РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Киренск ДД.ММ.ГГГГ
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области, и.о. судьи Киренского районного суда Иркутской области Кулакова К.Г.,
при секретаре Карелиной Н.Г.,
с участием административного истца Резникова С.В.,
представителей заинтересованного лица Киренской ТИК - Медведевой Н.М., Суржиной Н.А.,
заинтересованных лиц Алехина В.В., Бобрякова А.Н., Сафонова В.К., Шатковского Г.Г.,
прокурора Русенковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-256/17 по административному исковому заявлению Резникова Сергея Владимировича к Думе Киренского муниципального образования, председателю Думы Киренского муниципального образования о признании решения незаконным,
установил:
В обоснование требований с учетом уточнения указано, что решением Думы Киренского муниципального образования № 257/3 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки ходатайства инициативной группы о проведении местного референдума на территории Киренского муниципального образования вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, признан несоответствующим ст.ст. 8, 9 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области». На основании данного решения Киренской ТИК инициативной группе отказано в регистрации. Административный истец считает указанное решение незаконным, нарушающим право инициативной группы на регистрацию в порядке ст. 15 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области». Вопрос, предлагаемый инициативной группой, сформулирован на основании ч. 7 ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и не противоречит ст.ст. 8, 9 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области». Истец просит признать решение Думы Киренского муниципального образования об отказе в назначении местного референдума незаконным, также признать вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум, отвечающим требованиям ст.ст. 8, 9 Закона Иркутской области «О местных референдумах в Иркутской области».
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Киренская территориальная избирательная комиссия, члены инициативной группы - Бобряков А.Н., Алехин В.В., Митрофанов А.М., Сафонов В.К., Суханов А.В., Кулебякина Е.П., Иванская М.В., Шперлинг И.В., Миленькая О.А., Кулебякин В.В., Ширяева А.Б., Орлин А.Г., Старцева А.Ф., Антипин А.В., Калистратова Е.Н., Шатковский Г.Г., Хорошева М.А., Швецов В.В., Архипова А.М.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, в возражениях просил в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованные лица Бобряков А.Н., Алехин В.В., Шатковский Г.Г., Сафонов В.К. считали, что требования следует удовлетворить.
Представители заинтересованного лица Киренской ТИК просили в удовлетворении административного иска отказать.
Другие заинтересованные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право на обращение административного истца с настоящими требованиями гарантировано ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ, согласно которой решения и действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На заседании Думы Киренского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ принято решение № 257/3 о рассмотрении ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума на территории Киренского муниципального образования. Дума Киренского МО решила отказать в назначении местного референдума на территории Киренского муниципального образования о преобразовании Киренского муниципального образования в городской округ в связи с несоответствием Федеральному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решение принято на основании п.п. б п. 2 ст. 36 Закона Иркутской области от 06.05.2006 № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области», ст. 15 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15 Устава Киренского муниципального образования.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 15 Закона Иркутской области от 06.05.2006 N 25-оз "О местных референдумах в Иркутской области" представительный орган муниципального образования в течение срока, установленного уставом муниципального образования, осуществляет проверку соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом (Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в статьях 8, 9 настоящего Закона.По результатам проверки представительный орган муниципального образования принимает решение о соответствии либо несоответствии вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум, требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом (Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в статьях 8, 9 настоящего Закона.
Согласно ст. 8 Закона Иркутской области от 06.05.2006 N 25-оз "О местных референдумах в Иркутской области" в соответствии с Федеральным законом (Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству области. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.
Согласно ст. 9 Закона Иркутской области от 06.05.2006 N 25-оз "О местных референдумах в Иркутской области" в соответствии с Федеральным законом (Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") на местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов местного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) о принятии местного бюджета или его изменении, об исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. В соответствии с Федеральным законом установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Иркутской области от 06.05.2006 N 25-оз "О местных референдумах в Иркутской области" в ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы) местного референдума либо текст проекта (тексты проектов) нормативного правового акта (актов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум.
Согласно ч. 3, ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В ходатайстве инициативной группы указано следующее.
На референдум в Киренском муниципальном образовании вынести вопрос о согласии населения Киренского муниципального образования на преобразование Киренского муниципального образования путем изменения статуса Киренского городского поселения в городской округ.
На референдум в Киренском муниципальном районе вынести вопрос о согласии населения Киренского муниципального района на выделение Киренского городского поселения из состава Киренского муниципального района в связи с изменением статуса Киренского городского поселения в городской округ.
Формулировка вопросов, выносимых на референдум, должна быть ясной и однозначной, должна быть исключена неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения, которая в данном случае выражается в том какие именно правовые последствия наступят в случае преобразования для муниципальных образований в составе Киренского городского поселения, в частности в части их статуса, границ. Кроме того, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования представительным органом муниципального образования назначается голосование.
Таким образом, вопросы, предлагаемые инициативной группой для вынесения на местный референдум, изложенные в ходатайстве, не соответствуют требованиям, указанным в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статьях 8, 9 Закона Иркутской области от 06.05.2006 N 25-оз "О местных референдумах в Иркутской области".
Оспариваемое решение соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца, заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья