Решение по делу № 3а-9/2019 от 23.11.2018

Дело № 3а-9/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Новоселовой Н.П.,

с участием представителя административного истца Клименко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 января 2019 года в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Амазаряна Геворга Артюшевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Амазарян Г.А. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости магазина, назначение: нежилое здание, площадью 1388,5 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5 013 434 рублей по состоянию на 27 марта 2015 года.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником указанного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых обязательств по уплате налога на имущество.

Административный истец Амазарян Г.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился.

Представитель административного истца Клименко Е.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» филиал по Пермскому краю в суд не явился, представлен отзыв в письменном виде.

Заинтересованные лица Правительство Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, администрация Карагайского сельского поселения Пермского края, Арутюнян М.С., извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направили.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, Амазарян Г.А. и Арутюнян М.С. являются собственниками (по 1/2 доле в праве) объекта недвижимости магазина, назначение: нежилое здание, площадью 1388,5 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости с кадастровым номером ** определена в размере 15 019 709,97 рублей.

На территории Пермского края в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края» установлен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Пермского края № 944-п от 25 ноября 2017 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с Законом Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК, в названный Перечень включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащее на праве долевой собственности Амазаряну Г.А. здание является объектом налогообложения с особенностями определения налоговой базы, которая определяется как кадастровая стоимость здания.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденная вступившим в силу с 11 января 2013 года постановлением Правительства Пермского края от 28 декабря 2012 года № 1588-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края», определена в результате проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 22 июня 2012 года.

Объект недвижимости административного истца не вошел в перечень объектов ГКО ОН в связи с тем, что поставлен на учет позже даты, по состоянию на которую проведены по государственной кадастровой оценке.

Право физических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

Оспаривая названную кадастровую стоимость, в подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет об оценке, составленный индивидуальным предпринимателем К. от 27 сентября 2018 года № 137/О-18, согласно которому, рыночная стоимость по состоянию на 27 марта 2015 года здания с кадастровым номером ** определена в размере 5013 434 рублей.

Оценив отчет об оценке, составленный оценщиком К., в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу, что отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

Оценщик является членом саморегулируемой организации ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», гражданская ответственность оценщика застрахована.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утверждены приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.

Как следует из отчета, оценщик провел анализ рынка торговой, коммерческой недвижимости Пермского края. По результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного сегмента рынка. Проведен анализ структуры предложения на рынке купли-продажи коммерческой недвижимости по Пермскому краю (в сопоставимых по уровню развития районах). После чего оценщик определил диапазон цен рыночной стоимости 1 квадратного метра объекта оценки в селе Карагай от 1000 до 7000 рублей за квадратный метр. Оснований полагать, что объект оценки – здание магазина, не относится к исследуемому оценщиком сегменту рынка, у суда не имеется.

Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о фактических данных о ценах сделок (предложений) с объектами недвижимости. Оценщиком проведен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цену сопоставимых объектов недвижимости: передаваемые права, условия финансирования, условия продажи, условия рынка (дата предложения/продажи), скидка на торг, местоположение, площадь, материал стен, физическое состояние, уровень отделки, коммуникации, тип объекта.

В отчете объясняется выбор затратного подхода (с использованием метода сравнительной единицы) и сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного. По результатам расчета рыночной стоимости объекта оценки оценщиком не было проведено согласование полученных результатов, поскольку коэффициент вариации превысил 33%, отражены причины отказа от учета результатов оценки в рамках затратного подхода. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.

Выводы оценщика объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности. Отчет оценщика отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства иного размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлены.

Возражения заинтересованного лица Правительства Пермского края о том, что оценщиком не представлено описание корректировок на местоположение и площадь, отсутствует обоснование корректировок (стр. 37 отчета) опровергаются содержанием отчета на страницах 69-71, что свидетельствует о необоснованности изложенных возражений.

Вопреки доводам возражений заинтересованного лица Правительства Пермского края, отказ оценщика от учета выводов о рыночной стоимости объекта оценки полученных при применении затратного подхода и отсутствие оснований в данном случае для согласования результатов аргументировано приведены на странице 77 отчета.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере 5 013 434 рублей по состоянию на 27 марта 2015 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 23 ноября 2018 года.

Правила статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 01 января 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Амазаряна Геворга Артюшевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости магазина, назначение: нежилое здание, площадью 1388,5 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5013 434 рублей по состоянию на 27 марта 2015 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером **, считать дату обращения в суд 23 ноября 2018 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня вынесения.

Судья /подпись/

3а-9/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Амазарян Геворг Артюшевич
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Правительство Пермского края
Другие
Арутюнян Масис Самвелович
Администрация МО Карагайского сельского поселения Пермского края
Клименко Елена Владимировна
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее