Дело №2а-1155/2021
24RS0013-01-2020-004344-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.,
при секретаре Берчатовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Емельяновский коммунальный комплекс» к ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю, судебному приставу - исполнителю ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю Чернышеву Игорю Андреевичу, УФССП по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Емельяновский коммунальный комплекс» обратилось в суд с административным иском к ОСП по Емельяновскому району Красноярского края, судебному приставу-исполнителю ОСП по Емельяновскому району Красноярского края Чернышеву И.А. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. Требования мотивировало тем, что ООО «ЕКК» является взыскателем по судебному приказу от 17.02.2020 № 02-0610/22/2020. Исполнительный документ направлен взыскателем в ОСП по Емельяновскому району Красноярского края, принят в работу. Согласно информации, размещенной на сайте УФССП по Красноярскому краю, на основании исполнительного документа возбуждены исполнительные производства №№ 26153/20/24028-ИП от 21.05.2020 15985/15/24028-СД. Постановление о возбуждении исполнительного производства сторонам не направлялось, информация о ходе исполнительного производства у ООО «ЕКК» отсутствует. ООО «ЕКК» в ОСП по Емельяновскому району направлено ходатайство об ознакомлении с материалами исполнительного производства, получен ответ о возможности ознакомиться с материалами в часы приема граждан, явившись в назначенное время, представитель ООО «ЕКК» допущен до ознакомления не был по причине отсутствия на бумажном носителе материала исполнительного производства. Требования исполнительного документа не исполнены. Мероприятия по выявлению и аресту автомобилей должника с его последующей реализацией не проводятся. Отсутствуют мероприятия по обращению взыскания на объекты недвижимого имущества. Просило признать незаконным бездействие ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю, выразившееся в неполном и несвоевременном совершении исполнительных действий в рамках исполнительных производств №№ 26153/20/24028-ИП от 21.05.2020 15985/15/24028-СД; бездействие, выраженное в отсутствии направлений постановлений судебного пристава-исполнителя должнику и взыскателю; возложить на ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю обязанность совершить действия, предусмотренные ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для обеспечения своевременного и полного исполнения исполнительного производства.
Административным соответчиком судом привлечено УФССП по Красноярскому краю (л.д. 15).
В судебное заседаниепредставителиООО «ЕКК», ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю, ГУ ФССП России по Красноярскому краю не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 102-103).
Судебный пристав исполнитель Чернышев И.А. уволен со службы в органах принудительного исполнения РФ 26.02.2021 по инициативе сотрудника приказом от 24.02.2021; извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заинтересованное лицо Угрюмова Л.М. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 104-106).
Исследовав материалы дела, суд полагает требования ООО «ЕКК» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу требований Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц; судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
В силу положений ст. 122 указанного Закона жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным законом (часть 1 статьи 30), при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 31 названного федерального закона.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Статьей 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (часть 1). Указанное постановление судебный пристав-исполнитель выносит в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если отсутствуют основания для отказа в возбуждении исполнительного производства (часть 8). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства направляется должнику не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления (часть 17).
Согласно ч. 1 ст. 64 названного закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с названным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (п. 7 ч. 1 данной статьи). К таким действиям, в том числе относится взыскание исполнительского сбора (п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона).
Положения приведенной статьи закрепляют перечень исполнительных действий, которых вправе совершать судебный пристав-исполнитель. Указанный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Статья 68 Закона об исполнительном производстве содержит перечень мер принудительного исполнения, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 22 в Емельяновском районе от 17.02.2020 № 02-0610/22/2020 с Угрюмовой Л.М. в пользу ООО «Емельяновский коммунальный комплекс» взыскана задолженность 37878 рублей 27 копеек (л.д. 8).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Емельяновскому району от 21.05.2020 возбуждено исполнительное производство №26153/20/24028-ИП в отношении Угрюмовой Л.М. на сумму задолженности 37878 рублей 27 копеек (л.д. 57).
Судебным приставом – исполнителем 21.05.20, 10.06.20, 21.08.20, 29.09.20, 20.11.20, 04.12.20, 04.01.21, 17.03.21, 18.03.21 направлены запросы в отношении должника в ПФ РФ, ГУВД МВД, ФНС, ГИБДД, ФНС, банки, Росреестр, оператору связи, центр занятости; взыскан исполнительский сбор, временно ограничен выезд за пределы РФ, обращены взыскания на денежные средства должника, обращены взыскания на заработную плату и иные доходы должника (л.д. 56-91).
29.03.2021 ООО «ЕКК» направлено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Угрюмовой Л.М. (л.д. 47-48).
11.06.2020 копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику Угрюмовой Л.М. (л.д. 44).
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд учитывает, что административными ответчиками представлены достаточные доказательства того, что должнику, ООО «ЕКК» направлялась копия постановления о возбуждении исполнительных производств.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого бездействия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Административным истцом суду не представлены доказательства в обоснование доводов о нарушении административными ответчиками его прав.
Суд не усматривает нарушения административными ответчиками прав ООО «ЕКК» оспариваемым бездействием по не своевременному направлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства ООО «ЕКК», поскольку административным истцом не указано, каким образом удовлетворение исковых требований повлечет восстановление его прав.
Судебным приставом-исполнителем Чернышевым И.А. приняты необходимые меры к установлению фактического имущественного положения должника, совершены необходимые исполнительные действия, обеспечено исполнение требований исполнительного документа: направлены запросы в отношении должника в ПФ РФ, ГУВД МВД, ФНС, ГИБДД, ФНС, банки, оператору связи; вынесены постановления о временном ограничении выезда за пределы РФ, обращении взыскания на доходы, денежные средства должника, запрет регистрации.
Доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что судебным приставом-исполнителем допущено бездействие, а так же, что вследствие оспариваемого бездействия утрачена возможность исполнения требований исполнительного документа, в материалы административного дела не представлено.
Несогласие взыскателя с объемом и характером совершенных исполнительных действий само по себе, с учетом установленных судом обстоятельств, не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя, который вправе самостоятельно определять ход исполнительного производства, с учетом особенностей предмета исполнения, а также личности должника, определять какие именно действия будут наиболее эффективными.
Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата по твердому убеждению суда так же не свидетельствует о его бездействии.
В абзаце 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Доказательств наличия указанных обстоятельств административным истцом не представлено.
Особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции предусмотрены Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции".
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции по 01.07.2021 включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Приведенные положения не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника (ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 N 215-ФЗ).
В порядке устранения последствий незаконного бездействия суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность, то есть совершить определенные действия.
Поскольку судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление, оспаривая законность бездействия судебного пристава-исполнителя, связанного с не своевременным направлением в адрес взыскателя копии постановления о возбуждении исполнительного производства, административным истцом не приведено доводов, свидетельствующих о том, что удовлетворение требований повлечет восстановление его прав, а равно не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении прав вследствие оспариваемого бездействия, исполнительное производство не окончено, доказательств, свидетельствующих о том, что судебным приставом-исполнителем допущено бездействие, а так же, что вследствие оспариваемого бездействия утрачена возможность исполнения требований исполнительного документа, в материалы административного дела не представлено, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований ООО «Емельяновский коммунальный комплекс» к ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю, судебному приставу – исполнителю ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю Чернышеву И.А., УФССП по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Емельяновский коммунальный комплекс» к ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю, судебному приставу – исполнителю ОСП по Емельяновскому району УФССП по Красноярскому краю Чернышеву Игорю Андреевичу, УФССП по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Демидова В.В.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2021