УИД 10RS0001-01-2021-000756-33
Дело № 2-24/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2022 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Некрасовой А.Н.,
с участием истца Бочкова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бочкова А.Б. к обществу с ограниченной ответственностью «Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия» об обязании выполнить перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Бочков А.Б. обратился в суд с указанным исковым заявлением по следующим основаниям. Он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В полученной им квитанции за март 2021г. от ООО «ЕИРЦ РК» указано количество проживающих в квартире, не соответствующее действительности. В жилом помещении проживает он со своей супругой Б.Т.А., о чем неоднократно ставил в известность ответчика. Однако перерасчет до настоящего времени не сделан, в связи с чем ему причинен моральный вред, поскольку нарушение его прав повлекло нравственные и физические страдания. Просит произвести перерасчет по услуге ТКО с марта 2021г. по настоящее время, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Определением суда от 12.11.2021 в порядке подготовки дела, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено ООО «АВТОСПЕЦТРАНС».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» сменило наименование на ООО «Карельский экологический оператор».
Протокольным определением суда от 11.01.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено ООО «Актив Про».
Истец Бочков А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что вывоз мусора в селе не осуществляется. С заявлениями о том, что иные зарегистрированные лица фактически не проживают в квартире они не обращались.
Представитель ответчика ООО «ЕИРЦ РК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица ООО «Карельский экологический оператор» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представили отзыв на исковое заявление, согласно которому указывают, что 19.02.2018 между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» (с 17.12.2021 ООО «Карельский экологический оператор») заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия, в соответствии с которым ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» является единым оператором по обращению с ТКО на территории Республики Карелия. Для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории Беломорского муниципального района Региональным оператором заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 28.04.2018 с ООО «Управляющая компания САС» на 2018 и от 11.12.2018 с ООО «АктивПро» до 31.12.2022. Обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на АМО «Сумпосадское сельское поселение». С 01.05.2018 региональным оператором ООО «Карельский экологический оператор» были оказаны услуги по приему твердых коммунальных отходов, обеспечен их сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательство. Вывоз ТКО в с.Сумский Посад осуществляется согласно заявкам АМО «Сумпосадское сельское поселение» один-два раза в неделю. На территории с.Сумский Посад осуществляется пакетное транспортирование. За период с 01.05.2018 по 29.12.2021 истец не обращался в ООО «Карельский Экологический оператор» с заявлением о перерасчете за услуги либо по качеству предоставляемой услуги. На основании изложенного, просят отказать в удовлетворении исковых требований, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица ООО «АктивПро» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч.1). Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.11).
В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в "порядке", установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, вступившие в силу с 01.09.2012г. В соответствии с п.63 указанных Правил потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п.67).
Согласно п.40 Правил №354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за: коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении; плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п.44 Правил №354 объем коммунальной услуги, представленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Формулы расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, приведены в Приложении №2 к Правилам №354 (формулы 11,12,13 и 14).
В соответствии с п. 9(1) Приложения № 2 Правил №254 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148.30 Правил по формуле 9.1
Согласно п. 148(34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В соответствии с п. 148(36) Правил №354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), действовавшим в исковой период, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2013 г. N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского поселения относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).
В соответствии с положениями ч.4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закона об отходах производства) органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч.1 ст. 24.6 Закона об отходах производства).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 24.6 Закона об отходах производства).
В силу ч.1 ст. 24.7 Закона об отходах производства региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч.4 ст.. 24.7 Закона об отходах производства).
В соответствии с п.3 раздела II Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно сообщению АМО «Беломорский муниципальный район» от 10.12.2021 соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и ООО «Автоспецтранс», обязательства по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложены на ООО «Автоспецтранс» сроком на 10 лет. На территории муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет ООО «Актив Про».
19.02.2018 между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и ООО «Автоспецтранс» (региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок 10 лет, согласно которому региональный оператор обязался осуществлять деятельность по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В целях реализации вышеуказанных обязательств ООО «Автоспецтранс» заключило ДД.ММ.ГГГГ договор № с ООО «УК- САС», ДД.ММ.ГГГГ – договор № с ООО «АктивПро» на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Республики Карелия, в том числе в Беломорском муниципальном районе – Сумпосадском сельском поселении – с.Сумский Посад (приложение 1). Срок оказания услуг по транспортированию ТКО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.2.2 Договора).
Согласно справке ООО «Карельский экологический оператор» от 31.12.2021 вывоз ТКО в с.Сумский Посад осуществляется пакетное транспортирование согласно заявкам АМО «Сумпосадское сельское поселение» один - два раза в неделю.
Актами оказанных услуг при транспортировании ТКО подтверждается выполнение вышеуказанных услуг жителям <адрес> в период с мая 2018г. по октябрь 2021г.
Из выписки из ЕГРН от 01.12.2021 №, копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Бочков А.Б.
Согласно сведениям о регистрации АМО «Сумпосадское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрированы: Бочков А.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Б.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Б.Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, П.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, З.М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Б.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Б.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из платежного документа за сентябрь 2021 по адресу: <адрес> следует, что ООО «ЕИРЦ РК» начисляет плату за услугу «обращение с ТКО МКД» в размере <данные изъяты> руб. из расчета семи зарегистрированных жильцов.
Истцом представлены справки от 03.09.2021 о прохождении Б.Ю.А. службы в ОМВД России по Гагаринскому району и проживании совместно с ней – П.А.А., З.М.В.; от 20.09.2021 о работе Бочковой А.В. с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, переписка истца с представителем ООО «ЕИРЦ РК» о перерасчете размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с п.91 Правил №354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Согласно п.92 Правил №354 в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).
Принцип состязательности реализуется в процессе доказывания, т.е. установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец зарегистрирован проживанием по адресу: <адрес>., совместно с ним зарегистрированы семь человек. Региональным оператором по обращению с ТКО является ООО «Карельский экологический оператор» (ООО «Автоспецтранс»), с которым заключен агентский договор с ООО «ЕИРЦ РК» на сопровождение расчетов с потребителями. ООО «Карельский экологический оператор» оказывает услуги населению Беломорского района, в том числе с.Сумский Посад по вывозу мусора на возмездной основе, и качество её соответствует обычно предъявляемым требованиям, сбор мусора осуществляется путем пакетного транспортирования. Истец имеет реальную возможность пользоваться этими услугами. Ежемесячно истцу ответчиком на основании агентского договора выставляются счета на оплату услуги «обращение с ТКО» из расчёта зарегистрированных в жилом помещении лиц. Обязанность по оплате указанных счетов законодательно возложена на истца. Доказательств тому, что в доме зарегистрировано меньшее количество жильцов, суду представлено не было, со слов истца в доме проживает два человека, с заявлением о перерасчете, надлежащим образом оформленным, и приложенными документами, в соответствии с п.92 Правил №354, истец к ответчику не обращался, таким образом оснований для перерасчета не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования об обязании ответчика произвести перерасчет подлежат оставлению без удовлетворения.
Истцом также заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. Поскольку данные требования являются производными от исковых требований, которые судом не были удовлетворены, нарушений прав истца в судебном заседании не установлено, то они также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Бочкова А.Б. отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2022 года.