное решение суда составлено 23 марта 2023 года.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты> Р.В. Байтерякова