Решение по делу № 33а-7158/2021 от 13.12.2021

Судья Буян Э.Ф. Дело № 33а-7158/2021

(№ 2а-287/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Соболева В.М.,

судей Колесниковой Д.А., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2021 года в г. Сыктывкаре Республики Коми апелляционную жалобу администрации муниципального района «Корткеросский» на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 26 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Корткеросского района к администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании устранить повреждения асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог.

Заслушав доклад материалов дела судьи Санжаровской Н.Ю., судебная коллегия

установила:

прокурор Корткеросского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Корткеросский» о возложении обязанности в срок до 01 октября 2022 года устранить повреждения асфальтобетонного покрытия в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения: <Адрес обезличен>.

Судом привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району.

Решением Корткеросского районного суда Республики Коми от 26 октября 2021 года административное исковое заявление прокурора Корткеросского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворено.

На администрацию муниципального района «Корткеросский» возложена обязанность в срок до 01 октября 2022 года устранить повреждения асфальтобетонного покрытия путем приведения в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участках автомобильных дорог общего пользования местного значения: <Адрес обезличен>.

В апелляционной жалобе администрация муниципального района «Корткеросский» выражает несогласие с решением суда в части возложения обязанности устранить повреждения асфальтобетонного покрытия по ул. <Адрес обезличен>, ссылаясь на то, что данная автомобильная дорога является грунтовой и не имеет асфальтобетонного покрытия.

До начала рассмотрения дела по существу в Верховный Суд Республики Коми поступило письменное заявление прокурора Корткеросского района ФИО8. об отказе от исковых требований к администрации муниципального района «Корткеросский» в части возложения обязанности устранить повреждения асфальтобетонного покрытия на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. <Адрес обезличен> и прекращении производства по делу в указанной части.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дне, времени и месте судебного заседания в Верховном Суде Республики Коми, не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела и заявление прокурора Корткеросского района об отказе от исковых требований в части, судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 и статье 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае отказа административного истца от иска и принятии данного отказа судом; повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Частями 1 и 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным статьей 157 данного Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

В силу пункта 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу по основаниям, указанным в статье 194 данного Кодекса.

Оценив письменное заявление прокурора Корткеросского района ФИО9. об отказе от административного искового заявления в части требований о возложении обязанности устранить повреждения асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге по <Адрес обезличен>, проверив полномочия прокурора на отказ от административного иска, содержащиеся в письменном заявлении, из которого следует об информированности о последствиях отказа от административного иска и прекращении производства по административному делу, судебная коллегия принимает отказ прокурора от административного иска, поскольку такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.

На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от исковых требований в части решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 26 октября 2021 года в части возложения на администрации муниципального района «Корткеросский» соответствующей обязанности подлежит отмене, а производство по административному делу в указанной части - прекращению.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в оставшейся части.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 июня 2021 года сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на дорогах местного значения, расположенных на территории населенного пункта с. Корткерос, по результатам которой установлено, что в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на асфальтобетонном покрытии проезжей части автомобильной дороги по <Адрес обезличен> имеются дефекты в виде выбоин, отдельные из которых длиной более 15 см, глубиной более 5 см, площадью более 0,06 кв.м, на следующих участках: дом № 1 (длина 60 см, глубина 6,5 см, площадь 0,52 кв.м), дом № 2 (длина 340 см, глубина 7,5 см, площадь 9,52 кв.м; длина 260 см, глубина 7 см, площадь 5,2 кв.м; длина 290 см, глубина 6,5 см, площадь 6,96 кв.м; длина 220 см, глубина 8 см, площадь 4,4 кв.м; длина 340 см, глубина 7,5 см, площадь 9,52 кв.м), дом № 3 (длина 190 см, глубина 6,5 см, площадь 3,23 кв.м), дом № 4 (длина 280 см, глубина 7 см, площадь 6,44 кв.м); дом № 5 (длина 300 см, глубина 6 см, площадь 10,5 кв.м); дом № 5 (длина 180 см, глубина 5,5 см, площадь 2,34 кв.м), дом № 6 (длина 150 см, глубина 6 см, площадь 1,95 кв.м).

Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной проверки и не оспаривались административным ответчиком.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Корткеросского судебного участка Республики Коми от 17 августа 2021 года по административному делу <Номер обезличен> администрация муниципального района «Корткеросский» за указанные нарушения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Также судом установлено, что автомобильная дорога по <Адрес обезличен> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, лицом, ответственным за содержание данной дороги, является администрация муниципального района «Корткеросский».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что неисполнение требований в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права участников дорожного движения, установив, что на момент разрешения спора выявленные нарушения не устранены, суд, руководствуясь положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативными положениями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходил из того, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог местного значения является обязанностью администрации муниципального района «Корткеросский», являющейся лицом, ответственным за содержание дорог местного значения в границах муниципального района «Корткеросский» и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным представленными в дело доказательствами.

Администрацией муниципального района «Корткеросский» факт наличия недостатков, об устранении которых заявлено прокурором, и необходимость их устранения не оспаривался.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно, нормы материального права применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено.

С учетом изложенного, принятое по делу решение в оставшейся части отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ прокурора Корткеросского района от административного искового заявления в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Корткеросский» о возложении обязанности в срок до 01 октября 2022 года устранить повреждения асфальтобетонного покрытия в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения по <Адрес обезличен>.

Решение Корткероссского районного суда Республики Коми от 26 октября 2021 года в части возложения на администрацию муниципального района «Корткеросский» обязанности в срок до 01 октября 2022 года устранить повреждения асфальтобетонного покрытия путем приведения в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участках автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. <Адрес обезличен> отменить, производство по административному делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Корткеросского районого суда Республики Коми от 26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Корткеросский» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.

Апелляционное определение составлено 23 декабря 2021 года.

Председательствующий –

Судьи –

33а-7158/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с прекращением производства
Истцы
Прокурор Корткеросского района
Ответчики
Администрация МО МР Корткеросский
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
20.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021Передано в экспедицию
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее