Решение по делу № 2а-3208/2021 от 20.02.2021

Дело №2а-3208/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2021 года г.Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3208/2021 по административному иску Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, Межрайонному отделу судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, указывая на то, что 10.02.2021 г. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Тыва О. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора размере 50 000 рублей с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. Данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства -ИП от 14.10.2020 года об исполнении судебного решения о предоставлении Минтрудом Ч. жилого помещения на условиях договора специализированного найма жилого помещения на территории г. Кызыла Республики Тыва. В соответствии с ч. 3 ст. 8.3 Закона РТ от 26.11.2004 г. № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда. Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели, посредством строительства жилых домов и многоквартирных жилых домов на территории Республики Тыва, приобретения жилых помещений в государственную собственность Республики Тыва, включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда производится Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва. МЗИО осуществляет включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда на основании заявки Минтруда, при принятии решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду МЗИО принимает распоряжение о закреплении жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, на праве оперативного управления за Минтрудом, Минтруд в свою очередь регистрирует право оперативного управления в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, и не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации права на оперативное управление “жилым помещением принимает решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства. Фактически исполнить решение суда возможно после передачи МЗИО жилых помещений Минтруду, т.е. после окончания строительства (приобретения) жилых домов и отнесения их к специализированному жилищному фонду путем передачи в распоряжение Агентства. До настоящего времени МЗИО передал Минтруду жилые помещения из спецжилфонда на праве оперативного управления всего 77 жилых помещения для детей-сирот по г. Кызылу. В связи с невозможностью исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения, Минтруд своевременно давало информации на требования судебного пристава-исполнителя об исполнении судебного решения, тем самым не нарушили требования законодательства. Просят освободить Министерство труда и социальной политики Республики Тыва от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица в силу ст. 47 КАС РФ привлечен судебный пристав-исполнитель О..

Представитель административного истца на судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.

Представители административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, заинтересованное лицо О. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому суд рассматривает дело без их участия.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как видно из материалов дела, судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП России по Республике Тыва О. 10 февраля 2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в рамках исполнительного производства -ИП от 14.10.2020 года, возбужденного на основании исполнительного листа № ФС от 07.10.2020 года с предметом исполнения: обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить Ч. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории <данные изъяты>, общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Как видно из постановления о взыскании исполнительского сбора, в мотивировочной части постановления судебный пристав-исполнитель указывает, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, должником не представлено. Должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Также указывает, что исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника организации 50000 рублей. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника организации.

Вместе с тем, согласно части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном названным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин. Следует исходить из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождения от уплаты этого сбора в полном объеме.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволил суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно, вины должника в неисполнении решения суда не имеется.

Вместе с тем, учитывая, что исполнение решения суда осуществляется в соответствии с установленными законодательством правилами и занимает значительное время, суд полагает возможным удовлетворить административный иск, освободив Министерство труда и социальной политики Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.ст.227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва, Межрайонному отделу судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Министерство труда и социальной политики Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва от 10 февраля 2021 года по исполнительному производству -ИП от 14.10.2020 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено – 29 марта 2021 года (с учетом выходных дней).

Судья Монгуш Р.С.

2а-3208/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Ответчики
Межрайонный отдел судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Тыва Ооржак Аяна Анатольевна
Межрайонный отдел судебных приставов г.Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Тыва
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Монгуш Радмила Совандыевна
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
20.02.2021Регистрация административного искового заявления
20.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2021Судебное заседание
22.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее