Решение по делу № 3а-46/2020 от 30.07.2020

Дело <.......>а-46/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                          04 августа 2020 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ревякина А.В.,

с участием прокурора Севрюгина К.В.

при секретаре Константиновой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанова А.К. об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17 от 20 июля 2020 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Тюменской областной Думы по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанову А.К.», решения Избирательной комиссии Тюменской области от 27.07.2020 года <.......> «О жалобе кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанова А.К. (от 23.07.2020 г., вх. <.......>)»,

у с т а н о в и л:

Кандидат в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанов А.К. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17, Избирательной комиссии Тюменской области, о признании незаконными проверки подписей избирателей, протокола об итогах проверки подписных листов от 17 июля 2020 года, решения от 20 июля 2020 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Тюменской областной Думы по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанову Александру Киприяновичу» и решения Избирательной комиссии Тюменской области от 27.07.2020 года <.......> «О жалобе кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанова А.К. (от 23.07.2020 г., вх. <.......>)». Требования мотивированы тем, что окружная избирательная комиссия Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 17 своим решением № 17 от 20 июля 2020 г., отказала Черепанову А.К., в регистрации в качестве кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному г. Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 на дополнительных выборах депутата Тюменской областной Думы шестого созыва в связи с выявлением 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, а также недостаточного количества подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Ранее 17 июля 2020 года окружная избирательная комиссия составила протокол об итогах проверки подписных листов с подписями, собранными в поддержку выдвижения Черепанова А.К. на дополнительных выборах депутата Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному г. Тюмени одномандатному избирательному округу № 17. На основании этого протокола 700 подписей признаны недействительными, в том числе 386 подписей признаны недействительными на основании пункта «в» части 9 статьи 41 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области. Полагает, что окружная комиссия предпринимала меры по скрытию от Черепанова А.К. даты и времени проведения проверки подписных листов. Указывает, что при проверке подписных листов в помещении избирательной комиссии 17 июля 2020 года члены комиссии сообщили кандидату, что уже проводилась проверка по системе ГАС «Выборы» и УФМС. Заместитель председателя ОИК Прокопьев Д.В. подтвердил, что проверка проводилась ранее с 10 по 16 июля 2020 года без присутствия административного истца. Указывает, что в системе ГАС «Выборы» уже заложено 7-8% ошибочной информации о персональных данных избирателей по Центральному г. Тюмени одномандатному избирательному округу № 17, поскольку в ГАС «Выборы» изменения внесены по состоянию на 01.01.2020 года, а в регистре избирателей, в большинстве участковых избирательных комиссий числятся умершие более десяти лет и жильцы давно снесённых домов. Указывает, что в нарушение закона о персональных данных, проведена незаконная оцифровка подписных листов, допущена незаконная утечка за пределы избирательной комиссии сведений о персональных данных избирателей Центрального АО г. Тюмени, поставивших свои подписи в поддержку административного истца. Указывает, что комиссией ему не выдан документ, содержащий сведения о том, на основании чего 386 подписей признаны недействительными, протокол по итогам проверки, копия решения об отказе в регистрации ведомостей проверки с указанием номера папки, подписного листа, строки в подписном листе, копия официального документа - справка УФМС. Указывает, что начальником УМВД по Тюменской области должен быть вынесен приказ, закрепляющий функции и ответственность специалистов МВД при проверке подписных листов и их откомандирование в избирком, однако указанный приказ отсутствует. Утверждает, что наличие факта оцифровки данных в подписных листах свидетельствует о том, что введены ошибки и изменения (искажения) персональных данных подписавшихся за кандидата в депутаты, следовательно, нарушение правил оборота информации подписных листов привело к созданию и проверке вторичной информации, что исключает возможность считать результаты проверки подписных листов УФМС достоверными. Окружная избирательная комиссия в решении об отказе в регистрации ссылается не на те подпункт и пункт статьи 38 Федерального закона. Полагает, что Избирательная комиссия умышленно воспрепятствовала Черепанову А.К. в сборе подписей, чем лишила его гарантированного Конституцией Российской Федерации права избирать и быть избранным, лишила избирателей Центрального АО г. Тюмени права избирать того кандидата, которого они хотят избрать.

Административный истец кандидат в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанов А.К. в судебном заседании на заявленных административных исковых требованиях настаивал в полном объеме, дополнительно указав, что при проведении проверки подписных листов в таблице сведений, содержащихся в подписных листах, административным ответчиком были допущены искажения. А именно: строка 5 таблицы и папка 1 лист 6 строка 4: в таблице не указана улица, в подписном же листе улица указана; строка 6 таблицы и папка 1 лист 6 строка 5, в таблице указан неправильный номер паспорта и неполный адрес, не указана улица; строка 26 и папка 1 лист 15 строка 1, в таблице неправильно указан адрес – улица проживания; строка 27 и папка 1 лист 15 строка 4, в таблице неправильно указан адрес – улица проживания; строка 31 и папка 1 лист 18 строка 2. В таблице в адресе неправильно указан номер квартиры; строка 32 и папка 1 лист 18 строка 4, в таблице неправильно указан адрес; строка 98 и папка 1 лист 44 строка 3, в таблице, в адресе неправильно указан номер квартиры; строка 88 и папка 1 лист 40 строка 3, в таблице неправильно указан адрес; строка 206 и папка 4 лист 4 строка 2, в таблице неправильно указаны номер паспорта и год рождения; строка 265 и папка 3 лист 11 строка 2, у подписавшего лица в таблице указаны данные паспорта иного лица, неправильные номер квартиры и год рождения; строка 401 и папка 8 лист 13 строка 1, в таблице не проставлены данные паспорта, в подписном же листе указаны и серия, и номер паспорта; строка 408 и папка 2 лист 10 строка 2, в таблице, в номере паспорта пропущена одна цифра; строка 393 и папка 8 лист 2 строка 5, указано «невозможно идентифицировать личность» в строка 396 папка 8 лист 5 строка 1, указано «не соответствует адрес места жительства» однако лица, поставившие подписи показывали паспорта, согласно которым данные в подписном листе соответствуют. Кроме того указал, что в таблице сведений, содержащихся в подписных листах административным ответчиком также были допущены искажения фамилий подписчиков: строка 69 и цапка 1 лист 31 строка 4; строка 92 и папка 1 лист 42 строка 1; строка 136 и папка 1 лист 58 строка 4; строка 139 и папка 1 лист 60 строка 5; строка 151 и папка 1 лист 67 строка 1; строка 162 и папка 1 лист 83 строка 5; строка 168 и папка 1 лист 85 строка 4; строка 172 и папка 1 лист 90 строка 1; строка 184 и папка 1 лист 94 строка 2; строка 194 и папка 1 лист 100 строка 5; строка 209 и папка 4 лист 4 строка 5; строка 239 и папка 4 лист 37 строка 5; строка 241 и папка 3 лист 4 строка 3; строка 255 и папка 3 лист 4 строка 5; строка 262 и папка 3 лист 10 строка 3; строка 290 и папка 3 лист 19 строка 5; строка 367 и папка 3 лист 48 строка 1; строка 392 и папка 8 лист 1 строка 4; строка 445 и папка 2 лист 32 строка 5; строка 397 и папка 8 лист 7 строка 3, в таблице неправильно указана фамилия и год рождения. Указывает, что в связи с этим 386 подписей избирателей были признаны недействительными незаконно.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального административного округа города Тюмени - Прокопьев Д.В. и представитель административного ответчика Избирательной комиссии Тюменской области Шадрин Н.Г., действующие на основании доверенностей (л.д. 59, 60, 61, 62), заявленные административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в представленных письменных возражениях (л.д. 54-58, 51-53).

Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На территории Тюменской области отношения по выборам урегулированы также Законом Тюменской области от 03.06.2003 года № 139 «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области» (далее также - Избирательный кодекс Тюменской области).

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В соответствии с п. 1 ст. 37.2 Избирательного кодекса Тюменской области необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Тюменской областной Думы, кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Согласно п. 1.1 ст. 38 Избирательного кодекса Тюменской области на выборах депутатов Тюменской областной Думы количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Указанное положение соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Тюменской области от 10 июня 2020 года № 105/488-6, опубликованным в газете «Тюменская область сегодня» 11 июня 2020 года № 102 (5120), назначены дополнительные выборы депутата Тюменской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.

В соответствии с частью 1 статьи 93 Избирательного кодекса Тюменской области, выдвижение кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Тюменской областной Думы осуществляется в течение 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов. Документы, необходимые для регистрации кандидатов, списков кандидатов, представляются соответственно в окружные избирательные комиссии, Избирательную комиссию Тюменской области (включая подписи избирателей) в срок не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

В соответствии со Схемой одномандатных избирательных округов Тюменской области для проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы, утвержденной Постановлением Тюменской областной Думы от 17.12.2015 года № 3360, на территории Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17 зарегистрировано 110198 избирателей. Решением Избирательной комиссии Тюменской области № 105/491-6 от 10 июня 2020 года определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 17 на дополнительных выборах депутата Тюменской областной Думы, установленное приложением к решению Избирательной комиссии Тюменской области от 31.03.2016 № 160/925-5, составляет 3 306 подписей, а максимальное количество подписей избирателей, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию Центрального административного округа города Тюмени, не должно превышать 3 636 подписей.

Как следует из материалов дела, 24 июня 2020 года Черепанов А.К. обратился в Избирательную комиссию Тюменской области с заявлением о выдвижении на выборах депутатов Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному г. Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 и 11 июля 2020 года представил в Окружную избирательную комиссию Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 17 документы для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, в числе которых, среди прочих необходимых документов, были представлены 747 подписных листов с 3636 подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, сброшюрованные в виде 8 папок, о чем избирательной комиссией было выдано подтверждение (л.д. 67).

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Частью 2 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области предусмотрено, что для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, избирательная комиссия, осуществляющая данную проверку, может создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

10 июля 2020 года Территориальной избирательной комиссией Центрального административного округа города Тюмени, на которую решением Избирательной комиссии Тюменской области от 10.06.2020 года № 105/489-6 возложены полномочия окружной избирательной комиссии Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17, принято решение № 11/2, которым была сформирована рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах на дополнительных выборах депутата Тюменской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17. Указанным решением установлено, что проверке подлежат все представленные кандидатами в депутаты подписи в поддержку кандидатов в депутаты (л.д. 104-105).

Согласно п. 3.1. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.

Аналогичная норма содержится в п. 3.1 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области.

В целях взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов внутренних дел Российской Федерации, а также в целях обеспечения гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении, заключено соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации (01.09.2016 № 08/14295-2016, 02.09.2016 № 1/8913).

Согласно п. 26 Протокола № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года избирательная комиссия, комиссия референдума направляет в соответствующий территориальный орган МВД России представление на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (участников референдума) в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов или инициативы проведения референдума) по форме согласно приложению № 7 к настоящему Протоколу. Передача на проверку в территориальный орган МВД России оригиналов подписных листов или их копий не допускается.

Территориальный орган МВД России, получив представление, проводит в возможно короткие сроки, но не более чем в пятидневный срок, проверку сведений об избирателях, участниках референдума и передает результаты в избирательную комиссию, комиссию референдума, направившую представление по форме согласно приложению № 8 к настоящему Протоколу (п. 27 Протокола № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года).

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, окружной избирательной комиссией Центрального города Тюмени одномандатного округа № 17 в целях установления достоверности содержащихся в представленных кандидатом Черепановым А.К. подписных листах сведений об избирателях, была проведена работа с использованием ГАС «Выборы», по результатам которой 13 июля 2020 года была подготовлена и направлена в отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Тюмени таблица с данными об избирателях на 52 листах, для проверки достоверности содержащихся в ней сведений (л.д. 109).

Согласно материалам дела и объяснениям представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального административного округа города Тюмени, вышеуказанные данные об избирателях были переданы по форме, предусмотренной приложением № 8 к Протоколу № 1 Соглашения о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года. При этом оригиналы подписных листов избирателей кандидата Черепанова А.К. находились в окружной избирательной комиссии, их копии не изготавливались и в отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Тюмени не передавались.

Какие-либо объективных данных, с достоверностью подтверждающих доводы административного истца о проведении окружной избирательной комиссией Центрального города Тюмени одномандатного округа № 17 оцифровки подписных листов и, как следствие, утечке сведений о персональных данных избирателей Центрального административного округа города Тюмени, в ходе рассмотрения настоящего дела не приведено. Поэтому доводы административного истца в указанной части суд признает несостоятельными.

16 июля 2020 года Отделом по вопросам миграции УМВД РФ по городу Тюмени в соответствии с п. 2 ст. 41 Избирательного кодекса Тюменской области в адрес территориальной избирательной комиссии Центрального АО города Тюмени направлена таблица сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты Черепанова А.К. (л.д. 110 -162).

Не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что он был лишен права участвовать в проверке представленных им в избирательную комиссию подписных листов.

При этом, суд исходит из того, что вышеприведенными нормами действующего законодательства не предполагается извещение и присутствие кандидата при использовании системы ГАС «Выборы» в целях установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и при проверке таких сведений в органах Министерства внутренних дел.

Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также частью 4 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области прямо предусмотрено право кандидата на его участие именно при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, а также при выборке подписей для проверки.

Материалами настоящего дела с достоверностью подтверждается, что кандидат Черепанов А.К., 15 июля 2020 года – телефонограммой и 16 июля 2020 года – путем личного получения уведомления в окружной избирательной комиссии, был уведомлен о проведении проверки подписей избирателей, назначенной на 17 июля 2020 года на 15-00 часов (л.д. 102, 103). При этом, административный истец в назначенную дату присутствовал при проведении проверки подписей избирателей.

Как правильно указано административным истцом, имеющееся в деле извещение № 135 о проведении проверки подписей избирателей датировано 07 июля 2020 года. При этом, представителем административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Центрального административного округа города Тюмени в судебном заседании даны объяснения о том, что указанная в извещении дата проставлена неверно, имела место опечатка и указанное извещение фактически составлено 13 июля 2020 года. Вместе с тем, вопреки доводам административного истца, указанное обстоятельство не может свидетельствовать о совершении окружной избирательной комиссией действий по сокрытию даты и времени проведения проверки подписей избирателей.

Учитывая, что административный истец был надлежащим образом уведомлен и принимал участие при проведении проверки 100% подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, положения пункта 6 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также части 4 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области административным ответчиком окружной избирательной комиссией Центрального города Тюмени одномандатного округа № 17, были соблюдены.

В силу подпунктов «в», «ж», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются:

подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.

все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Если при проверке подписей избирателей, участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, участника референдума в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными (пункт 6.2 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Пунктами «в», «ж», «з», части 9 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области предусмотрено, что недействительными признаются:

подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

     подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;

все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными (часть 7 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области).

В ходе проведения 17 июля 2017 года проверки рабочей группой окружной избирательной комиссии Центрального города Тюмени одномандатного округа № 17 составлены ведомости и вынесен протокол об итогах проверки подписных листов, согласно которому, из 3636 подписей избирателей недействительными признаны 700. Из них:

386 подписей – на основании пункта «в» части 9 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области (согласно письму начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по городу Тюмени от 16.07.2020 года № 91/26-604);

1 подпись – на основании пункта «ж» части 9 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области;

311 подписей – на основании пункта «з» части 9 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области;

2 подписи – на основании части 7 статьи 41 Избирательного кодекса Тюменской области.

Вышеуказанный протокол об итогах проверки подписных листов и ведомости проверки были получены кандидатом в депутаты Черепановым А.К. непосредственно в день проведения проверки подписей избирателей, о чем имеется собственноручная подпись административного истца (л.д. 163). Доказательства, свидетельствующие о том, что административным истцом подавались заявления о выдаче ему копий иных документов, в материалах настоящего дела не имеется.

Окружная избирательная комиссия Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа №17 20 июля 2020 года, рассматривая вопрос о регистрации кандидата Черепанова А.К. после обсуждения результатов проверки подписей избирателей рабочей группой, пришла к заключению об обоснованности признания недействительными 700 подписей избирателей, установив, что выявлено 19,25 процента недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, приняла оспариваемое решение об отказе в регистрации кандидату в депутаты Тюменской областной Думы по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанову А.К (л.д. 12-15).

Решением Избирательной комиссии Тюменской области от 20 июля 2020 года <.......> отказано в удовлетворении жалобы кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Черепанова А.К. (л.д. 32-34).

Разрешая вопрос обоснованности признания избирательной комиссией недействительными 700 подписей, суд приходит к следующему выводу.

Исследовав подлинники подписных листов избирателей, находящихся в папках №№ 1-8 и, сопоставив их с ведомостями, составленными рабочей группой избирательной комиссии по результатам проверки подписных листов (л.д. с 164 по 173), суд находит обоснованным признание недействительными одной подписи в связи с наличием специально неоговоренных исправлений в данных избирателя, 311 подписей в связи с наличием неоговоренных исправлений в подписных листах, либо отсутствием подписей кандидата, недостоверностью данных о сборщиках подписей, не указанием даты заверения подписного листа, а также двух подписей - в связи внесением нескольких подписей одних и тех же избирателей.

Помимо этого, с учетом Письменного информационного ответа Отдела по вопросам миграции УМВД РФ по городу Тюмени <.......> от 16 июля 2020 года, и признания 35 подписей избирателей недействительными по иным основаниям избирательная комиссия пришла к выводу о том, что сведения об избирателе не соответствуют действительности в 386 строках подписных листов.

Вместе с тем, при сопоставлении данных, содержащихся в указанном ответе Отдела по вопросам миграции УМВД РФ по городу Тюмени, с оригиналами подписных листов, суд находит необоснованным вывод избирательной комиссии о признании недействительными следующих подписей избирателей:

По данным Отдела по вопросам миграции УМВД РФ по городу Тюмени, неправильно указана фамилия, либо невозможно идентифицировать личность, либо отсутствуют сведения в отношении лиц, указанных в папке 1, на листе 6, строке 5; в папке 1 на листе 31 в строке 4; в папке 1 на листе 42 в строке 1; в папке 1 на листе 85 в строке 4; в папке 1 на листе 90 в строке 1; в папке 4 на листе 4 в строке 5, в папке 3 на листе 4 в строке 3, в папке 8 на листе 7 в строке 3. Вместе с тем, в таблице сведений (л.д. 112, 118, 120, 128, 129, 132, 137, 153), содержатся фамилии избирателей, отличные от фамилий, указанных в подписном листе;

По данным Отдела по вопросам миграции УМВД РФ по городу Тюмени, не соответствует адрес указанного избирателями места жительства, либо номер паспорта, указанные в папке 1, на листе 8, в строках 2, 4, 5; в папке 1 на листе 40 в строке 3; в папке 1 на листе 40 в строке 3; в папке 3 на листе 53 в строке 3, (л.д. 112, 120, 151, 155). Вместе с тем, в подписных листах избирателями адреса и номера паспортов указаны верно.

По данным Отдела по вопросам миграции УМВД РФ по городу Тюмени, отсутствуют сведения о лице, указанном в папке 4, на листе 4, в строке 2;. Вместе с тем, в таблице сведений (л.д. 132), содержатся сведения о реквизитах паспорта и даты рождения избирателя, отличные от сведений указанных в подписном листе;

В таблице сведений (л.д. 138), указаны данные о месте жительства, реквизиты паспорта и дате рождения, не соответствующие данным, указанным избирателем в подписном листе (папка 3, лист 11, строка 2).

По данным Отдела по вопросам миграции УМВД РФ по городу Тюмени, не соответствует дата рождения лица, указанного в папке 3, на листе 15, в строке 1. Вместе с тем, в таблице сведений (л.д. 140), не содержится сведений о фактической дате рождения указанного лица.

Таким образом 17 подписей избирателей, представленных кандидатом Черепановым А.К. не подлежали признанию избирательной комиссией, недействительными.

Не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о необоснованном признании недействительными сведений, содержащихся в подписных листах в связи с допущенными избирательной комиссией при направлении информации в орган УМВД РФ ошибками в данных избирателей, которые указаны: в папке 1 лист 6 строка 4, в папке 1 лист 15 строка 1, в папке 1 лист 15 строка 4; в папке 1 лист 18 строка 2, в папке 1 лист 18 строка 4; в папке 1 лист 44 строка 3; в папке 1 лист 58 строка 4; в папке 1 лист 60 строка 5; в папке 1 лист 67 строка 1; в папке 1 лист 83 строка 5; в папке 1 лист 85 строка 4; в папке 1 лист 100 строка 5; в папка 4 лист 37 строка 5; в папке 3 лист 4 строка 5; в папке 3 лист 10 строка 3; в папке 3 лист 19 строка 5; в папке 3 лист 48 строка 1; в папке 8 лист 1 строка 4; в папке 8 лист 5 строка 1; в папке 2 лист 32 строка 5; в папка 8 лист 7 строка 3; в папке 2 лист 32 строка 5. При этом суд исходит из того, что допущенные административным ответчиком неточности при внесении данных об избирателях, указанных в вышеназванных подписных листах, не послужили препятствием для правильной идентификации данных лиц и установления фактической информации о них. Указанные же в подписном листе 13 папки 8, в строке 1 данные о документе, удостоверяющем личность избирателя, не поддаются прочтению.

Показания свидетеля Статьева И.А. о том, что данные о лицах, проживающих с ним в одном доме и поставившие подписи в подписных листах соответствуют имеющимся у этих лиц документам, которые он проверял лично при сборе подписей, судом не принимаются во внимание, поскольку согласно материалам дела указанный свидетель не является лицом, осуществлявшим сбор подписей в поддержку кандидата Черепанова А.К.

Согласно подпункту «в.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом «г.1» части 7, статьи 42 Избирательного кодекса Тюменской области, основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума.

Несмотря на то, что судом 17 подписей избирателей признаны достоверными, количество недостоверных подписей, представленных административным истцом избирательной комиссии составляет 683 подписи избирателя, что превышает 5 % и является основанием для отказа в его регистрации в качестве кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17, согласно подпункту "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункту «г.1» части 7, статьи 42 Избирательного кодекса Тюменской области.

Вопреки доводам административного истца, принятие в соответствии с требованиями п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избирательной комиссией Тюменской области решения от 10 июля 2020 года № 105/494-6 «Об образце заполнения подписного листа в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Тюменской областной Думы», не является обстоятельством, препятствующим сбору кандидатами подписей избирателей.

Указание административного истца на отсутствие публикации избирательной комиссией формы списка лиц, осуществляющих сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата и порядка заполнения и заверения нотариусом такого списка, утвержденных решением Избирательной комиссии Тюменской области от 31 марта 2016 года <.......>, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Помимо этого, в судебном заседании административный истец дал пояснения, согласно которым об указанном решении избирательной комиссии ему было известно до начала избирательной компании.

Исходя из установленных выше обстоятельств суд приходит к выводу о том, проверка Окружной избирательной комиссией Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17 подписей избирателей, представленных кандидатом в депутаты Черепановым А.К., протокол об итогах проверки подписных листов не могут быть признаны противоречащими действующему избирательному законодательству, а потому оспариваемые решение Окружной избирательной комиссии Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17 от 20 июля 2020 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Тюменской областной Думы по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанову А.К.» и решения Избирательной комиссии Тюменской области от 27 июля 2020 года № <.......> «О жалобе кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанова А.К.», приняты законно и обоснованно, в пределах компетенции административных ответчиков. Исследованные при рассмотрении дела доказательства в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, влекущих безусловную отмену оспариваемых решений избирательной комиссии, допущено не было, права и законные интересы кандидата в депутаты Черепанова А.К. не нарушены, в связи с чем в удовлетворении заявления суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанова А.К. к Окружной избирательной комиссии Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17, Избирательной комиссии Тюменской области о признании проверки подписей, протокола об итогах проверки подписных листов от 17 июля 2020 года, решения Окружной избирательной комиссии Центрального города Тюмени одномандатного избирательного округа № 17 от 20 июля 2020 года «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Тюменской областной Думы по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанову А.К.», решения Избирательной комиссии Тюменской области от 27 июля 2020 года <.......> «О жалобе кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по Центральному города Тюмени одномандатному избирательному округу № 17 Черепанова А.К.» незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2020 года.

Судья Тюменского областного суда                                      А.В. Ревякин

3а-46/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черепанов Александр Киприянович
Прокурор ТО
Ответчики
Окружная избирательная комиссия Центрального г. Тюмени одномандатного избирательного округа № 17
Избирательная комиссия Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Ревякин Александр Викторович
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация административного искового заявления
31.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Подготовка дела (собеседование)
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее