Решение по делу № 3а-37/2020 от 16.10.2019

66OS0000-01-2019-000539-09 Дело № 3а-37/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург 18 мая 2020 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Старкова М.В.,

при секретаре Евдокимовой А.Ф.,

с участием представителей:

административного истца – Афониной Жанны Григорьевны,

административного ответчика – Бычина Андрея Валерьевича,

заинтересованного лица – Головановой Татьяны Андреевны,

прокурора Войновой Ольги Анатольевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТБО «Экосервис» является победителем конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Свердловской области по административно-производственному объединению – 2 (Западное).

05 декабря 2018 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК Свердловской области) принято постановление № 200-ПК «Об установлении региональным операторам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019 – 2021 годы» (далее – постановление № 200-ПК; т. 1 л.д. 89).

Приложением № 1 к постановлению № 200-ПК установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2019 – 2021 годы (далее – Долгосрочные параметры регулирования).

Приложением № 2 к постановлению № 200-ПК для региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами установлены долгосрочные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Единый тариф). Единые тарифы установлены с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования на период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно с календарной разбивкой.

Постановлениями РЭК Свердловской области от 14 марта 2019 года № 21-ПК, от 21 мая 2019 года № 44-ПК, от 28 августа 2019 года № 91-ПК, от 18 декабря 2019 года № 254-ПК в постановление № 200-ПК вносились изменения, создавшие действующую редакцию нормативного правового акта.

Все перечисленные постановления РЭК Свердловской области являются нормативными правовыми актами. Они в установленном порядке опубликованы и размещены на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).

Основанием для принятия постановления от 14 марта 2019 года № 21-ПК (т. 1 л.д. 81) послужило исполнение административным ответчиком нормативного правового акта, изданного Правительством Российской Федерации в целях уменьшения нагрузки по оплате потребителями услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в рамках Единого тарифа. Правительство Российской Федерации, снизило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, РЭК Свердловской области внесла соответствующие изменения в постановление № 200-ПК, снизив неподконтрольные расходы, и уменьшив тем самым размер Единого тарифа.

Принятое постановление РЭК Свердловской области от 21 мая 2019 года № 44-ПК не затрагивало административного истца, поскольку было принято органом тарифного регулирования в отношении иного регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Относительно обстоятельств издания постановления РЭК Свердловской области от 28 августа 2019 года № 91-ПК, вступившего в силу с 01 сентября 2019 года, то оно принималось административным ответчиком только лишь на основании и во исполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы от 16 июля 2019 года № СП/60587/19. В результате его принятия, как видно из содержания его пунктов 1 и 2, в постановление № 200-ПК внесены изменения, которые касаются административного истца.

Постановлением от 28 августа 2019 года № 91-ПК (т. 1 л.д. 75) для ООО «ТБО «Экосервис» снижен базовый уровень операционных расходов – с 643107, 7 тыс. руб. до 441592, 57 тыс. руб.; значение Единого тарифа в строке 21 приложения № 2 к постановлению № 200-ПК также уменьшено; размер Единого тарифа с 01 сентября 2019 года установлен в размере 489 руб. 61 коп./ м3 (с учётом НДС), вместо 705 руб. 66 коп. (т. 1 л.д. 82).

Постановлением РЭК Свердловской области от 18 декабря 2019 года № 254-ПК «О внесении изменений в отдельные Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами» (далее – постановление № 254-ПК) с 01 января 2020 года в новой редакции (оформленной в виде приложения к постановлению № 254-ПК) изложены долгосрочные тарифы региональных операторов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на 2019 – 2021 годы.

Для ООО «ТБО «Экосервис» Единый тариф установлен в размерах:

– на 2019 год – 489 руб. 61 коп./ м3 (с учётом НДС);

– с 01 января 2020 года – 489 руб. 61 коп./ м3 (с учётом НДС);

– с 01 июля 2020 года – 494 руб. 15 коп./ м3 (с учётом НДС).

