Решение по делу № 21-178/2020 от 01.06.2020

Судья Ерохина В.Г.

№ 21-178/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

17.06.2020

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз" на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, главного специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 11.11.2019, решение судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 21.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз",

установил:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, главного специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 11.11.2019, оставленным без изменения решением судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 21.04.2020, ООО "Суоярвский ЛПХ" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

С постановлением не согласно Общество, в поданной жалобе просит его отменить, прекратить производство по делу. Мотивирует тем, что указанная в постановлении автомашина (...) разгружавшаяся возле контейнерной площадки жилого фонда, принадлежит (...) как физическому лицу. Образующиеся от деятельности Общества производственные отходы вывозятся специализированными организациями, и ТКО как таковых у Общества не образуется. В связи с этим Общество не имеет заключенного договора на вывоз мусора, и обязанность, предусмотренная ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, на него не возлагается. Общество не осуществляет обращение с ТКО, поскольку с февраля 2018 г. на территории Республики Карелия статусом регионального оператора по обращению с ТКО наделено ООО (...) Оператором по транспортированию ТКО на территории Суоярвского муниципального района является ООО (...), которое обслуживает контейнерные площадки. В постановлении не указано, какие конкретно нормы природоохранного законодательства, связанные со сбором, накоплением, транспортированием, обработкой, утилизацией или обезвреживанием отходов производства и потребления, нарушены Обществом. Доказательств наличия у Общества ТКО материалы дела не содержат, при этом региональный оператор не лишен права при наличии оснований обратиться к Обществу с иском о понуждении к заключению договора на вывоз ТКО.

Заслушав и.о. директора Общества (...) поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 26.03.2020 на территории Суоярвского городского поселения (контейнерная площадка по (.....) около домов 1 и 1а) следующие обстоятельства. Общество в нарушение п. 4 ст. 24.7 Закона осуществляет несанкционированную деятельность по транспортированию и размещению отходов на территории Суоярвского района при отсутствии заключенного договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Так, груженая мусором автомашина (...) принадлежащая (...) 28.02.2019 замечена при разгрузке возле указанной контейнерной площадки. Общество согласно представленному договору аренды сжигает образующиеся отходы (картон и бумага) в отопительной печи по адресу: г. Суоярви(...) и обязывает машинистов собирать и вывозить отходы самостоятельно.

Судья при рассмотрении дела пришел к выводу о том, Общество в нарушение п. 4 ст. 24.7 Закона осуществляет деятельность по размещению и транспортированию ТКО в отсутствие договора с региональным оператором, в связи с чем действия предприятия подлежит квалификации по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Между тем диспозиция ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ охватывает действия, в том числе юридического лица, непосредственно осуществляющего обращение с отходами производства и потребления, в том числе сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании данных отходов, без соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

В силу положений ст. 1 Закона под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим федеральным законом. Обращением с отходами считается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещением отходов считается хранение (складирование в специализированных объектах сроком более 11 мес. в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Операторами по обращению с ТКО являются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Пункты 17 и 18 данных правил предусматривают обязанность собственника земельного участка по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО или заключению договора на оказание соответствующих услуг с региональным оператором.

Положения п.п. 17 и 18 указанных правил были предметом оспаривания в Верховном Суде РФ. Решением Верховного Суда РФ от 23.10.2019 № АКПИ 19-623, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.02.2020 № АПЛ19-525, административный иск оставлен без удовлетворения.

С учетом приведенных требований законодательства, а также правовой позиции, выраженной в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.02.2020 № АПЛ19-525, деятельность по "обращению с отходами" в понятии, определенном в Законе, не осуществляется лицом, допустившим несанкционированное размещение ТКО. Место несанкционированного размещения отходов не является местом их накопления в понимании Закона. Аналогично, самостоятельное удаление хозяйствующим субъектом образующихся от его деятельности ТКО без соблюдения требований санитарного или природоохранного законодательства также не может охватываться понятием "транспортирование ТКО" по смыслу положений Закона.

Сведений о наличии у Общества лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления определенных классов опасности не представлено, о наличии такой лицензии у Общества административный орган не заявляет.

Действия предприятия, не организовавшего должным образом вывоз образующихся от его деятельности отходов и допустившего антисанитарное состояние своей хозяйственной зоны или территории муниципального образования, при доказанности таковых, сами по себе не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В зависимости от обстоятельств дела они могут квалифицироваться по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Таким образом, вменяемые Обществу действия (бездействие) не могут рассматриваться как нарушение, связанное с обращением с отходами производства и потребления по смыслу положений Закона, и не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, имеет иной родовой объект посягательства, при этом в постановлении не содержится ссылки на нарушение Обществом определенных требований санитарного законодательства, обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, главного специалиста отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 11.11.2019, решение судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 21.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Суоярвский леспромхоз" отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

С.В. Щепалов

21-178/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Суоярвский леспромхоз"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
02.06.2020Материалы переданы в производство судье
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее