РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2023 г. адрес
Пресненский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №
2а-277/2023 по административному исковому заявлению Сарыниной Ирины Геннадьевны к Департаменту городского имущества адрес, Правительству Москвы, о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, об обязании сформировать земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
фио обратилась в суд с административным иском к Департаменту городского имущества адрес (далее - Департамент), Правительству Москвы о признании незаконным отказ в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: адрес, обязании сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого помещения № 36 по адресу адрес.
28.10.2021 в адрес Департамента заявителем направлен запрос на предоставление государственной услуги «Согласование межевого плана границ земельного участка».
На заявление был получен отказ Департамента городского имущества адрес от 03.11.2021г. № 3305-106288/21-(0)-1, который мотивирован тем, что границы формируемого земельного участка не соответствуют Проекту межевания территории адрес, ограниченного проездом 475, проездом 3557 (адрес) за № 05.05.678.2013, утвержденному распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29.07.2015г. № 11820.
Административный истец считает решение Департамента незаконным, поскольку реализация прав собственника не может зависеть от утвержденного Проекта межевания территорий, вступающего в противоречие с действующим законодательством.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебное заседание явилась, заявленный требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила суд в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковые требования.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Аналогичная норма была предусмотрена статьей 249 ГПК РФ.
Согласно положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес», Департамент осуществляет полномочия в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности адрес и земельными участками, находящимися на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу действия п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации вышеуказанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП (далее - Постановление № 199-ПП) утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом.
Постановление № 199-ПП имеет статус нормативного-правового акта, ввиду чего при предоставлении государственных услуг в сфере земельно-правовых отношений Департамент, а также лица, обращающиеся за получением государственных услуг, обязаны руководствоваться данным документом и не пренебрегать положениями последнего.
Согласно указанному Административному регламенту с 01.08.2015 прием запросов на предоставление государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на адрес, осуществляется только в электронной форме с использованием Официального сайта Мэра Москвы в разделе «Услуги и сервисы» https://www.mos.ru/services. Услуга предоставляется только зарегистрированным пользователям после получения индивидуального кода доступа к подсистеме «личный кабинет».
Юридические лица для получения индивидуального кода доступа к официальному сайту используют электронную подпись, соответствующую требованиям, установленным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».
Предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам по письменным обращениям произвольной формы, а также прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на адрес, на бумажном носителе, законом не предусмотрено. Заявление на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению к Административному регламенту, (п.п. 1.5., 2.4.3.2, 2.4.5, 2.5.1.1 Административного регламента)
Указанные положения являются общим стандартом предоставления государственных услуг адрес.
В судебном заседании установлено, что 28.10.2021 в адрес Департамента от представителя административного истца через раздел «Услуги и сервисы» сайта Мэра Москвы https://www.mos.ru/services поступил запрос на предоставление государственной услуги «Согласование межевого плана границ земельного участка». С заявлением о предоставлении государственной услуги представлен межевой план с координатами границ предлагаемого к образованию земельного участка под многоквартирным домом.
Административный регламент предоставления государственной услуги «Согласование межевого плана границ земельного участка» (далее - Административный регламент) утвержден в Приложении № 2 к Постановлению № 199-ПП.
В соответствии с п. 2.10.1.2. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативно-правовыми актами адрес.
Между тем, на основании пп. 3 п. 1 ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как разъяснено в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 41 адрес кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в т.ч. выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 ГрК РФ, подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:
1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков:
2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ:
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Таким образом, границы земельных участков под многоквартирными домами устанавливаются в соответствии с утвержденными проектами межевания территории.
В соответствии с положениями ст. 12 Закона адрес от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в адрес» (далее - Закон № 48), ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре к недвижимости» следует, что земельный участок, как объект недвижимости, считается сформированным на основании проекта межевания территории с момента государственного кадастрового учета земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде его разрешенного использования - эксплуатация многоквартирного дома.
С учетом изложенного, в силу закона земельный участок под многоквартирным домом, как объект гражданских правоотношений, формируется на основании проекта межевания территории и считается сформированным с момента постановки его на кадастровый учет с соответствующим видом разрешенного использования.
Распоряжением Департамента от 29.07.2015 № 11820 утвержден Проект межевания территории адрес, ограниченного проездом 475, проездом 3557 (адрес), в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:33.
Данным проектом определен участок № 19 на плане межевания площадью 4,6 га для целей реализации инвестиционного проекта по адресу: адрес, утверждены границы земельного участка.
Согласно карте градостроительного зонирования «Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (адрес) книги 7 территориальной части Правил землепользования и застройки адрес, земельный участок в сформированных границах входит в территориальную зону с основными видами разрешенного использования, касающимися размещения объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, спорта, досуга, медицинских услуг и т.д. В графе иные показатели указана общая площадь объекта планируемого строительства - 390600 кв.м, а также содержатся сведения о планируемом сносе существующих объектов, расположенных за земельном участке.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:33. расположенный по адресу: адрес. адрес. сформирован и постановлен на государственный кадастровый учет в оспариваемых границах в установленном порядке и предназначен для реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции и застройке, с проведением сноса существующих жилых домов и их расселения.
При этом, утвержденный Распоряжением Департамента от 29.07.2015 № 11820 проект межевания территории квартала, в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером 77:05:0001010:33, не предусматривает отдельного земельного участка под многоквартирным домом по адресу: адрес.
До настоящего времени ни один из приведенных правовых актов, послуживших основанием для формирования участка в существующих границах и отражающих сведения о нем, не был оспорен или признан недействительным, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На территории адрес указанные полномочия по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами отнесены к компетенции Департамента.
Указанные полномочия реализуются Департаментом в соответствии с Порядком проведения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами (далее - Порядок), утвержденным Приказом Департамента от 29.01.2020 № 7.
Между тем, фио не обращалась в Департамент с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом, а также за внесением изменений в действующий проект межевания территории квартала.
В свою очередь по смыслу ч. 3 и 4 ст. 16 Закона № 189-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком, который определен по проекту межевания территории, в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, поскольку представленный заявителем межевой план и подготовленная схема земельного участка не соответствовали схеме, утвержденной Распоряжением Департамента от 29.07.2015 № 11820, правовых оснований для предоставления испрашиваемой государственной услуги не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановлении пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Таким образом, поскольку оспариваемый отказ Департамента в предоставлении государственной услуги направлен в адрес заявителя 03.11.2021, а исковое заявление, было подано в суд 12.05.2022, то срок на подачу административного иска Сарыниной И.Г. пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
При указанных обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые решения приняты административными ответчиками без нарушения положений действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.03.2023