ООО «ТБО «Экосервис» обратилось 16 октября 2019 года в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Полагая нарушенными свои права и законные интересы, административный истец, изменив 20 марта 2020 года и уточнив свои требования, просит признать недействующими постановления РЭК Свердловской области:

– от 28 августа 2019 года № 91-ПК в части снижения базового уровня операционных расходов – с 643107, 7 тыс. руб. до 441592, 57 тыс. руб.;

– от 18 декабря 2020 года № 254-ПК в части установления для административного истца размеров Единого тарифа на 2019 и 2020 год.

В судебном заседании представитель ООО «ТБО «Экосервис» заявленные требования поддержал, настаивал на признании недействующими в оспариваемой части названных нормативных правовых актов по доводам и основаниям, которые приведены в административном исковом заявлении.

РЭК Свердловской области заявленные требования не признала, указав, что в сложившейся ситуации орган регулирования обязан был исполнить предписание Федеральной антимонопольной службы от 16 июля 2019 года, а также соблюсти условие о недопустимости превышения тарифа первого полугодия относительно второго полугодия предшествовавшего периода.

Федеральная антимонопольная служба России (заинтересованное лицо), участвуя в судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи, требования административного истца не признала; просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетелей, а также заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что требования административного иска подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объёме. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;

б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года № 1067-УГ, установлено, что РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен. РЭК Свердловской утверждает области предельные тарифы в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункты 1 и 13 Положения). Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для определения основных направлений деятельности в области регулирования цен и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган – Правление Комиссии, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями РЭК Свердловской области.

Как установлено в статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон) утверждение предельных тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Статьи 248 и 249 названного Федерального закона устанавливают, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами подлежит регулированию, которое осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов).

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года № 1638/16 утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (Методические указания, на момент принятия 05 декабря 2018 года постановления № 200-ПК применялись в своей первоначальной редакции, которая действовала до 15 декабря 2018 года).

По общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее двенадцати месяцев и в течение этого срока не пересматриваются. Однако, в силу положений подпункта «и» пункта 4 Правил регулирования тарифов условие о не пересмотре тарифов не распространяется в случае принятия органом регулирования решения, по исполнению предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

Тождественная норма, допускающая пересмотр долгосрочных параметров регулирования тарифов, содержится в пункте 21 Основ ценообразования.

Тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов. Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности (пункты 2, 16 и 18 Основ ценообразования).

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 44 Основ ценообразования; формула 1 в пункте 29 Методических указаний).

В свою очередь, текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов (пункт 46 Основ ценообразования и формула 2 в пункте 29 Методических указаний).

Предусмотрено, что уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является «базовым уровнем операционных расходов» и относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов при установлении тарифов с использованием метода индексации (пункты 2 и 56 Основ ценообразования).

Непосредственно операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле 3 (пункт 30 Методических указаний). При этом, для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 31 Методических указаний.

Как установлено пунктом 48 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на энергетические ресурсы), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определённые в соответствии с пунктами 14, 15, 30-33, 40-43 Основ ценообразования.

При этом, в силу пункта 47 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются в соответствии с методическими указаниями на каждый год долгосрочного периода регулирования путём индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определённый в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, и индекс эффективности операционных расходов.

Из анализа изложенных положений Основ ценообразования следует, что «базовый уровень операционных расходов» является одной из фундаментальных величин; первоначально установленное цифровое значение базового уровня операционных расходов используется с применением индексации для каждого года долгосрочного периода регулирования.

Базовый уровень операционных расходов для ООО «ТБО «Экосервис» на 2019 год (на первый год долгосрочного периода регулирования) изначально устанавливался в размере 643107, 7 тыс. руб. (приложение № 1 к постановлению № 200-ПК; т. 1 л.д. 90). Применительно к рассматриваемому делу это означает, что именно этот размер «базового уровня операционных расходов» (как один из долгосрочных параметров регулирования) планировался и предполагался для ежегодного использования и применения путём соответствующей индексации в отношении каждого последующего года долгосрочного периода регулирования.

Ранее, 16 апреля 2019 года ООО «ТБО «Экосервис» обращалось в Свердловский областной суд с административным иском, оспаривая в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размер Единого тарифа, установленный постановлением № 200-ПК (в редакции, постановления от 14 марта 2019 года № 21-ПК).

Вступившим в законную силу 17 сентября 2019 года решением Свердловского областного суда от 24 июля 2019 года по административному делу № 3а-289/2019 разрешены требования административного искового заявления ООО «ТБО «Экосервис» о признании недействующим постановления № 200-ПК в части. Судом принято решение оставить без удовлетворения требования ООО «ТБО «Экосервис», просившего признать недействующим Единый тариф, установленный региональному оператору в строке 21 приложения № 2 к постановлению № 200-ПК (в редакции, постановления РЭК Свердловской области от 14 марта 2019 года № 21-ПК, которая действовала с 01 апреля 2019 года до 01 сентября 2019 года).

Следует отметить, что, обратившись первоначально в суд, ООО «ТБО «Экосервис» утверждало о необоснованном снижении заявленных размеров производственных, административных и сбытовых расходов. Эти три перечисленных вида расходов входят в состав операционных расходов, и, в свою очередь, являются одной из составляющих частей текущих расходов, величина которых использовалась при расчёте необходимой валовой выручки.

Помимо сбытовых расходов, ООО «ТБО «Экосервис» также оспаривало уменьшенные и (или) полностью исключённые органом регулирования расходы в составе производственных и административных расходов:

– на приобретение сырья и материалов (на приобретение пакетов);

– на транспортировку твёрдых коммунальных отходов;

– на оплату труда основного персонала; отчисления на социальные нужды;

– на услуги по информационно-расчётному обслуживанию потребителей;

– на арендную плату и коммунальные платежи (в составах и производственных, и административных расходов);

Таким образом, в результате рассмотрения административного дела № 3а-289/2019 в порядке судебного контроля была проверена экономическая обоснованность размера Единого тарифа, установленного для ООО «ТБО «Экосервис» постановлением № 200-ПК (в редакции, постановления РЭК Свердловской области от 14 марта 2019 года № 21-ПК).

Это означает, что состоявшийся судебный акт по административному делу № 3а-289/2019 имеет в рассматриваемом деле преюдициальное значение, причём преюдициальное значение ранее рассмотренного дела имеется не только в отношении цифрового значения Единого тарифа, но и в отношении такого неразрывно связанного с Единым тарифом параметра как «базовый уровень операционных расходов». При этом, несмотря на то, что ООО «ТБО «Экосервис» были заявлены требования только в части исключения (отклонения) заявленных ими сумм и не оспаривалась экономическая обоснованность включённой части расходов, об обратном утверждать невозможно. В ранее вынесенном судебном акте сделан вывод о не противоречии оспаривавшегося Единого тарифа требованиям и положениям федерального законодательства в сфере тарифного регулирования, что, в свою очередь, указывает на обоснованность расчётов, произведённых тарифным органом, в том числе, и в отношении базового уровня операционных расходов, без проверки которого невозможна проверка Единого тарифа.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Тождественные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределённого круга лиц при рассмотрении других дел.

В этот же период времени (несмотря на изложенное правовое регулирование, игнорируя рассматривавшееся судом административное дело № 3а-289/2019), по результатам проводившейся внеплановой выездной проверки, ФАС России (которая также входила в состав лиц, участвовавших в рассмотрении вышеназванного административного дела) выдаёт тарифному органу предписание от 16 июля 2019 года № СП/60587/19; РЭК Свердловской области предписано устранить нарушения, допущенные при установлении Единого тарифа на 2019 год для ООО «ТБО «Экосервис» в постановлении № 200-ПК; исключить из состава необходимой валовой выручки 2019 года, по мотиву их экономической необоснованности:

– расходы по статье «транспортировка твёрдых коммунальных отходов» в сумме 126184,11 тыс. руб.;

– расходы по статье «Амортизация» в размере 2737,67 тыс. руб.;

– расходы на приобретение пакетов в размере 61618,43 тыс. руб.;

– расходы на услуги по доставке договоров по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 103,55 тыс. руб.;

– расходы на услуги по информационно-расчётному обслуживанию потребителей физических и юридических лиц за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 8263,94 тыс. руб.;

– расходы по расчётной предпринимательской прибыли в размере 5128,69 тыс. руб.

– административные расходы в размере 5345,12 тыс. руб.;

Кроме того, в срок до 01 сентября 2019 года РЭК Свердловской области предписано установить необходимую валовую выручку на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для ООО «ТБО «Экосервис» 2019 года на уровне 470274, 34 тыс. руб. (со снижением на 209381,51тыс. руб.); принять и ввести в действие решение о пересмотре Долгосрочных параметров регулирования (базового уровня операционных расходов) и Единого тарифа для ООО «ТБО «Экосервис».

Само по себе предоставленное ФАС России право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами не исключает необходимости соблюдения данным правоприменителем безусловных требований федерального законодательства об обязательности судебных постановлений.

Однако, выдавая 16 июля 2019 года предписание, и заведомо зная о рассмотрении административного дела в суде, ФАС России, демонстрируя безразличие к этому обстоятельству, тем самым, обозначила свой крайне обособленный и формальный подход, несмотря на то, что имела все возможности участвовать в рассматривавшемся на тот момент времени судопроизводстве.

Такое предписание, выданное 16 июля 2019 года (то есть, всего за несколько дней до принятия судебного акта), по своей сути, и, несмотря на то, что в тот период времени судебный акт ещё не был вынесен, на текущий момент времени расценивается судом исключительно как игнорирование правила о приоритетности судебного акта. Никакой иной оценки в сложившейся ситуации сделать не представляется возможным.

В силу прямых норм, исключающих возможность иного толкования, решение суда, безусловно, и во всех случаях, имеет приоритет и большую силу, большее значение, в его сравнении с любыми предписаниями ФАС России.

Суд приходит к выводу и считает, что такое положение, которое возникло исключительно в результате и по причине действий (бездействия) ФАС России, не согласуется и не соотноситься с конституционным правом на судебную защиту, в качестве неотъемлемого элемента которого предполагается приоритет и обязательность судебных актов.

Более того, анализируя и сравнивая полномочия органа тарифного регулирования по осуществлению государственного регулирования тарифов и ФАС России в рамках государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), суд приходит к выводу, что ФАС России не имеет права в своих предписаниях определять и устанавливать конкретный размер необходимой валовой выручки.

В этой ситуации происходит явная и очевидная подмена полномочий органа тарифного регулирования. Установив путём уменьшения необходимую валовую выручку в конкретном размере (и фактически изменив тем самым «базовый уровень операционных расходов») ФАС России, таким образом, фактически сама, вместо органа тарифного регулирования, установила региональному оператору один из Долгосрочных параметров регулирования («базовый уровень операционных расходов»).

28 августа 2019 года, не имея возможности не исполнить предписание ФАС России, РЭК Свердловской области осуществляет пересмотр собственного тарифного решения. При этом, на тот момент времени законность и обоснованность тарифного решения – постановления № 200-ПК (в редакции от 14 марта 2019 года № 21-ПК) уже подтверждена судебным актом, в части состава затрат, оценённых в этом судебном акте. Осуществляемое в такой ситуации тарифное регулирование (вынужденное по своей сути в силу вынесенного предписания), по мнению суда, не соответствует принципу правовой определённости, предполагающему стабильность и гарантирующему справедливое правовое регулирование. В условиях сложившейся и созданной ФАС России юридической неопределённости, объективно возникли риски для имущественных прав участников (в том числе, потребителей) рассматривавшихся правоотношений. Такая правовая неопределённость никоим образом не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений, составляющими ядро принципа правовой определённости, имеющего универсальное значение в отношениях государства и индивида.

В результате РЭК Свердловской области принимается постановление № 91-ПК, которым вносятся соответствующие изменения в постановление № 200-ПК. Для ООО «ТБО «Экосервис», в результате исполнения РЭК Свердловской области предписания ФАС России, происходит изменение (снижение) базового уровня операционных расходов до 470274, 34 тыс. руб. и Единого тарифа до 489 руб. 61 коп./ м3 (с учётом НДС).

Проверяя соблюдение требований перечисленных в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что постановление № 91-ПК принято уполномоченным органом, в надлежащей форме при соблюдении установленной процедуры; нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке и введён в действие. Поводов и основание для иных утверждений не установлено; административный истец, и заинтересованное лицо на несоблюдение перечисленных условий также не ссылались.

Что же касается вопроса соответствия оспариваемой части постановления № 91-ПК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд приходит к следующим выводам. Основы ценообразования и Методические указания предусматривают, что размер тарифа должен компенсировать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности. Экономическая обоснованность Единого тарифа, установленного для ООО «ТБО «Экосервис» на основании базового уровня операционных расходов в постановлении № 200-ПК (в редакции от 14 марта 2019 года № 21-ПК), была проверена в рамках судебного контроля. При наличии вступившего в законную силу судебного акта по делу № 3а-289/2019, которым проверена законность тарифного решения (в том числе и базового уровня операционных расходов), снижение базового уровня операционных расходов с 643107, 7 тыс. руб. до 441592, 57 тыс. руб. не соответствовало Основам ценообразования и Методическим указаниям. Снижение базового уровня операционных расходов с 643107, 7 тыс. руб. до 441592, 57 тыс. руб. привело к неправомерному снижению размера Единого тарифа, нарушив тем самым права и законные интересы регионального оператора.

По результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Установленное несоответствие постановления № 91-ПК (в части снижения базового уровня операционных расходов с 643107, 7 тыс. руб. до 441592, 57 тыс. руб.) вышеизложенным положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, является основанием для удовлетворения заявленных требований в этой части.

Постановление РЭК Свердловской области от 28 августа 2019 года № 91-ПК в части снижения базового уровня операционных расходов – с 643107, 7 тыс. руб. до 441592, 57 тыс. руб., с момента вступления решения суда в законную силу, подлежит признанию недействующим.

В отношении второго нормативного правового акта, о признании которого недействующим в части просит административный истец – строка 21 приложения к постановлению от 18 декабря 2020 года № 254-ПК, в части установления для ООО «ТБО «Экосервис» размеров Единого тарифа на 2019 и 2020 год, суд приходит к следующему.

Базовый уровень операционных расходов – это уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). Первым годом долгосрочного периода регулирования в данном случае являлся 2019 год.

Как уже было изложено ранее судом, операционные расходы также определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путём индексации установленного базового уровня операционных расходов (пункт 45 Основ ценообразования). Проиндексированное в соответствии с формулой 3 пункта 30 Методических указаний значение изначально установленного базового уровня операционных расходов (долгосрочного параметре регулирования) используется для ежегодного определения размера необходимой валовой выручки, значение которой используется непосредственно для установления размера Единого тарифа.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений (пункт 57 Основ ценообразования).

Изложенное не вызывает никаких сомнений у суда и означает, что необоснованно сниженный административным ответчиком уровень операционных расходов регионального оператора, установленный принятием постановления № 91-ПК на уровне 441592, 57 тыс. руб. (вместо 643107, 7 тыс. руб.) непосредственно участвует в расчёте Единого тарифа при его ежегодной корректировке, влияя на его размер.

30 августа 2019 года (входящий № 7929) ООО «ТБО «Экосервис» обратилось в РЭК Свердловской области с просьбой о корректировке Единого тарифа на 2020 год. 09 сентября 2019 года (входящий № 8197) ООО «ТБО «Экосервис» представило дополнительные документы.

13 сентября 2019 года РЭК Свердловской области уведомила регионального оператора о необходимости представить ряд не представленных документов, которые представлены ООО «ТБО «Экосервис» в орган тарифного регулирования 25 сентября 2019 года (входящий № 8614).

На следующий день, 26 сентября 2019 года РЭК Свердловской области известил ООО «ТБО «Экосервис» об открытии дела о корректировке тарифа. После этого, 10 декабря 2019 года (входящий № 11329) и 16 декабря 2019 года (входящий № 11469) ООО «ТБО «Экосервис» дважды направляло уточнения по расчёту Единого тарифа на 2020 год. В окончательном расчёте Единого тарифа региональный оператор проиндексировал размер операционных расходов до 466586, 51 тыс. руб., а размер необходимой валовой выручки составил 547846, 73 тыс. руб.

Исходя из объёма твёрдых коммунальных отходов в количестве 1291,74 тыс.м3, на основании своего расчёта, региональный оператор предлагал установить Единый тариф на уровне 424 руб. 12 коп. /м3 (без учёта НДС).

РЭК Свердловской области, согласилась с запланированным объёмом (1291,74 тыс.м3/год), но скорректировала размер необходимой валовой выручки (547846, 73 тыс. руб.), использованный для расчёта Единого тарифа, уменьшив её значение до 529481, 55 тыс. руб. (снижение 18365, 18 тыс.руб.). В результате проведения РЭК Свердловской области экспертизы поступившего предложения, и на основании подготовленного органом регулирования экспертного заключения, 18 декабря 2019 года на заседании Правления Комиссии, с участием представителя ООО «ТБО «Экосервис», рассмотрен вопрос о внесении изменений в Единый тариф данного регионального оператора (приложение № 2 к постановлению № 200-ПК). Наглядный расчёт Единого тарифа в виде таблицы, который одновременно отображает и расчёт (суммы), предлагавшиеся ООО «ТБО «Экосервис», и суммы, учтённые РЭК Свердловской области, оформлен в виде приложения к заключению об обоснованности Единого тарифа, а также воспроизведён в протоколе заседания.

Представитель ООО «ТБО «Экосервис», принимавший участие в заседании Правления Комиссии ознакомилась с изменениями, внесёнными РЭК Свердловской области, и не возражала против этих изменений, о чём также указала при рассмотрении административного дела в суде.

Принятое Правлением Комиссии решение оформлено нормативным правовым актом – постановлением № 254-ПК от 18 декабря 2019 года, которое опубликовано и размещено на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).

Проверяя соблюдение требований перечисленных в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что постановление № 254-ПК принято уполномоченным органом, в надлежащей форме при соблюдении установленной процедуры; нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке и введён в действие. Поводов и основание для иных утверждений не установлено; административный истец, и заинтересованное лицо на несоблюдение перечисленных условий также не ссылались.

Как видно из расчётов, которые осуществляла РЭК Свердловской области, размер операционных расходов, неправомерно сниженный в результате вынужденного исполнения предписания ФАС России, до размера 441592, 57 тыс. руб. проиндексирован органом тарифного регулирования и составил 450291, 95 тыс. руб. (441592, 57 тыс.руб. * 0,99) * 103 %

Такой расчёт полностью соответствует формуле 3 пункта 30 Методических указаний; этот расчёт проверен судом, и математически он является правильным. Однако, ранее суд пришёл к выводу, что произошедшее в результате исполнения тарифным органом предписания ФАС России и последующего принятия постановления № 91-ПК снижение базового уровня операционных расходов (Долгосрочного параметра регулирования) не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Поэтому и расчёт с установлением (корректировкой) Единого тарифа на основе необоснованно заниженного базового уровня операционных расходов, повлекший, в свою очередь, принятие постановления № 254-ПК, также не может быть признан правильным, экономически обоснованным, а потому его тоже необходимо признать недействующим в оспариваемой административным истцом части.

При этом, необходимо отметить, что РЭК Свердловской области, при принятии постановления № 254-ПК соблюдено требование пункта 7 Основ ценообразования и тождественной нормы пункта 8 Методических указаний. В этих нормах содержится предписание, что Единый тариф устанавливается исходя из непревышения величины указанного тарифа без учёта налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующего тарифа без учёта налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Если разделить полученные величины необходимой валовой выручки и годового объёма твёрдых коммунальных отходов, то размер Единого тарифа при таком расчёте должен был бы составить 409 руб. 90 коп. / м3 (без учёта НДС), или 491 руб. 88 коп. /м3 (с учётом НДС). Между тем, поскольку по состоянию на 31 декабря 2019 года размер этого Единого тарифа для регионального оператора равнялся (по причине снижения базового уровня операционных расходов) 408 руб. 01 коп. / м3 (без учёта НДС), а это с учётом НДС равно 489 руб. 61 коп./ м3, то и на первое полугодие 2020 года Единый тариф для ООО «ТБО «Экосервис» утверждён равным 408 руб. 01 коп. / м3 (без учёта НДС) или 489 руб. 61 коп./ м3 (с учётом НДС), с переносом остатка (разницы) Единого тарифа на второе полугодие 2020 года.

То есть, с точки зрения соблюдения РЭК Свердловской области предписаний Основ ценообразования и Методических указаний, суд приходит к выводу, что, принимая постановление № 254-ПК и внося изменения в постановление № 200-ПК, орган тарифного регулирования действовал в точном соответствии с предписаниями названных нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования, имеющих большую юридическую силу.

Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела, судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд считает, что постановления № 91-ПК и № 254-ПК в их оспариваемых частях нарушают право административного истца как регионального оператора на установление Долгосрочных параметров регулирования и Единого тарифа в экономически обоснованных размерах. Суд, на основании вышеизложенного, делает вывод, что оспариваемые нормы постановлений РЭК Свердловской области № 91-ПК и № 254-ПК противоречат требованиям и положениям федерального законодательства в сфере тарифного регулирования. Поэтому требования ООО «ТБО «Экосервис» о признании нормативных правовых актов в части недействующими подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативных правовых актов следует признать недействующими, суд исходит из того, что нормативные правовые акты применялись; на их основании осуществлялись взаимоотношения в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Поэтому суд считает возможным признать оспариваемые нормы недействующими только со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на распределение судебных расходов; на опубликование в официальном печатном издании сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункты 2 и 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 августа 2019 года № 91-ПК «О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05 декабря 2018 года № 200-ПК «Об установлении региональным операторам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования для формирования единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, с использованием метода индексации установленных тарифов и долгосрочных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям Свердловской области, с использованием метода индексации установленных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, на 2019 – 2021 годы» в части снижения обществу с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» базового уровня операционных расходов – с 643107, 7 тыс. руб. до 441592, 57 тыс. руб.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда строку 21 приложения к постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 декабря 2019 № 254-ПК «О внесении изменений в отдельные Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами» в части установленного для общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» Единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на 2019 и на 2020 годы.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в «Областной газете».

Взыскать с Региональной энергетической комиссии Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия.

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2020 года.

Судья

М.В. Старков

3а-37/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис»
Ответчики
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Другие
Федеральная антимонопольная служба
Афонина Жанна Григорьевна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Старков Максим Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
16.10.2019Регистрация административного искового заявления
17.10.2019Передача материалов судье
21.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.12.2019Предварительное судебное заседание
24.12.2019Предварительное судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
17.04.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2020Дело оформлено
28.09.2020Дело передано в архив
18.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее