Судья Сафин А. Р. УИД 16RS0046-01-2024-001965-30
Дело № 33 - 15784/2024
Дело № 2 – 2237/2024
Учёт № 034г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Галимова Р. Ф.,
судей Конышевой Ю. А. и Никулиной О. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайнутдиновым М. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНикулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 апреля 2024 года, которым с учётом дополнительного решения постановлено:
исковые требования Гарифуллина Динара Наилевича удовлетворить.
Восстановить Гарифуллину Д. Н. (паспорт серии .... ....) срок для постановки на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать за Гарифуллиным Д. Н. право на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Признать решение Министерства образования и науки Республики Татарстан (ИНН 1654002248, ОГРН 1021602833196) от 21 августа 2023 года № 131 об отказе во включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями незаконным.
Возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность включить Гарифуллина Д. Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность предоставить Гарифуллину Д. Н., <дата> года рождения, специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о внесении изменений в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 312 от 4 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ» «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о внесении изменений в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
Взыскать с Министерства образования и науки Республики Татарстан в пользу Гарифуллина Д. Н. судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гарифуллин Д. Н. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своего требования истец указал, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживал и воспитывался на полном государственном обеспечении в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Альметьевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по адресу: <адрес>, - с <дата> (приказ о зачислении ....а) до <дата> (приказ об отчислении ....). Истец имеет право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, которое гарантировано федеральным законом детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Это право истцом не было реализовано, поскольку ему установлена инвалидность второй группы с детства бессрочно, он состоит на учёте у психиатра с 1996 года с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени с нарушением поведения». Имеющееся у истца заболевание препятствует ему в полной мере пользоваться своими правами. Истец зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 44 кв. м по адресу: <адрес>, - но в нём не проживает, оно является муниципальным. Вместе с истцом зарегистрированы: Гарифуллин Салават Саматович, <дата> года рождения, Гарифуллин Денис Фаргатович, <дата> года рождения, Гарифуллин Айдар Наилевич, <дата> года рождения. Гарифуллин А. Н. находится в доме-интернате на полном государственном обеспечении, в квартире не проживает. Гарифуллин Д. Ф. ранее неоднократно судим за совершение тяжких преступлений против здоровья граждан и общественной нравственности, состоит на учёте в отделе МВД России по <адрес>, что делает невозможным проживание истца по месту регистрации. Кроме того, на каждого зарегистрированного в жилом помещении приходится менее учётной нормы общей площади квартиры, которая решением Совета Альметьевского муниципального района .... от 19 апреля 2013 года «О нормах площади при постановке на учёт и предоставления жилья гражданам по социальному найму и по государственным жилищным программам» установлена в размере 15 кв. м. Истец обращался с заявлением о его постановке на учёт нуждающегося в жилье в Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, к ответчику, которым было вынесено решение от 21 августа 2023 года об отказе во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Перечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение, не указывая, какое следует принять новое решение. Податель жалобы отмечает, что с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в Министерство образования и науки Республики Татарстан истец не обращался, в то время как законом на него возложена такая обязанность.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ:
1. Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
3. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом и заблаговременно, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного отправления с почтовым идентификатором, в назначенное время судебного заседания сведения о причинах неявки, ходатайства об отложении заседания от них не поступили, поэтому судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу представителя ответчика в отсутствие сторон.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
…3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учётной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учёт. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвёртому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Законом № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий её получения. Соответствующие разъяснения даны в утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», в котором также указано, что отсутствие таких лиц в списках нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении их требования о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил формирования списка в список в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года, имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями и членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц: имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
По делу установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 14 февраля 2023 года.
Решением ответчика от 21 августа 2023 года .... истцу отказано в удовлетворении заявления от 14 июня 2023 года о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, с указанием на неполноту предоставленных сведений и на то, что заявитель не относится ни к одной из категорий граждан, указанных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Истец зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 44 кв. м по адресу: <адрес>, - но в нём не проживает, оно является муниципальным. Вместе с истцом зарегистрированы: Гарифуллин С. С., <дата> года рождения, Гарифуллин Д. Ф., <дата> года рождения, Гарифуллин А. Н., <дата> года рождения.
Гарифуллин А. Н. находится в доме-интернате на полном государственном обеспечении, по месту регистрации не проживает.
Гарифуллин Д. Ф. ранее неоднократно судим за совершение тяжких преступлений против здоровья граждан и общественной нравственности, состоит на учёте в отделе МВД России по Альметьевскому району.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из невозможности проживания истца в одном жилом помещении совместно с привлекавшимся к уголовной ответственности Гарифуллиным Д. Ф., из фактической нуждаемости истца в жилье в связи с его обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учётной нормы.
Разрешая вопрос о восстановлении срока для постановки на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд правомерно исходил из того, что истец является инвалидом второй группы с детства, с 1996 года состоит на учёте у психиатра с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени с нарушением поведения», проживал и воспитывался на полном государственном обеспечении в ГОУ «Альметьевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Суд пришёл к верному выводу о том, что отсутствие обращения законных представителей истца в период его нахождения в государственном социальном учреждении в уполномоченный орган с заявлением о постановке его на учёт как нуждающегося в жилье, не может умалять его законных прав и интересов. Суд отметил, что стойкие нарушения в психофизическом развитии и характер заболевания истца, в связи с которыми ему инвалидность, объективно препятствовали ему самостоятельно и своевременно обратиться с заявлением о постановке на учёт.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам закона не противоречат и сделаны по результатам надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Довод жалобы о том, что истец не обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, судебной коллегией отклоняется по приведённым выше мотивам.
Довод жалобы о том, что истец проживает в жилом помещении общей площадью 44 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, - судебной коллегией отклоняется, поскольку с учётом всех зарегистрированных в этом помещении граждан на долю истца приходится 11 кв. м общей жилой площади квартиры, что меньше установленной решением Совета Альметьевского муниципального района № 295 от 19 апреля 2013 года «О нормах площади при постановке на учёт и предоставления жилья гражданам по социальному найму и по государственным жилищным программам» в размере 15 кв. м.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 апреля 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 октября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: