Дело № 2–1136/2021 <данные изъяты>
(УИД 74RS0037-01-2021-001128-65)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сатка 05 августа 2021 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Патраковой Е.Б.,
при секретаре Рязановой А.А.,
с участием прокурора Пономаревой Т.В.,
представителя третьего лица Соловьевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лик к Обществу с ограниченной ответственностью «Первая сервисная компания» о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Первая сервисная компания» о понуждении к исполнению закона. Просит обязать ООО «Первая сервисная компания» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, между домами № и № по <адрес> и рекультивировать указанный земельный участок.
В обоснование своих требований указал, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдение требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Первая сервисная компания», которой выявлены нарушения закона. Во исполнение муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Первая сервисная компания» провела работы по демонтажу аварийного жилого дома по адресу: <адрес>, очистке земельного участка под указанным домом от строительных отходов и мусора. Однако, в нарушение требований закона строительные отходы и муссов в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вывезены не в специально отведенное для размещения отходов место, а на земельный участок по адресу: <адрес>, между домами <адрес>
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
Представитель ответчика – ООО «Первая сервисная компания» в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Причины не явки не сообщили.
Представитель третьего лица администрации Саткинского муниципального района в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Причины не явки не сообщили.
Третье лицо Шабарчин В.Г. в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Причины не явки не сообщил.
Представитель третьего лица Управления строительства и архитектуры Администрации Саткинского муниципального района Соловьева Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддерживала.
Выслушав доводы прокурора, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Саткинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Первая сервисная компания», которой выявлены нарушения закона.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 11-13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Одной из целей охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения земель и почв, а также иного негативного воздействия на земли и почвы. В целях охраны земель собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия, в том числе, по сохранению почв и защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также по ликвидации последствий такого загрязнения, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьями 2-4, 34, 39, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность организаций, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде в случае их возникновения.
Согласно ст. ст. 11-13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, требованиям приказа Минприроды России «Об утверждении порядка ведение государственного кадастра отходов» №792 от 30 сентября 2011 года, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. Запрещается размещение отходов производства и потребления на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации № 607-ст от 28 декабря 2001 года, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящий отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом установлено, что во исполнение муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МКУ «Саткинское архитектурно-градостроительное управление» (Заказчик) и ООО «Первая Сервисная компания» (Подрядчик), Подрядчиком проведены работы по демонтажу аварийного жилого дома по адресу: <адрес>, чистке земельного участка под указанным домом от строительных отходов и мусора (п. 1.3 контракта).
В нарушение указанных требований закона строительные отходы и мусор вывезены Подрядчиком в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не в специально отведенное для размещения отходов место, а на земельный участок по адресу: <адрес>, между домами № и № по <адрес>. Площадь загрязненною земельного участка составляет 150 кв.м. Свалка представлена в виде отходов (мусора) от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО - 81290101724). Доступ к месту размещенных отходов свободен для неопределенного круга лиц. Земельный участок расположен на территории Саткинского муниципального района в границах городской черты <адрес>.
Уполномоченными должностными лицами администрации Саткинского муниципального района в отношении ООО «Первая Сервисная компания» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 3 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области» № 584-30 от 02 июня 2010 года (организация несанкционированной свалки строительных отходов на земельных участках общего пользования). Постановлением административной комиссии администрации Саткинского муниципального района ООО «Первая Сервисная компания» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
Городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ на имя директора ООО «Первая сервисная компания» внесено представление об устранении нарушений закона, однако, по результатам рассмотрения представления указанная несанкционированная свалка строительных отходов не ликвидирована, земельный участок под ней не рекультивирован, водоохранная зона реки Карга от отходов не очищена.
Наличие на территории муниципального образования указанной несанкционированной свалки отходов приводит к загрязнению земли и водного объекта, нарушает санитарно-эпидемиологическую обстановку населенного пункта, не обеспечивает исполнение законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создает угрозу для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц – пользователей водным объектом и земельным участком.
Обязанность по выполнению работ по ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка должна быть возложена на ООО «Первая сервисная компания», допустившее размещение строительных отходов и мусора на не отведенном для этой цели земельном участке.
Следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Саткинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Первая сервисная компания» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, между домами № и № <адрес>, и рекультивировать указанный земельный участок.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий /подпись/ Е.Б. Патракова
Мотивированное решение составлено 11 августа 2021 года.
Верно:
Судья Е.Б. Патракова
Секретарь А.А. Рязанова