Дело № 2а-610/2021 (2а-2599/2020)
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Астаповой О.С., с участием помощника судьи Черновой Е.А., представителя административного истца по доверенности Тумановой О.А., представителя заинтересованного лица Администрации г.о. Электросталь по доверенности Прудниковой Ю.М., помощника прокурора Агличевой И.В., при секретаре Холиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области к ведущему судебному приставу-исполнителю МО по ВИП №1 ГУ ФССП России по Московской области Варганову И.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,-
у с т а н о в и л:
10.12.2020 административный истец Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области обратился в Электростальский городской суд с административным иском к ведущему судебному приставу-исполнителю МО по ВИП №1 ГУ ФССП России по Московской области Варганову И.А о признании недействительным Постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ВИП №1 ГУ ФССП России по Московской области Варганова И.А. №б/н от 27 ноября 2020 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от 21.08.2018 и освобождении Комитета имущественных отношений Администрации г.о. <адрес> от исполнительского сбора.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве № от 21.08.2018, возбужденном на основании исполнительного листа № от 20.07.2018, выданного Электростальским городским судом по делу № 2- 3631/2016, вступившему в законную силу 10.01.2017. Взыскателем является Прокуратура г. Электростали Московской области, предмет исполнения: Обязать Администрацию г.о. Электросталь Московской области и Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области провести ревизию площади земель фондов городских лесов и достоверно установить их реальную площадь. Обязать Администрацию г. о. Электросталь Московской области и Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области выполнить в установленном законом порядке необходимые работы по лесоустройству на установленной площади земель фонда городских лесов, разработке лесохозяйственных регламентов и созданию лесопарков, утвердить материалы таксации городских лесов, лесохозяйственные регламенты, определить и установить границы земель фонда городских лесов, границы лесничеств, лесопарков, определить их количество, создать городские лесопарки и провести необходимые кадастровые работы, поставить на государственный кадастровый учет лесничества и лесопарки, расположенные на землях населенных пунктов, внести соответствующие сведения в ЕГРН и государственный лесной реестр. Обязать Администрацию г.о. Электросталь и Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь МО выполнить вышеуказанные мероприятия в срок до 01.07.2018. В связи с неисполнением требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.11.2020 взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. Административный истец полагает, что имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора, поскольку во исполнение решения суда административным истцом проведено ряд мероприятий. Проведены кадастровые работы и поставлены на государственный кадастровый учет 3 (три) земельных участка: 1) КН №, площадью 929 054 кв.м, вид разрешенного использования «охрана природных территорий»; 2) КН №, площадью 1 758 771 кв.м, вид разрешенного использования «охрана природных территорий»; 3) КН №, площадью 202 262 кв.м, вид разрешенного использования «охрана природных территорий». В отношении трех земельных участков площадью 3 858 367 кв.м, 2 412 853 кв.м, 687 432 кв.м сформированы межевые планы в соответствии с утвержденными в 2020 году схемами расположения земельных участков на кадастровых планах территорий и проводятся мероприятия по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. В настоящее время государственный кадастровый учет приостановлен в связи с наличием замечаний к оформлению межевых планов. С целью устранения указанных замечаний кадастровым инженером проводится доработка документов. С целью проведения лесоустроительных работ на территории городских лесов в соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2016 № 588 «Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства органами государственной власти и органами местного самоуправления документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре» направлена информация о сформированных земельных участках в Комитет лесного хозяйства Московской области в соответствии с установленными формами.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Туманова О.А. административный иск поддержала полностью по доводам, изложенным в нем.
Административный ответчик – ведущий судебный пристав-исполнитель МО по ВИП №1 ГУ ФССП России по Московской области Варганов И.А. в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении не заявлял.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя административного ответчика (ч.6 ст.226 КАС РФ).
Представитель заинтересованного лица помощник прокурора г. Электросталь Агличева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что основания для освобождения административного истца от исполнительского сбора не имеется.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации г.о. Электросталь по доверенности Прудникова Ю.М. в судебном заседании поддержала исковые требования Комитета имущественных отношений.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее- ФЗ «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Стороны не отрицали и материалами дела подтверждено, что в производстве ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ВИП №1 ГУФССП России по Московской области Варганова И.А. находится исполнительное производство №, возбужденное 21.08.2018 на основании исполнительного листа № 010512739 от 20.07.2018, выданного Электростальским городским судом по делу № 2- 3631/2016. Взыскателем является Прокуратура г. Электросталь Московской области. Предметом исполнения по которому является: Обязать Администрацию г.о. Электросталь Московской области и Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области провести ревизию площади земель фондов городских лесов и достоверно установить их реальную площадь. Обязать Администрацию г. о. Электросталь Московской области и Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области выполнить в установленном законом порядке необходимые работы по лесоустройству на установленной площади земель фонда городских лесов, разработке лесохозяйственных регламентов и созданию лесопарков, утвердить материалы таксации городских лесов, лесохозяйственные регламенты, определить и установить границы земель фонда городских лесов, границы лесничеств, лесопарков, определить их количество, создать городские лесопарки и провести необходимые кадастровые работы, поставить на государственный кадастровый учет лесничества и лесопарки, расположенные на землях населенных пунктов, внести соответствующие сведения в ЕГРН и государственный лесной реестр. Обязать Администрацию г.о. Электросталь и Комитет имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь МО выполнить вышеуказанные мероприятия в срок до 01.07.2018.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ВИП №1 ГУФССП России по Московской области Варгановым И.А. от 27.11.2020 взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Частью 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 6 ст. 112 указанного закона, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора и при отсутствии установленных ГК Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).
Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Согласно письменных пояснений начальника отдела земельных отношений, полученных Комитетом имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь 14.01.2021, с целью проведения ревизии площади городских лесов и постановки на государственный кадастровый учет лесных земельных участков проведены следующие мероприятия: -16.05.2016 заключен муниципальный контракт № 21-2016 на выполнение кадастровых работ с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под городскими лесами; изготовлена и утверждена 15.07.2016 схема расположения земельного участка (далее - схема), распоряжение администрации г.о. Электросталь от 15.07.2016 №381-р; 10.08.2016 (№19-1635исх) направлены документы в Минмособлимущество с целью согласования схемы; 23.08.2016 в соответствии с протоколом № 30 Градостроительного совета М.о. отказано в согласовании схемы в связи с наложением границ земельного участка на земли лесного фонда. Также в указанном протоколе дано поручение КЛХ о направлении в администрацию г.о. Электросталь координат наложения границ земельного участка на земли лесного фонда; 21.10.2016 поступила информация КЛХ о координатах; 24.10.2016 (№ 19-2189исх.) документы для согласования схемы повторно направлены в Минмособлимущество; 15.11.2016 отказано в согласовании схемы в связи с наложением границ заявленного земельного участка на земли лесного фонда (протокол № 42 от 14.11.2016). Также в указанном протоколе дано поручение КЛХ о направлении в Администрацию г.о. Электросталь координат наложения земельного участка на земли лесного фонда; 02.12.2016 поступила информация от КЛХ о координатах; 20.12.2016 направлены письма в Комитет лесного хозяйства М.о. и Минмособимущество (№2-5163исх., № 2-5263исх.) об оказании содействия в оформлении городских лесов; 31.01.2017 направлены в очередной раз документы на согласование схемы с учетом координат границ, полученных от КЛХ; 07.03.2017 отказано в согласовании схемы в связи с наложением границ земельного участка на земли лесного фонда (протокол Градсовета от 07.03.2016 № 9). Учитывая, что вся юго-западная территория города, расположенная под городскими лесами, по сведениям КЛХ, относится в землям лесного фонда, Администрацией принято решение о формировании земельного участка на Восточной территории города. 30.03.2017 направлены документы в Минмособлимущество с целью согласования схемы расположения земельного участка, расположенного в на восточной территории города; 05.05.2017 схема согласована протоколом МВК от 05.05.2017 № 47-3; 24.05.2017 постановлением Администрации г.о.Электросталь № 324/5 утверждена схема земельного участка площадью 1758771 кв.м; 17.07.2017 поставлен на гос. кадастровый учет земельный участок площадью 1758771 кв.м, КН №. С целью урегулирования вопроса о наложении земель лесного фонда на территорию городских лесов г.о. Электросталь за период 2017-2019г.г. Администрацией неоднократно направлялись соответствующие обращения в адрес Комитета лесного хозяйства Московской области, Правительство Московской области. В результате проведенных мероприятий по взаимодействию с Правительством М.о и КЛХ, в 2019 году возобновлены работы по кадастрированию лесных земельных участков. 13.05.2019 заключен муниципальный контракт № 19-2019 на оказание услуг по выполнению работ по межеванию земельных участков под лесами на территории г.о.Электросталь; 17.06.2019 направлены в Минмособлимущество на согласование схемы 4 (четырех) земельных участков; 12.07.2019 направлены в Минмособлимущество на согласование схемы 1 (одного) земельного участка. По результатам рассмотрения указанных документов, в соответствии с протоколами МВК получены отказы. После дополнительных согласований были сформированы документы, направлены на рассмотрение в Минмособлимущество, в результате чего утверждены схемы расположения земельных участков постановлениями Администрации городского округа Электросталь: от 13.03.2020 № 174/3 (протокол МВК от 13.02.2020 № 6), з.у. 3 858 367 кв.м (в настоящее время осуществляется постановка на кадастровый учет после замечаний Росреестра); от 14.04.2020 № 247/4 (протокол от 02.04.2020 № 13), з.у. площадью 929054 кв.м (поставлен на кадастровый учет с КН №); 18.05.2020 № 311/5 (протокол МВК от 09.04.2020 № 14), з.у. площадью 2412853 кв.м (в настоящее время осуществляется постановка на кадастровый учет после замечаний Росреестра); 26.05.2020 № 333/5 (протокол от 26.03.2020 № 12), з.у. площадью 202262 кв.м (поставлен на кадастровый учет с КН №); от 10.06.2020 № и369/6 (протокол МВК от 28.05.2020 № 21), з.у. площадью 687432 кв.м, (в настоящее время осуществляется постановка на кадастровый учет после замечаний Росреестра).
Таким образом, из анализа представленной суду информации прослеживается, что за период с июля 2017г. по май 2019 года никаких действий по исполнению требований исполнительного документа административным истцом не проводилось. Направление писем от 02.03.2018, 03.06.2019 в Комитет лесного хозяйства Московской области, 01.10.2018 и 20.11.2018 в Правительство МО не свидетельствует о принятии достаточных мер к исполнению решения суда.
Доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа должником не представлены.
Ссылку должника на совершение в рамках исполнения решения суда указанных выше мероприятий нельзя расценивать как принятие должником всех мер для надлежащего исполнения решения суда об обязании провести ревизию площади земель фондов городских лесов и достоверно установить их реальную площадь с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства (ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», абз. 2 п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации), поэтому ссылки должника на невозможность исполнения решения суда в связи с возникшими трудностями, преодоление которых не всегда зависит от Администрации и Комитета имущественных отношений, не могут свидетельствовать об отсутствии вины Комитета имущественных отношений в неисполнении решения суда от 30.11.2016.
Ссылка административного истца на серьезные затруднения, связанные с распространением короновирусной инфекции COVID-19 в 2020г. суд находит несостоятельными, так как срок исполнения решения суда определено решением суда до 01.07.2018, т.е. задолго до установления ограничений в связи с распространением короновирусной инфекции.
Оснований для освобождения должника Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области от исполнительского сбора суд не находит.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области о признании недействительным Постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ВИП №1 ГУ ФССП России по Московской области Варганова И.А. №б/н от 27 ноября 2020 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от 21.08.2018 и освобождении Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области от исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: О.С. Астапова
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2021 года.
Судья: О.С. Астапова